— По мере того, как увеличивалось количество случаев, когда нам удавалось помочь морякам, возрастало число обращений и просьб о помощи, — рассказывает председатель правления БО «Фонд помощи морякам «Ассоль» Анна Муругова, выступавшая на совещании с докладом. — Так, в 2010 году в фонд обратилось немногим более ста человек. В прошлом году — более двухсот. А с начала нынешнего мы получили свыше 300 обращений. На данный момент в работе находится около двухсот заявлений от моряков или от их родственников с просьбой разобраться в ситуации и, по возможности, помочь — словом и делом — найти правильный выход.
Анализируя поступающие обращения, можно выделить две большие группы проблем, с которыми сталкиваются украинские «подфлажники».
Первая из них — юридические. Они связаны с нарушением прав украинских моряков иностранными властями либо частными лицами других государств. Например, весьма распространенным случаем является арест экипажа судна властями иностранного государства под предлогом нарушения норм международного морского права или местного законодательства.
Вторая группа проблем относится к нарушениям социально-экономических прав моряков. Достаточно частым случаем является невыполнение судовладельцем своих финансовых обязательств перед экипажем. Зарплата либо выплачивается с большой задержкой, либо не выплачивается вовсе. Решение этой проблемы усложняется тем, что судовладельцем является иностранная компания, находящаяся за пределами Украины. Поэтому судебное решение, вынесенное в украинском суде, практически невозможно исполнить, так как зачастую между Украиной и государством судовладельца отсутствует договор о взаимной правовой помощи.
К сожалению, «подфлажники» не всегда могут рассчитывать на помощь украинских профсоюзов, а также ITF. Инспектора Международной федерации транспортников оказывают помощь, в первую очередь, тем морякам, которые работают на судах, в отношении которых заключены стандартные «айтиэфовские» коллективные соглашения. Разумеется, далеко не все суда входят в зону действия вышеназванных договоров. По нашим данным, только около 30 процентов украинских моряков защищено коллективными соглашениями ITF. Обращение в эту международную инстанцию эффективно, когда моряк находится на борту судна, а у местного инспектора есть и возможность, и желание решить проблему с задолженностью по зарплате прямо в порту. После списания моряка на берег такая возможность практически утрачивается.
Как решать проблемы, возникающие у моряков? Практика работы благотворительной организации дает основание говорить о двух подходах. Первый — бесконфликтный. Основной инструмент — многочисленные обращения к судовладельцу, в которых акцент делается на том, что деловая репутация дороже любых денег. Поэтому легче погасить задолженность по зарплате, чем прослыть в морских кругах компанией, которая в любой момент может отказаться от выполнения взятых на себя обязательств. Отмечу, что на многих судовладельцев такой психологический прессинг оказывает влияние. Проходит совсем немного времени, и они «вспоминают», что на борту их судов сидят экипажи без зарплаты.
Второй подход — конфликтный. Заключается он в привлечении к решению проблемы юристов, специализирующихся на морском праве. Моряки дают соответствующую доверенность, и трудовой спор переносится в юридическую плоскость. Хочу заметить, что согласно международным конвенциям претензии моряков по выплате заработной платы являются привилегированными морскими требованиями по отношению к требованиям или претензиям других лиц и компаний. То есть задолженность по зарплате подлежит возмещению в первую очередь. Поэтому наличие зарплатного долга дает полное основание для ареста судна.
МОРЯКИ относятся к особой категории трудящихся. Учитывая глобальный характер судоходной отрасли и различные юрисдикции, которые могут на них распространяться, «подфлажникам» необходима специальная защита, особенно, когда речь идет о контактах с иностранными властями. На наш взгляд, более активную позицию в защите прав украинских моряков должны занимать соответствующие органы государственной власти и профсоюзные организации, многие из которых сегодня, положа руку на сердце, контролируют лишь своевременность поступления профсоюзных взносов. Но как только возникает проблема — до профсоюза не достучаться…
Немаловажна и грамотная юридическая поддержка. Когда, к примеру, судовладелец находится в Америке, посредническая компания — в Украине, судно ходит под флагом Каймановых островов и в данный момент находится у берегов Турции, то в такой ситуации только опытный юрист со специализацией в морском праве сможет квалифицированно помочь моряку найти решение той или иной его проблемы.
