Брокеров заставили сдавать
квалификационные экзамены каждые три года и заново получать удостоверение в
учебном заведении ГТС. После этого количество брокерских контор уменьшилось
почти втрое, оставшиеся брокеры «забурели» и взвинтили цены. Создались
предпосылки к монополизации рынка оформления грузов, что повлекло, как водится,
увеличение сумм взяток.
При всем этом приказ №1334 не был
зарегистрирован в Минюсте и все это время действовал незаконно. Его отменил
лишь новый главы Гостаможни
Анатолий Макаренко. Совместно
с советом предпринимателей при Кабмине и
субъектами внешнеэкономической деятельности он вырабатывает новые принципы
деятельности таможенных брокеров.
Это не единственное трудное
наследство Хорошковского, от которого Анатолий Макаренко решил отказаться. По его словам, новым приоритетом деятельности
ведомства станет борьба за достоверность информации о грузе, которая подается в
таможенной декларации. Особым объектом внимания Анатолия Макаренко станет
коррупция на местах. Он говорит, что намерен свести к минимуму личный контакт
таможенников и импортеров, для чего может быть устроена постоянная ротация
инспекторов. Эта практика уже прошла успешную апробацию на Киевской
региональной таможне, которую до недавнего времени возглавлял нынешний
председатель ведомства.
То, что таможне необходимо менять
принципы деятельности, чистить ряды и отказываться от неприязненного отношения
к тем, кто не платит взятки, бизнесмены говорят давно. На днях, в редакцию
пришло письмо, как принято говорить «с рынка». Люди, связанные с внешнеторговым
бизнесом, рассказали об изнанке «растаможки» во всех ее скрытых от
непосвященного ока деталях. Важная деталь: авторы письма – декларанты (а, это
как раз та категория, которая ходит у инспекторов в нелюбимчиках). Брокеры,
возможно, имеют свой взгляд на изложенные факты. Инспектора – тоже. Так, что
вполне возможно это письмо положит начало острой дискуссии на таможенные темы.
Итак, письмо:
«У нас крупная компания с
иностранными инвестициями. Постоянно происходят поставки материалов, сырья и
оборудования для наших заводов и производств. Большая торговая сеть и
огромнейший список клиентов. Раньше, это около 8 месяцев назад, растаможкой
иностранных грузов занималась лицензированная брокерская компания, но в
последствии за свою работу они начали требовать неоправданно большие суммы в
долларах США. Когда брокерам отказывались платить по 300-500 дол. США за
контейнер, они просто прекращали заниматься нашими машинами, уже находившимися
на таможенном терминале. И нам приходилось идти у них на поводу, чтобы не
оплачивать большие суммы за простои машин, контейнеров и ожидания клиентов. Это
тем более было невыгодно, что на тот период в стране уже начал развиваться
кризис, и доллары стали «дефицитным товаром».
Директору наших компаний надоело
бороться с брокерской компанией за «лояльные гонорары за растаможку», и он
отправил трех человек из компании на курсы брокерского дела. Курсы продлились
около 2 месяцев и в последствии они получили Свидетельство об окончании курсов
«Таможенный брокер». Это свидетельство дает право представлять интересы
компании на таможне, подавать декларации, заниматься растаможкой грузов. Но
если вы сдадите экзамены на таможне, и получите Свидетельство таможенного
брокера, то тогда сможете работать еще и в лицензированной брокерской конторе и
растамаживать грузы уже для других компаний, подписав с ними об этом договор.
Наши декларанты, после окончания
курсов и назначения их приказом компании о том, что они являются
уполномоченными лицами по работе с таможней, подали документы в центральный
офис таможни, который находиться на улице Жилянской, 86 и их внесли в карточку аккредитации. С этого
момента они стали называться декларантами компании. Но вся простота процедуры
аккредитации и учебы закончилась в тот момент, когда они попали на ОТО №1 (ул.
Малая Кольцевая 10/1), где и была аккредитована их компания.
Пару слов о том, что из себя
представляет ОТО. ОТО – т.е. отдел таможенного оформления – находится на
территории терминала, частного предпринимателя. Терминал-это 10 рамп, где
досматриваются машины, и офисное двухэтажное помещение для инспекторов, плюс
кабинет для брокеров. На ОТО работают начальник отдела, 2 его заместителя,
инспектора, которые принимают декларации к рассмотрению, 2 инспектора по
определению таможенной стоимости заявленного товара, 2 инспектора статистики, и
3 инспектора отдела платежей.
Работники терминала – это
начальник отдела досмотра, диспетчера и его помощники, команда грузчиков и
охраны, 3 инспектора контрабанды и 2 инспектора Торгово-промышленной палаты.
