Председатель ПРМТУ Киреев обличил «желтые профсоюзы» Николаевского, Ильичевского и Южного портов

Доклад председателя профсоюза М.
Киреева «Об организационном единстве Профсоюза и повышении авторитета его
первичных профсоюзных организаций».

Основные положения.

Михаил КИРЕЕВ: «Предстоит
огромная и ответственная организационная работа как профсоюзных комитетов
морских портов, так и работников аппарата Профсоюза».

Во всем мире профсоюзы уже давно
осознали, что лишь объединившись, можно надежно противостоять наступлению
капитала на интересы наемных работников.

Анализ процессов, происходящих в
профсоюзном движении на протяжении последних лет, убедительно свидетельствует о
том, что преобразования, которые имеют место в профсоюзах, в той или иной
степени отражают перемены в политической, экономической и социальной жизни
общества. Эффективность исполнения профсоюзами своих функций в основном зависит
от двух составляющих: внешней и внутренней.

К внешней относится политическая
нестабильность в обществе, несовершенство существующего законодательства,
правовой нигилизм со стороны представителей государственной власти и
работодателей, стремление новых собственников распоряжаться средствами
производства самостоятельно, бесконтрольно, невзирая на трудовые коллективы, не
считаясь с их интересами. Отсюда и рьяные нападения на действующие профсоюзы,
попытки внедрить «желтые», «карманные», удобные для руководства профсоюзы.

Однако следует отметить, что
многие трудности, которые сейчас переживают профсоюзы, связаны с внутренними
проблемами самого движения, которому не удалось избежать потери
организационного равновесия. Профсоюзы в определенной степени утратили свои
главные положительные качества – сплоченность, единство, возможность
консолидировать усилия для достижения поставленных целей. Движение оказалось
разъединенным и организационно ослабленным, неспособным надлежащим образом
противостоять все более активному наступлению власти и капитала на права
трудящихся.

В меньшей мере это относится к
нашему Профсоюзу. В сложных условиях ПРМТУ занял активную позицию в отстаивании
интересов государства и трудовых коллективов.

 

В адрес Президента, Кабинета
Министров, Министерства транспорта и связи и другие центральные органы
государственной власти Украины, были направлены обращения по актуальным для
отрасли вопросам, что позволило Профсоюзу добиться следующих положительных
результатов в вопросах социального партнерства и защиты прав и гарантий
работников отрасли:

1. Пресечены попытки Минтранссвязи
приватизировать порты и в т.ч. суда портового и служебно-вспомогательного флота
(в ответ на обращение Фонд госимущества Украины сообщил Профсоюзу, что порты
приватизации не подлежат).

2. В ст.63 Закона Украины «О
государственном бюджете Украины на 2007 год» внесено изменение о том, что
норматив отчисления части чистой прибыли госпредприятиями, и в т.ч. портами, в
госбюджете снижен с 50 до 15 процентов.

3. Урегулирована ситуация,
имевшая место в начале 2006 года в Дунайском регионе в части пропуска железнодорожных
составов с грузами для Ренийского морского порта через Приднепровскую
Молдавскую Республику. Это позволило восстановить объемы
погрузочно-разгрузочных работ, улучшить финансовое положение порта и
осуществить своевременную выплату заработной платы работникам. Кроме того,
трудовыми коллективами портов и других предприятий отрасли были перечислены
средства на счет профкома Ренийского морского порта для оказания материальной
помощи портовикам, которые в период «транспортной блокады» не работали и не
получали заработную плату.

4. После многочисленных
обращений, пикетирований Министерства транспорта и связи, Министерства
экономики Украины были повышены аккордные ставки за выполнение
погрузочно-разгрузочных работ внешнеторговых грузов в портах на 25% в 2007 году
и на 22% в 2008 году. В настоящее время ведется разработка нового Тарифного
справочника.

5. Создан негосударственный
пенсионный фонд работников морского транспорта.

6. Положительным результатом
обращений и резолюций конфедерации судоремонтников явилось то, что Килийскому
судостроительно-судоремонтному заводу в 2007 году была погашена задолженность
государства по возмещению налога на добавленную стоимость.

 

Как пример отстаивания интересов
трудового коллектива можно привести профкомы плавсостава (Широков О.В.) и
береговых подразделений (Селезень В.С.) Украинского Дунайского пароходства.

На совместном заседании профкомов
они приняли решение: за невыполнение обязательств по коллективному договору,
отраслевому соглашению, нарушение законодательства о труде в части оплаты труда
работников пароходства выразить недоверие тогдашнему и.о. президента
пароходства Титамиру О.Н. Профкомы потребовали от министра транспорта и связи
разорвать с ним трудовой договор.