К совещанию фонд «Ассоль» подготовил перечень мер, реализация которых поможет сделать помощь максимально эффективной. Прежде всего, мы предлагаем создать действенный механизм финансирования экстренной репатриации моряков-«подфлажников» на Родину, с обязательным привлечением к этому процессу профсоюзных организаций и посреднических компаний.
Для юридической поддержки наших сограждан, оказавшихся в беде за пределами Украины, предлагаем сформировать на базе нашей организации информационно-справочную систему, содержащую данные о надежных юридических компаниях за границей. Осуществить задуманное должны помочь консульские службы в тех странах, где наиболее часто украинские моряки оказываются один на один со своими проблемами.
Наконец, считаем необходимым систематизировать сведения о сообществах и землячествах украинцев за рубежом, создать координационный совет с их представителями при МИД Украины. Благодаря этому, консульские службы получат надежного помощника в защите конституционных свобод, законных прав и интересов украинских граждан, особенно, в первые дни после того, как случилась неприятность.
В завершение следует отметить, что между благотворительной организацией «Фонд помощи морякам «Ассоль» и Министерством иностранных дел Украины, в частности, департаментом консульской службы, представительством МИД в Одессе, сразу же установились взаимопонимание и партнерское взаимодействие, что позволило найти решение различных проблем, с которыми к нам обращались моряки. Отдельную благодарность за высокий профессионализм хочу выразить украинским дипломатическим работникам, работающим в Греции, Турции, Испании, Марокко, Индии, Кении, Эквадоре, Египте, Кипре, Бразилии.
На прошлой неделе в Киеве проходило очередное, уже тринадцатое по счету, ежегодное совещание руководителей зарубежных дипломатических учреждений Украины. Один день работы был целиком посвящен обсуждению проблем, с которыми сталкиваются украинские моряки, работающие на судах под удобным флагом.
— По мере того, как увеличивалось количество случаев, когда нам удавалось помочь морякам, возрастало число обращений и просьб о помощи, — рассказывает председатель правления БО «Фонд помощи морякам «Ассоль» Анна Муругова, выступавшая на совещании с докладом. — Так, в 2010 году в фонд обратилось немногим более ста человек. В прошлом году — более двухсот. А с начала нынешнего мы получили свыше 300 обращений. На данный момент в работе находится около двухсот заявлений от моряков или от их родственников с просьбой разобраться в ситуации и, по возможности, помочь — словом и делом — найти правильный выход.
Анализируя поступающие обращения, можно выделить две большие группы проблем, с которыми сталкиваются украинские «подфлажники».
Первая из них — юридические. Они связаны с нарушением прав украинских моряков иностранными властями либо частными лицами других государств. Например, весьма распространенным случаем является арест экипажа судна властями иностранного государства под предлогом нарушения норм международного морского права или местного законодательства.
Вторая группа проблем относится к нарушениям социально-экономических прав моряков. Достаточно частым случаем является невыполнение судовладельцем своих финансовых обязательств перед экипажем. Зарплата либо выплачивается с большой задержкой, либо не выплачивается вовсе. Решение этой проблемы усложняется тем, что судовладельцем является иностранная компания, находящаяся за пределами Украины. Поэтому судебное решение, вынесенное в украинском суде, практически невозможно исполнить, так как зачастую между Украиной и государством судовладельца отсутствует договор о взаимной правовой помощи.