ГТО ограждено забором, въезд на территорию платный – 5 гривен в день. На
территории терминала 2 стоянки: 1 для машин, которые только прибыли, 2 для
машин, которые уже досмотрели и они готовы к выезду. Стоянки охраняются и
просматриваются видеокамерами. На терминале также ведется видео наблюдение.
Первый блин, конечно, был комом
не только у декларантов, но и таможенников. Придя на терминал с напечатанной
декларацией, нужно было расписать Информационный лист у главного инспектора на
инспектора, который принял бы декларацию к рассмотрению и присвоил бы ей номер,
в электронной базе данных таможенной службы. Но, чтобы подать декларацию
инспектору, нужно ожидать, пока он примет декларации у «своих» или закончит
работу со стопкой деклараций, которые уже находятся у него в работе.
После трех часов ожидания наша
декларация, наконец, была принята к рассмотрению, но… через час вернулась
декларантам на перепечатку, без объяснения, в чем заключается ошибка.
Декларация была перепечатана (оказывается, не хватало 2 или 3 точек в графах) и
опять была подана, но только после того, как декларанты снова простояли очередь
к тому же инспектору. Инспектор принял декларацию, но сказал, что будет
рассматривать ее завтра, так как его рабочий день уже закончен.
На следующий день, опять прождав
очередь, декларанты узнали, что все тот же инспектор обнаружил в декларации
очередные «ошибки», и нужно перепечатываться ее заново, вбивая уже другой курс
валюты контракта.
С горем пополам, после очередной
перепечатки, инспектор присвоил номер декларации и направил ее в статистику.
Инспектор статистики нашла очередную неточность и отдала ее декларантам на
очередную перепечатку. А это значит, что нужно перепечатать декларацию,
расписывать ее у главного инспектора, подавать инспектору и опять проходить
статистику. В общем, заколдованный круг.
Теперь несколько занимательных
подробностей о подводных камнях растаможки. Вы уже помните о том, что
информационный лист расписывает главный инспектор, потом декларация подается
инспектору. А уже инспектор решает:
проводить досмотр вашей машины или нет. Даешь 100 долларов – и машину никто не
открывает, не взвешивает, не делается полная выгрузка товара и не составляется
акт досмотра. Потом тебя направляют в статистику. Даешь там 50 баксов – и никто
не направляет тебя на перепечатку декларации. Инспектор сразу направляет ее в
отдел тарифов, чтобы проверили правильность цены в инвойсе.
Здесь никуда не денешься: или
даешь 100 баксов или тебе повысят цену, по которой ты завозишь товар. А от
этого повышаются НДС и пошлина, которые ты платишь государству. Т.е. приходится
все заново перепечатываешься, и опять – «по кругу». Если же вдруг цену не
повысили, то декларацию направляют в отдел платежей. Там проверяют, правильно
ли вы вбили в декларацию сумму НДС и пошлины. Здесь тоже есть прикол: если
инспектор принял декларацию в обеденный перерыв, после окончания рабочего
времени или в свой выходной, то в отделе платежей снимут с тебя еще и 40 евро
за час работы, причем не одного инспектора, а всех инспекторов всех отделов,
которые принимают участие в продвижении растаможки.
Ну, а после отдела платежей
инспектор закрывает декларацию, и машина, после того как диспетчер терминала
снимет деньга за ее пребывание на терминале, может его покинуть. Пребывание
машины на терминале тоже не дешево – разовый въезд 600 грн и каждый последующий
день по 120 грн.
Отдельное шоу – процедура
досмотра. По постановлению Кабинета Министров № 1862 от 12 декабря 2002 года
досмотр проводится уполномоченным человеком таможни в присутствии
декларанта/брокера и инспектора отдела контрабанды. Если товар попадает под
группу риска, то уполномоченный таможенный инспектор отбирает образцы товара, пломбирует
его и отвозит в лабораторию. Но это по закону. У наших декларантов все
происходит по-другому. Инспектора для досмотра можно прождать целый день, как,
например, в случае с инспектором Кириенко С., которые целый день отказывался
досматривать груз, ссылаясь на отсутствие свободного времени. Таким образом,
машина может целый день простоять со срезанной пломбой, без досмотра.
Если инспектор все же изволил
прийти, то при досмотрах машина/контейнер вначале взвешивается – это 150 грн,
потом срезается пломба, производится полная выгрузка товара (для этого нужно
заплатить грузчикам еще по 100-200 грн, иначе прождешь весь день, так как такая
группа на таможне всего одна). А затем… В случае, если инспектор дает
указание декларантам на отбор образцов, то им приходиться все это делать при
помощи подручных средств, и после опломбировки инспектором, личным транспортом
доставлять на Жилянскую в отдел номенклатуры, где и решается дальнейшая судьба
товара (определяется таможенный код и, соответственно размер пошлины).