Некомпетентность топ-менеджеров
пароходства привела к убыточной деятельности судоходной компании УДП –
национального перевозчика №1. От имени трудового коллектива профкомы приняли
обращение в центральные органы государственной власти, в котором подняли пласт
проблем, нуждающихся в решении на государственном уровне.

Приказом министра транспорта и
связи Титамир О.Н. был освобожден от занимаемой должности. В пароходство пришла
команда профессионалов, которую возглавил победивший в конкурсе на замещение
вакантной должности президента ОАО «Украинское Дунайское пароходство» Самошин
Е. С.

В марте 2007 г. коллектив
Измаильского морского порта и жителей города чрезвычайно взволновала ситуация,
которая сложилась вокруг начальника порта Котельного В. Ф. Поводом послужило
то, что этот руководитель не «прошел аттестацию» в соответствующей комиссии
Минтранссвязи (в составе которой не было ни одного специалиста морской
отрасли). Это значит, что в любой момент начальника порта могли снять с
занимаемой должности. Портовиков поразило это известие, ведь в 2005 году Минтранссвязи
в течение 8 месяцев не подписывало контракт с Котельным В.Ф.

Коллектив порта встал тогда на
защиту своего руководителя и отстоял его. Казалось бы на этом можно поставить
точку и спокойно работать, но ситуация повторилась. На профсоюзной конференции
было принято обращение трудового коллектива к министру транспорта и связи
Рудьковскому Н.Н., в котором, в частности, было сказано, что коллективу
непонятно отношение министерства к руководителю, который бессменно работает на
этой должности уже более 20 лет. Предприятие стабильно развивается,
производственные показатели из года в год растут. Порт является градообразующим
и от его успешной работы зависит уровень жизни населения Придунавья.

Профком порта во главе с
председателем Шубиным А.А. организовал сбор подписей в защиту начальника порта.
За два дня солидарность с портовиками выразили более 12 тысяч горожан. В
результате Котельный В.Ф. продолжает возглавлять коллектив, который успешно
выполняет возложенные на него задачи.

В Одесском морском торговом порту
была предпринята попытка захвата предприятия путем смены руководства. Министром
транспорта и связи Рудьковским Н.Н. был издан приказ об увольнении начальника
порта, Героя Украины Павлюка Н.П. Профсоюз отдавал себе отчет, что с этой акции
начнется развал порта, сворачивание наработанной десятилетиями системы
социальной защищенности портовиков. Осознавая свою ответственность за судьбу
коллектива профком порта сделал все от него зависящее, чтоб законными методами
отстоять руководителя предприятия – одного из лучших профессионалов морской
отрасли.

Еще до этого была создана
Ассоциация профсоюзных организаций Одесского морского порта, которая объединила
профсоюзы порта и стивидорные компании. Ассоциация под руководством Зайкова
В.Н. сыграла значительную роль в борьбе с чиновничьим произволом.

Ранее городская власть Одессы
развернула беспрецедентную пропагандистскую компанию о необходимости выноса
порта за черту города и создания на месте грузовых причалов
развлекательно-гостиничного комплекса.

К сожалению, бывший министр
транспорта и связи Рудьковский Н.Н. принял сторону сил, которые лоббировали
захват земель порта.

Его заявление по этому вопросу
нанесло значительный моральный ущерб деловой репутации работающих в порту
многочисленных компаний. На протяжении последних двух лет Одесской мэрией
блокируется ряд жизненно важных проектов развития ОМТП.

Трудовой коллектив предприятия
заявил, что в случае невмешательства государственных органов в процесс захвата
имущественного комплекса самого крупного в Украине морского торгового порта,
они оставляют за собой право на акты гражданского неповиновения, широкой
огласки и обращения в европейские инстанции.

Заинтересованные в собственности
портов промышленно-финансовые группы зачастую используют вывеску профсоюзов.
Так, некий Независимый профсоюз работников автомобильного транспорта Украины
дал заявку на проведение митинга по защите социально-экономических интересов
работников порта Южный, не имея никакого отношения к нему. Выяснилось, этот
митинг, на который съехались оплаченные люди, был организован с целью
отвлечения внимания, в то время как управление порта подверглось рейдерскому
захвату.

Дерзкое нападение вооруженных
людей на государственное предприятие «Морской торговый порт «Южный»,
произошедшее 25 апреля т.г., стало неожиданностью для его трудового коллектива.
О сложившейся ситуации были проинформированы правоохранительные органы области
и силовые ведомства Украины. Более десяти дней трудовой коллектив вынужден был
оказывать сопротивление неизвестным лицам, которые бесчинствовали на территории
порта, предпринимали попытки захвата причалов. Видя бездеятельность милиции, на
глазах которой избивали портовиков, были сформированы отряды охраны проходных и
причалов порта. Был проведен митинг, в котором, кроме работников порта Южный,
приняли участие их коллеги из Одесского, Ильичевского и Херсонского морских
торговых портов. Участники митинга подписали обращение к Президенту,
премьер-министру и министру транспорта и связи Украины.