К сожалению, «подфлажники» не всегда могут рассчитывать на помощь украинских профсоюзов, а также ITF. Инспектора Международной федерации транспортников оказывают помощь, в первую очередь, тем морякам, которые работают на судах, в отношении которых заключены стандартные «айтиэфовские» коллективные соглашения. Разумеется, далеко не все суда входят в зону действия вышеназванных договоров. По нашим данным, только около 30 процентов украинских моряков защищено коллективными соглашениями ITF. Обращение в эту международную инстанцию эффективно, когда моряк находится на борту судна, а у местного инспектора есть и возможность, и желание решить проблему с задолженностью по зарплате прямо в порту. После списания моряка на берег такая возможность практически утрачивается.
Как решать проблемы, возникающие у моряков? Практика работы благотворительной организации дает основание говорить о двух подходах. Первый — бесконфликтный. Основной инструмент — многочисленные обращения к судовладельцу, в которых акцент делается на том, что деловая репутация дороже любых денег. Поэтому легче погасить задолженность по зарплате, чем прослыть в морских кругах компанией, которая в любой момент может отказаться от выполнения взятых на себя обязательств. Отмечу, что на многих судовладельцев такой психологический прессинг оказывает влияние. Проходит совсем немного времени, и они «вспоминают», что на борту их судов сидят экипажи без зарплаты.
Второй подход — конфликтный. Заключается он в привлечении к решению проблемы юристов, специализирующихся на морском праве. Моряки дают соответствующую доверенность, и трудовой спор переносится в юридическую плоскость. Хочу заметить, что согласно международным конвенциям претензии моряков по выплате заработной платы являются привилегированными морскими требованиями по отношению к требованиям или претензиям других лиц и компаний. То есть задолженность по зарплате подлежит возмещению в первую очередь. Поэтому наличие зарплатного долга дает полное основание для ареста судна.
МОРЯКИ относятся к особой категории трудящихся. Учитывая глобальный характер судоходной отрасли и различные юрисдикции, которые могут на них распространяться, «подфлажникам» необходима специальная защита, особенно, когда речь идет о контактах с иностранными властями. На наш взгляд, более активную позицию в защите прав украинских моряков должны занимать соответствующие органы государственной власти и профсоюзные организации, многие из которых сегодня, положа руку на сердце, контролируют лишь своевременность поступления профсоюзных взносов. Но как только возникает проблема — до профсоюза не достучаться…
Немаловажна и грамотная юридическая поддержка. Когда, к примеру, судовладелец находится в Америке, посредническая компания — в Украине, судно ходит под флагом Каймановых островов и в данный момент находится у берегов Турции, то в такой ситуации только опытный юрист со специализацией в морском праве сможет квалифицированно помочь моряку найти решение той или иной его проблемы.
К совещанию фонд «Ассоль» подготовил перечень мер, реализация которых поможет сделать помощь максимально эффективной. Прежде всего, мы предлагаем создать действенный механизм финансирования экстренной репатриации моряков-«подфлажников» на Родину, с обязательным привлечением к этому процессу профсоюзных организаций и посреднических компаний.
Для юридической поддержки наших сограждан, оказавшихся в беде за пределами Украины, предлагаем сформировать на базе нашей организации информационно-справочную систему, содержащую данные о надежных юридических компаниях за границей. Осуществить задуманное должны помочь консульские службы в тех странах, где наиболее часто украинские моряки оказываются один на один со своими проблемами.
Наконец, считаем необходимым систематизировать сведения о сообществах и землячествах украинцев за рубежом, создать координационный совет с их представителями при МИД Украины. Благодаря этому, консульские службы получат надежного помощника в защите конституционных свобод, законных прав и интересов украинских граждан, особенно, в первые дни после того, как случилась неприятность.
В завершение следует отметить, что между благотворительной организацией «Фонд помощи морякам «Ассоль» и Министерством иностранных дел Украины, в частности, департаментом консульской службы, представительством МИД в Одессе, сразу же установились взаимопонимание и партнерское взаимодействие, что позволило найти решение различных проблем, с которыми к нам обращались моряки. Отдельную благодарность за высокий профессионализм хочу выразить украинским дипломатическим работникам, работающим в Греции, Турции, Испании, Марокко, Индии, Кении, Эквадоре, Египте, Кипре, Бразилии.