Скорость определения кода
номенклатурой зависит также от многих факторов – от информации о товаре,
которую предоставляет декларант, от вменяемости составленного инспектором
запроса, и от г-на Маклакова –
начальника отдела номенклатуры. Какой он определит вам код, такой в и
поставят. А если предположить, что вы заявили код товара под 0%-ую пошлину, а
вам определили код, по которому пошлина возросла до 5% или больше от стоимости
товара, то отдел контрабанды может выписать вам протокол. Чем грозит протокол?
Во-первых, штраф 8500 гривен, во-вторых, два штрафа и могут лишить
аккредитации.
Был случай, когда инспектор
Васильев при отборе образцов, заставил наших декларантов вытягивать из плотно
забитого контейнера, с самого низа, 12-ти метровый профиль и пилить его
напильником на куски. А потом оказалось, что в номенклатуру он направил их
напрасно, так как приказ, которым он руководствовался, уже давно не действует.
Или случай с другим инспектором: этот умник заставил отсыпать химические
порошковые смеси из мешков, которые в высоту достигают 2-
Знайте, что если товар приходит к
вам в коробках или ящиках, то 5-10 из них обязательно разрежут или поломают.
Причем, никто на таможне не будет отвечать за поломку товара при выгрузке из
машины или при дальнейшей его транспортировке к месту назначения.
Был один интересный случай.
Пришла иностранная фура с оборудованием, предназначенным в уставной фонд
предприятия. Фура простояла на таможне 2,5 месяца. У водителя дважды
заканчивалась виза, его приходилось отправлять на родину за свой счет, чтобы
продлять визу. Инспектора ссылались то на отсутствие каких-то разрешений на
оборудование, то на отсутствие маркировок на коробках, то заставляли определять
таможенные коды, то еще что-то. Досмотр произвели спустя 1,5 месяца, и он
длился 6 часов. При этом грузчики отказывались работать, и декларантам
приходилось разламывать тяжелые ящики собственными руками или еще какими-либо
подручными средствами.
Но когда фуру все же растаможили,
оказалось, что у машины сняли 2 акамулятора и слили всю солярку. Терминал, как
уже сообщали, просматривается видеокамерами, но по приезду милиции пленки
показывать отказались, а милиция даже не
составила протокол.
Напоследок, пару слов об
инспекторах. Инспектора люди, конечно, хорошие, но пока им не заплатишь – никто
работать не будет. На таможне расценки колеблются от 300 до 1000 долларов США
за машину/контейнер. Все зависит от того, как быстро ты хочешь, чтобы машину
отпустили. На ОТО все связаны: инспектора, контрабанда, работники терминала и
брокеры. Неоднократно приходилось наблюдать передачу взяток или их дележ. И что
самое поразительное: сотрудники таможни не боялись видеокамер.
На таможне декларантов не любят:
ведь они не платят, а кушать хочется всем. Соответственно и принимать
декларации от них не хотят: ведь за это время можно хорошо заработать. А если
при рассмотрении их, порой, не простых, деклараций нужно мозги напрягать, то
это вообще кошмар. Зато живут таможенники хорошо. Все ездят на машинах,
регулярно отдыхают за границей. Конечно, на фоне этой денежной мафии есть и
порядочные инспектора, надеюсь, их никогда не коснется поговорка – «с волками
жить, по волчьи выть».
Опытные брокеры рассказывали, что
3-4 года назад процесс растаможки длился на много быстрее. Приехал в 9 утра на
таможню – в 13.00 уже отпустил фуру. Да и принцип «единого окна» был достаточно
продуман. Брокеры практически не контактировали с таможенниками, ведь все
документы, в порядке очереди, подавались через окошко и в порядке очереди и
рассматривались. Теперь все не так, все хотят денег и много денег. Скажем,
заходишь в кабинет инспекторов ОТО и видишь толпу брокеров, столпившихся вокруг
стола инспектора. И у каждого брокера есть «свой любимый», покормленный
инспектор.
А что же делать частным
предпринимателям, которые как-то пытаются прокормить свои семьи? Ведь затраты
на завоз иностранного груза в нашу страну очень большие. Транспортировка, доставка,
растаможка, оплата услуг брокеров или декларантов, взятки, простои. От этого
всего и увеличивается себестоимость груза. А сейчас еще и пошлины увеличивают.
