Привлекает внимание тот аспект, что Румыния при реализации и планировании целого ряда своих инфраструктурных проектов на Дунае постоянно игнорирует их согласование с Украиной.
Не является исключением и запланированный Румынией для дальнейшей реализации проект строительства судоходного канала «Дунай — Бухарест», финансирование которого было согласовано Европейской Комиссией в марте 2012 года.
Согласно запланированным строительным работам, судоходный канал «Дунай — Бухарест» будет иметь следующие характеристики: длина — 73 км, ширина — 80 метров, глубина — 5 метров. В процессе строительства канала планируется реализация ряда мощных гидрологических и мелиоративных работ.
Предварительный анализ запланированных Румынией работ не вызывает у меня сомнений в том, что они негативным образом могут повлиять на дальнейшее перераспределение гидрологического баланса в дельте Дуная в пользу Румынии из-за изменения гидравлических процессов.
Кроме того, согласно мероприятиям, разработанным странами ЕС в контексте подготовки «Стратегии Европейского Союза для Дунайского региона», Дунайская Комиссия (рабочий орган Конвенции о режиме судоходства на Дунае) подготовила для Стратегии проекты государств-членов ДК, которые запланированы для улучшения инфраструктуры на Дунае.
В частности, Румыния среди собственных предложений под номером ROM 6 внесла проект «Участок Тульча (Морской Дунай)». Согласно описательной части проекта, Румыния планирует провести гидротехнические работы на участке 43-34 мили р. Дунай у города Тульча на Сулинском канале. Работы будут связаны с улучшением сложных условий судоходства в указанном районе, а именно: искусственным увеличением радиуса поворота реки Дунай.
По данным украинских специалистов, такие работы будут предусматривать искусственное спрямление русла реки, что повлечет увеличение скорости течения реки Дунай на данном отрезке, а это приведет к дальнейшему искусственному перераспределению водотока в сторону румынской гидротехнической системы».
Также в запросе отмечается: «Все перечисленные проекты могут привести к потере проходной осадки украинских судоходных устьев и спровоцировать дальнейшее обмеление устьев, по которым проходит украинско-румынская государственная граница, к дальнейшей деградации украинской дельты Дуная и Дунайского биосферного заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.
То есть это вопрос государственной важности, который затрагивает национальные интересы Украины.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 86 Конституции Украины, с целью защиты прав и интересов государства Украина с целью предотвращения деградации украинской дельты Дуная, разрушения гидрологического баланса в дельте Дуная и дальнейшего обмеления украинских судоходных устьев, прошу Вас поручить соответствующим органам государственной власти осуществить прогнозный анализ влияния последствий реализации указанных проектов на украинскую часть территории дельты Дуная и в случае получения отрицательных заключений начать соответствующий диалог для определения возможных компенсационных шагов с целью защиты реки Дунай».
Народный депутат, первый заместитель председателя Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины Сергей Гриневецкий обратился с депутатским запросом к Президенту Украины Виктору Януковичу по поводу предотвращения деградации украинской части дельты реки Дунай и обмеления украинских судоходных устьев.
Привлекает внимание тот аспект, что Румыния при реализации и планировании целого ряда своих инфраструктурных проектов на Дунае постоянно игнорирует их согласование с Украиной.
Не является исключением и запланированный Румынией для дальнейшей реализации проект строительства судоходного канала «Дунай — Бухарест», финансирование которого было согласовано Европейской Комиссией в марте 2012 года.
Согласно запланированным строительным работам, судоходный канал «Дунай — Бухарест» будет иметь следующие характеристики: длина — 73 км, ширина — 80 метров, глубина — 5 метров. В процессе строительства канала планируется реализация ряда мощных гидрологических и мелиоративных работ.
Предварительный анализ запланированных Румынией работ не вызывает у меня сомнений в том, что они негативным образом могут повлиять на дальнейшее перераспределение гидрологического баланса в дельте Дуная в пользу Румынии из-за изменения гидравлических процессов.
Кроме того, согласно мероприятиям, разработанным странами ЕС в контексте подготовки «Стратегии Европейского Союза для Дунайского региона», Дунайская Комиссия (рабочий орган Конвенции о режиме судоходства на Дунае) подготовила для Стратегии проекты государств-членов ДК, которые запланированы для улучшения инфраструктуры на Дунае.
В частности, Румыния среди собственных предложений под номером ROM 6 внесла проект «Участок Тульча (Морской Дунай)». Согласно описательной части проекта, Румыния планирует провести гидротехнические работы на участке 43-34 мили р. Дунай у города Тульча на Сулинском канале. Работы будут связаны с улучшением сложных условий судоходства в указанном районе, а именно: искусственным увеличением радиуса поворота реки Дунай.
По данным украинских специалистов, такие работы будут предусматривать искусственное спрямление русла реки, что повлечет увеличение скорости течения реки Дунай на данном отрезке, а это приведет к дальнейшему искусственному перераспределению водотока в сторону румынской гидротехнической системы».
Также в запросе отмечается: «Все перечисленные проекты могут привести к потере проходной осадки украинских судоходных устьев и спровоцировать дальнейшее обмеление устьев, по которым проходит украинско-румынская государственная граница, к дальнейшей деградации украинской дельты Дуная и Дунайского биосферного заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.
То есть это вопрос государственной важности, который затрагивает национальные интересы Украины.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 86 Конституции Украины, с целью защиты прав и интересов государства Украина с целью предотвращения деградации украинской дельты Дуная, разрушения гидрологического баланса в дельте Дуная и дальнейшего обмеления украинских судоходных устьев, прошу Вас поручить соответствующим органам государственной власти осуществить прогнозный анализ влияния последствий реализации указанных проектов на украинскую часть территории дельты Дуная и в случае получения отрицательных заключений начать соответствующий диалог для определения возможных компенсационных шагов с целью защиты реки Дунай».