В тему.
Глава Гостаможни Валерий
Хорошковский продлил срок действия приказа об обязательном обучении таможенных
брокеров, несмотря на то что и первый приказ не был зарегистрирован в Минюсте
Напомним, что 26 ноября
утвердил своим приказом №1334 порядок деятельности таможенных брокеров.
Согласно новому порядку, каждый желающий вести брокерскую деятельность должен
получить квалификационное удостоверение. Для этого физлицо подает в учебное
заведение Гостаможни запрос на принятие у него квалификационного экзамена.
Наличие квалификационного удостоверения дает право физлицу обратиться в
таможенный орган для получения свидетельства на право ведения таможенной
брокерской деятельности, срок действия которого составляет пять лет. Но каждых
три года таможенный брокер обязан подтверждать и повышать свою квалификацию, в
противном случае его квалификационное удостоверение потеряет силу, а вместе с
тем перестанет действовать и свидетельство.
Приказ Гостаможни вступает в силу
лишь после его регистрации в Минюсте. Но в своем письме первому вице-премьеру
Александру Турчинову министр юстиции Николай Онищук пишет: «…Информируем, что
этот приказ подлежит госрегистрации в Минюсте, но на госрегистрацию не
подавался и, соответственно, не вступил в силу в установленном
законодательством порядке, является недействительным и подлежит отмене, о чем Минюст
проинформировал Гостаможню».
По информации «і», ситуация на
границе остается напряженной. Из зарегистрированных в прошлом году 1852
юридических лиц (общее количество работников около 17-18 тыс.), занимающихся
брокерской деятельностью, сегодня свидетельства должны получить чуть более 500.
И согласно приказу господина Хорошковского №1500 от 30 декабря
срок действия приказа №1334 до 1 февраля
февраля все таможенные брокеры, не получившие свидетельства, не смогут
заниматься профессиональной деятельностью. Также, по данным из регионов, на
региональных таможнях брокеров просят хотя бы прийти на экзамен.
«Пока что экзаменовка касается
только таможенных брокеров и брокерских компаний, а декларанты, работающие на
своих предприятиях, не обязаны сдавать экзамены. Из-за суматохи и спешки рынок
брокерских услуг может значительно уменьшиться. Я думаю, что в ближайшее время
Гостаможня может обязать сдавать экзамены и декларантов»,- сказал «і» на правах
анонимности один из парламентариев.
Согласно протоколам собрания
таможенных брокеров, которые есть в распоряжении «і», уполномоченными лицами
брокерских предприятий Днепропетровска, Запорожья, Киева, Одессы,
Ивано-Франковска, Донецка, Харькова, Ровно и Житомира принято решение
игнорировать приказ Гостаможни как такой, что противоречит действующему
законодательству.
А от лица Ассоциации
международных экспедиторов, Ассоциации экспедиторских организаций
«Укрвнештранс» и Ассоциации таможенных брокеров Александру Турчинову направлена
телеграмма, в которой, в частности, сказано: «В связи с полным игнорированием
таможенными органами заключений Минюста о нелегитимности приказа… на границах
Украины и в морских портах безосновательно не принимаются грузовые таможенные
декларации, в том числе транзитные, от таможенных брокеров, чем наносится вред
внешнеторговым отношениям и имиджу Украины как транзитной страны…».
Появление первого приказа в конце
ноября не было случайностью. 21 ноября
письме Совета предпринимателей, поручает Гостаможне и Госкомпредпринимательства
урегулировать вопросы по лицензированию таможенных брокеров. И через пять дней
Валерий Хорошковский подписывает приказ, основываясь на пункте 8.6
Международной конвенции об упрощении таможенных процедур: «Таможенная служба
определяет условия, при которых третья сторона не допускается к участию в
таможенных операциях». Но есть разночтения этого пункта. Так, львовские
переводчики нормативных актов перевели это правило так: «Таможенная служба
определяет обстоятельства, при которых нельзя осуществлять деловые операции с
третьей стороной». По данным «і», СБУ и МВД проведут проверку на предмет
причастности сотрудников Гостаможни к переводу Конвенции.
Вчера получить официальный
комментарий от Гостаможни не удалось. Тем временем на сайте ведомства появился
проект совместного приказа Гостаможни и Госкомпредпринимательства о
лицензировании посреднической деятельности таможенных брокеров.
Максим Шпаченко, «Экономические
известия», 13.01.2009 г.
Новое руководство Гостаможслужбы разгребает завалы «made in Хорошковский». Один из самых актуальных вопросов – проблема брокерской деятельности и оформления грузов. Валерий Хорошковский своим приказом №1334 от 26 ноября 2008 года фактически сфальсифицировал ряд положений Международной конвенции об упрощении таможенных процедур.
Брокеров заставили сдавать
квалификационные экзамены каждые три года и заново получать удостоверение в
учебном заведении ГТС. После этого количество брокерских контор уменьшилось
почти втрое, оставшиеся брокеры «забурели» и взвинтили цены. Создались
предпосылки к монополизации рынка оформления грузов, что повлекло, как водится,
увеличение сумм взяток.
При всем этом приказ №1334 не был
зарегистрирован в Минюсте и все это время действовал незаконно. Его отменил
лишь новый главы Гостаможни
Анатолий Макаренко. Совместно
с советом предпринимателей при Кабмине и
субъектами внешнеэкономической деятельности он вырабатывает новые принципы
деятельности таможенных брокеров.
Это не единственное трудное
наследство Хорошковского, от которого Анатолий Макаренко решил отказаться. По его словам, новым приоритетом деятельности
ведомства станет борьба за достоверность информации о грузе, которая подается в
таможенной декларации. Особым объектом внимания Анатолия Макаренко станет
коррупция на местах. Он говорит, что намерен свести к минимуму личный контакт
таможенников и импортеров, для чего может быть устроена постоянная ротация
инспекторов. Эта практика уже прошла успешную апробацию на Киевской
региональной таможне, которую до недавнего времени возглавлял нынешний
председатель ведомства.
То, что таможне необходимо менять
принципы деятельности, чистить ряды и отказываться от неприязненного отношения
к тем, кто не платит взятки, бизнесмены говорят давно. На днях, в редакцию
пришло письмо, как принято говорить «с рынка». Люди, связанные с внешнеторговым
бизнесом, рассказали об изнанке «растаможки» во всех ее скрытых от
непосвященного ока деталях. Важная деталь: авторы письма – декларанты (а, это
как раз та категория, которая ходит у инспекторов в нелюбимчиках). Брокеры,
возможно, имеют свой взгляд на изложенные факты. Инспектора – тоже. Так, что
вполне возможно это письмо положит начало острой дискуссии на таможенные темы.
Итак, письмо:
«У нас крупная компания с
иностранными инвестициями. Постоянно происходят поставки материалов, сырья и
оборудования для наших заводов и производств. Большая торговая сеть и
огромнейший список клиентов. Раньше, это около 8 месяцев назад, растаможкой
иностранных грузов занималась лицензированная брокерская компания, но в
последствии за свою работу они начали требовать неоправданно большие суммы в
долларах США. Когда брокерам отказывались платить по 300-500 дол. США за
контейнер, они просто прекращали заниматься нашими машинами, уже находившимися
на таможенном терминале. И нам приходилось идти у них на поводу, чтобы не
оплачивать большие суммы за простои машин, контейнеров и ожидания клиентов. Это
тем более было невыгодно, что на тот период в стране уже начал развиваться
кризис, и доллары стали «дефицитным товаром».
Директору наших компаний надоело
бороться с брокерской компанией за «лояльные гонорары за растаможку», и он
отправил трех человек из компании на курсы брокерского дела. Курсы продлились
около 2 месяцев и в последствии они получили Свидетельство об окончании курсов
«Таможенный брокер». Это свидетельство дает право представлять интересы
компании на таможне, подавать декларации, заниматься растаможкой грузов. Но
если вы сдадите экзамены на таможне, и получите Свидетельство таможенного
брокера, то тогда сможете работать еще и в лицензированной брокерской конторе и
растамаживать грузы уже для других компаний, подписав с ними об этом договор.
Наши декларанты, после окончания
курсов и назначения их приказом компании о том, что они являются
уполномоченными лицами по работе с таможней, подали документы в центральный
офис таможни, который находиться на улице Жилянской, 86 и их внесли в карточку аккредитации. С этого
момента они стали называться декларантами компании. Но вся простота процедуры
аккредитации и учебы закончилась в тот момент, когда они попали на ОТО №1 (ул.
Малая Кольцевая 10/1), где и была аккредитована их компания.
Пару слов о том, что из себя
представляет ОТО. ОТО – т.е. отдел таможенного оформления – находится на
территории терминала, частного предпринимателя. Терминал-это 10 рамп, где
досматриваются машины, и офисное двухэтажное помещение для инспекторов, плюс
кабинет для брокеров. На ОТО работают начальник отдела, 2 его заместителя,
инспектора, которые принимают декларации к рассмотрению, 2 инспектора по
определению таможенной стоимости заявленного товара, 2 инспектора статистики, и
3 инспектора отдела платежей.
Работники терминала – это
начальник отдела досмотра, диспетчера и его помощники, команда грузчиков и
охраны, 3 инспектора контрабанды и 2 инспектора Торгово-промышленной палаты.
ГТО ограждено забором, въезд на территорию платный – 5 гривен в день. На
территории терминала 2 стоянки: 1 для машин, которые только прибыли, 2 для
машин, которые уже досмотрели и они готовы к выезду. Стоянки охраняются и
просматриваются видеокамерами. На терминале также ведется видео наблюдение.
Первый блин, конечно, был комом
не только у декларантов, но и таможенников. Придя на терминал с напечатанной
декларацией, нужно было расписать Информационный лист у главного инспектора на
инспектора, который принял бы декларацию к рассмотрению и присвоил бы ей номер,
в электронной базе данных таможенной службы. Но, чтобы подать декларацию
инспектору, нужно ожидать, пока он примет декларации у «своих» или закончит
работу со стопкой деклараций, которые уже находятся у него в работе.
После трех часов ожидания наша
декларация, наконец, была принята к рассмотрению, но… через час вернулась
декларантам на перепечатку, без объяснения, в чем заключается ошибка.
Декларация была перепечатана (оказывается, не хватало 2 или 3 точек в графах) и
опять была подана, но только после того, как декларанты снова простояли очередь
к тому же инспектору. Инспектор принял декларацию, но сказал, что будет
рассматривать ее завтра, так как его рабочий день уже закончен.
На следующий день, опять прождав
очередь, декларанты узнали, что все тот же инспектор обнаружил в декларации
очередные «ошибки», и нужно перепечатываться ее заново, вбивая уже другой курс
валюты контракта.
С горем пополам, после очередной
перепечатки, инспектор присвоил номер декларации и направил ее в статистику.
Инспектор статистики нашла очередную неточность и отдала ее декларантам на
очередную перепечатку. А это значит, что нужно перепечатать декларацию,
расписывать ее у главного инспектора, подавать инспектору и опять проходить
статистику. В общем, заколдованный круг.
Теперь несколько занимательных
подробностей о подводных камнях растаможки. Вы уже помните о том, что
информационный лист расписывает главный инспектор, потом декларация подается
инспектору. А уже инспектор решает:
проводить досмотр вашей машины или нет. Даешь 100 долларов – и машину никто не
открывает, не взвешивает, не делается полная выгрузка товара и не составляется
акт досмотра. Потом тебя направляют в статистику. Даешь там 50 баксов – и никто
не направляет тебя на перепечатку декларации. Инспектор сразу направляет ее в
отдел тарифов, чтобы проверили правильность цены в инвойсе.
Здесь никуда не денешься: или
даешь 100 баксов или тебе повысят цену, по которой ты завозишь товар. А от
этого повышаются НДС и пошлина, которые ты платишь государству. Т.е. приходится
все заново перепечатываешься, и опять – «по кругу». Если же вдруг цену не
повысили, то декларацию направляют в отдел платежей. Там проверяют, правильно
ли вы вбили в декларацию сумму НДС и пошлины. Здесь тоже есть прикол: если
инспектор принял декларацию в обеденный перерыв, после окончания рабочего
времени или в свой выходной, то в отделе платежей снимут с тебя еще и 40 евро
за час работы, причем не одного инспектора, а всех инспекторов всех отделов,
которые принимают участие в продвижении растаможки.
Ну, а после отдела платежей
инспектор закрывает декларацию, и машина, после того как диспетчер терминала
снимет деньга за ее пребывание на терминале, может его покинуть. Пребывание
машины на терминале тоже не дешево – разовый въезд 600 грн и каждый последующий
день по 120 грн.
Отдельное шоу – процедура
досмотра. По постановлению Кабинета Министров № 1862 от 12 декабря 2002 года
досмотр проводится уполномоченным человеком таможни в присутствии
декларанта/брокера и инспектора отдела контрабанды. Если товар попадает под
группу риска, то уполномоченный таможенный инспектор отбирает образцы товара, пломбирует
его и отвозит в лабораторию. Но это по закону. У наших декларантов все
происходит по-другому. Инспектора для досмотра можно прождать целый день, как,
например, в случае с инспектором Кириенко С., которые целый день отказывался
досматривать груз, ссылаясь на отсутствие свободного времени. Таким образом,
машина может целый день простоять со срезанной пломбой, без досмотра.
Если инспектор все же изволил
прийти, то при досмотрах машина/контейнер вначале взвешивается – это 150 грн,
потом срезается пломба, производится полная выгрузка товара (для этого нужно
заплатить грузчикам еще по 100-200 грн, иначе прождешь весь день, так как такая
группа на таможне всего одна). А затем… В случае, если инспектор дает
указание декларантам на отбор образцов, то им приходиться все это делать при
помощи подручных средств, и после опломбировки инспектором, личным транспортом
доставлять на Жилянскую в отдел номенклатуры, где и решается дальнейшая судьба
товара (определяется таможенный код и, соответственно размер пошлины).
Скорость определения кода
номенклатурой зависит также от многих факторов – от информации о товаре,
которую предоставляет декларант, от вменяемости составленного инспектором
запроса, и от г-на Маклакова –
начальника отдела номенклатуры. Какой он определит вам код, такой в и
поставят. А если предположить, что вы заявили код товара под 0%-ую пошлину, а
вам определили код, по которому пошлина возросла до 5% или больше от стоимости
товара, то отдел контрабанды может выписать вам протокол. Чем грозит протокол?
Во-первых, штраф 8500 гривен, во-вторых, два штрафа и могут лишить
аккредитации.
Был случай, когда инспектор
Васильев при отборе образцов, заставил наших декларантов вытягивать из плотно
забитого контейнера, с самого низа, 12-ти метровый профиль и пилить его
напильником на куски. А потом оказалось, что в номенклатуру он направил их
напрасно, так как приказ, которым он руководствовался, уже давно не действует.
Или случай с другим инспектором: этот умник заставил отсыпать химические
порошковые смеси из мешков, которые в высоту достигают 2-
Знайте, что если товар приходит к
вам в коробках или ящиках, то 5-10 из них обязательно разрежут или поломают.
Причем, никто на таможне не будет отвечать за поломку товара при выгрузке из
машины или при дальнейшей его транспортировке к месту назначения.
Был один интересный случай.
Пришла иностранная фура с оборудованием, предназначенным в уставной фонд
предприятия. Фура простояла на таможне 2,5 месяца. У водителя дважды
заканчивалась виза, его приходилось отправлять на родину за свой счет, чтобы
продлять визу. Инспектора ссылались то на отсутствие каких-то разрешений на
оборудование, то на отсутствие маркировок на коробках, то заставляли определять
таможенные коды, то еще что-то. Досмотр произвели спустя 1,5 месяца, и он
длился 6 часов. При этом грузчики отказывались работать, и декларантам
приходилось разламывать тяжелые ящики собственными руками или еще какими-либо
подручными средствами.
Но когда фуру все же растаможили,
оказалось, что у машины сняли 2 акамулятора и слили всю солярку. Терминал, как
уже сообщали, просматривается видеокамерами, но по приезду милиции пленки
показывать отказались, а милиция даже не
составила протокол.
Напоследок, пару слов об
инспекторах. Инспектора люди, конечно, хорошие, но пока им не заплатишь – никто
работать не будет. На таможне расценки колеблются от 300 до 1000 долларов США
за машину/контейнер. Все зависит от того, как быстро ты хочешь, чтобы машину
отпустили. На ОТО все связаны: инспектора, контрабанда, работники терминала и
брокеры. Неоднократно приходилось наблюдать передачу взяток или их дележ. И что
самое поразительное: сотрудники таможни не боялись видеокамер.
На таможне декларантов не любят:
ведь они не платят, а кушать хочется всем. Соответственно и принимать
декларации от них не хотят: ведь за это время можно хорошо заработать. А если
при рассмотрении их, порой, не простых, деклараций нужно мозги напрягать, то
это вообще кошмар. Зато живут таможенники хорошо. Все ездят на машинах,
регулярно отдыхают за границей. Конечно, на фоне этой денежной мафии есть и
порядочные инспектора, надеюсь, их никогда не коснется поговорка – «с волками
жить, по волчьи выть».
Опытные брокеры рассказывали, что
3-4 года назад процесс растаможки длился на много быстрее. Приехал в 9 утра на
таможню – в 13.00 уже отпустил фуру. Да и принцип «единого окна» был достаточно
продуман. Брокеры практически не контактировали с таможенниками, ведь все
документы, в порядке очереди, подавались через окошко и в порядке очереди и
рассматривались. Теперь все не так, все хотят денег и много денег. Скажем,
заходишь в кабинет инспекторов ОТО и видишь толпу брокеров, столпившихся вокруг
стола инспектора. И у каждого брокера есть «свой любимый», покормленный
инспектор.
А что же делать частным
предпринимателям, которые как-то пытаются прокормить свои семьи? Ведь затраты
на завоз иностранного груза в нашу страну очень большие. Транспортировка, доставка,
растаможка, оплата услуг брокеров или декларантов, взятки, простои. От этого
всего и увеличивается себестоимость груза. А сейчас еще и пошлины увеличивают.
В тему.
Глава Гостаможни Валерий
Хорошковский продлил срок действия приказа об обязательном обучении таможенных
брокеров, несмотря на то что и первый приказ не был зарегистрирован в Минюсте
Напомним, что 26 ноября
утвердил своим приказом №1334 порядок деятельности таможенных брокеров.
Согласно новому порядку, каждый желающий вести брокерскую деятельность должен
получить квалификационное удостоверение. Для этого физлицо подает в учебное
заведение Гостаможни запрос на принятие у него квалификационного экзамена.
Наличие квалификационного удостоверения дает право физлицу обратиться в
таможенный орган для получения свидетельства на право ведения таможенной
брокерской деятельности, срок действия которого составляет пять лет. Но каждых
три года таможенный брокер обязан подтверждать и повышать свою квалификацию, в
противном случае его квалификационное удостоверение потеряет силу, а вместе с
тем перестанет действовать и свидетельство.
Приказ Гостаможни вступает в силу
лишь после его регистрации в Минюсте. Но в своем письме первому вице-премьеру
Александру Турчинову министр юстиции Николай Онищук пишет: «…Информируем, что
этот приказ подлежит госрегистрации в Минюсте, но на госрегистрацию не
подавался и, соответственно, не вступил в силу в установленном
законодательством порядке, является недействительным и подлежит отмене, о чем Минюст
проинформировал Гостаможню».
По информации «і», ситуация на
границе остается напряженной. Из зарегистрированных в прошлом году 1852
юридических лиц (общее количество работников около 17-18 тыс.), занимающихся
брокерской деятельностью, сегодня свидетельства должны получить чуть более 500.
И согласно приказу господина Хорошковского №1500 от 30 декабря
срок действия приказа №1334 до 1 февраля
февраля все таможенные брокеры, не получившие свидетельства, не смогут
заниматься профессиональной деятельностью. Также, по данным из регионов, на
региональных таможнях брокеров просят хотя бы прийти на экзамен.
«Пока что экзаменовка касается
только таможенных брокеров и брокерских компаний, а декларанты, работающие на
своих предприятиях, не обязаны сдавать экзамены. Из-за суматохи и спешки рынок
брокерских услуг может значительно уменьшиться. Я думаю, что в ближайшее время
Гостаможня может обязать сдавать экзамены и декларантов»,- сказал «і» на правах
анонимности один из парламентариев.
Согласно протоколам собрания
таможенных брокеров, которые есть в распоряжении «і», уполномоченными лицами
брокерских предприятий Днепропетровска, Запорожья, Киева, Одессы,
Ивано-Франковска, Донецка, Харькова, Ровно и Житомира принято решение
игнорировать приказ Гостаможни как такой, что противоречит действующему
законодательству.
А от лица Ассоциации
международных экспедиторов, Ассоциации экспедиторских организаций
«Укрвнештранс» и Ассоциации таможенных брокеров Александру Турчинову направлена
телеграмма, в которой, в частности, сказано: «В связи с полным игнорированием
таможенными органами заключений Минюста о нелегитимности приказа… на границах
Украины и в морских портах безосновательно не принимаются грузовые таможенные
декларации, в том числе транзитные, от таможенных брокеров, чем наносится вред
внешнеторговым отношениям и имиджу Украины как транзитной страны…».
Появление первого приказа в конце
ноября не было случайностью. 21 ноября
письме Совета предпринимателей, поручает Гостаможне и Госкомпредпринимательства
урегулировать вопросы по лицензированию таможенных брокеров. И через пять дней
Валерий Хорошковский подписывает приказ, основываясь на пункте 8.6
Международной конвенции об упрощении таможенных процедур: «Таможенная служба
определяет условия, при которых третья сторона не допускается к участию в
таможенных операциях». Но есть разночтения этого пункта. Так, львовские
переводчики нормативных актов перевели это правило так: «Таможенная служба
определяет обстоятельства, при которых нельзя осуществлять деловые операции с
третьей стороной». По данным «і», СБУ и МВД проведут проверку на предмет
причастности сотрудников Гостаможни к переводу Конвенции.
Вчера получить официальный
комментарий от Гостаможни не удалось. Тем временем на сайте ведомства появился
проект совместного приказа Гостаможни и Госкомпредпринимательства о
лицензировании посреднической деятельности таможенных брокеров.
Максим Шпаченко, «Экономические
известия», 13.01.2009 г.