Хотя и с опозданием, но
государственные власти подтвердили свою состоятельность и навели в порту
порядок. Сейчас идет следствие.

 

На наш взгляд, это была силовая
проверка того, как защитит государство свое стратегическое предприятие,
возможен ли силовой захват. Мы считаем, что эта акция была тщательным образом
спланирована. Поэтому задача государственной власти – не допустить, чтобы
финансово-промышленные группы навязывали свои правила игры для портов, которые
достигают серьезных экономических результатов. Благодаря стойкости и
сплоченности трудового коллектива, удалось отбить эту рейдерскую атаку. На этом
основании в порту Южный сегодня считают, что на предприятии должен быть один
профсоюз, который  в полной мере выражает
и отстаивает интересы коллектива.

В лучшем случае нынешние «хозяева
жизни» стараются не замечать организованное движение наёмных работников за свои
права, в худшем – внедряют в него «пятую колонну», которая пытается развалить
трудовой коллектив изнутри, подготовить плацдарм для изменения формы
собственности. Это тревожная тенденция. Во всем мире профсоюзы уже давно
осознали, что лишь объединившись, можно надежно противостоять наступлению
капитала на интересы наемных работников.

Нам удалось отстоять от «желтых»
профсоюзов Керченский, Мариупольский, Ялтинский, Херсонский морские торговые
порты. Какие вопросы социально-экономической защиты трудящихся мог, например,
осуществлять «Независимый профсоюз работников Херсонского морского торгового
порта», если он создавался под давлением начальника порта.

К сожалению, некоторые
председатели первичных профсоюзных организаций, возомнив себя вождями, иногда
работают во вред своим коллективам. Ничем другим нельзя сегодня, в наше трудное
время, объяснить выход из ПРМТУ профорганизаций Николаевского морского
торгового порта и специализированного морского торгового порта «Октябрьск»
(Прокопенко П.П. и Черниченко Н.В.).

Пленум ЦС ПРМТУ 17 апреля 2007
года снял с профсоюзного учета первичные профсоюзные организации МТП «Южный»
(Герасименко В.И.) и Ильичевского морского торгового порта (Брызгалов С.А.) за
нарушения Устава нашего Профсоюза.

В то же время заключен договор о
сотрудничестве между ПРМТУ и профсоюзом профессионалов докеров-механизаторов
Ильичевского морского торгового порта (Барановский А.А.).

Сегодня наш Профсоюз – реальная
сила, с которой считаются. Примером тому может служить пикетирование
представителями первичных профсоюзных организаций Министерства экономики Украины
4 июня 2008 года с целью своевременного согласования тарифов на
погрузо-разгрузочные работы в морских портах. Как результат – с 7 июля тарифы
повышены на 22%, что позволит трудовым коллективам портов более успешно решать
социально-экономические задачи.

16.07.2008 г. было принято
распоряжение КМУ №1051 «Об одобрении стратегии развития  морских портов Украины на период до 2015
года», которое предусматривает реорганизацию не подлежащих приватизации морских
торговых портов.

Эта скрытая приватизация упрощает
доступ частного капитала к объектам инфраструктуры портов, коренным образом
меняет систему взаимоотношений между наемными работниками и работодателями.

Учитывая то, что действующее
отраслевое соглашение на 2006-2009гг., подписанное между МТСУ и ПРМТУ, распространяется
только на предприятия госсобственности, которые входят в Укрморречфлот, может
возникнуть такая ситуация, когда хозяева стивидорных компаний заявят, что им не
нужны ни профсоюзы, ни отраслевое соглашение, ни коллективные договоры.

Люди, отдавшие всю жизнь
предприятию, могут потерять все социальные гарантии, право на защиту со стороны
профсоюза, а профорганизации портов лишаются членов профсоюза.

9-10 сентября мы с Б.Боровским
были в Киеве, где проводили консультации с представителями Минтрансвязи,
Минтруда и соцполитики, Федерации профсоюзов Украины. Рассматривался вопрос:
каким образом распространить действие отраслевого соглашения на хозяйственные
структуры, которые работают или будут работать на территории морских портов.

 

К сожалению, об этих изменениях
начинают задумываться и управленческие структуры и потенциальные арендаторы
причалов морских портов и вместе  с ними
так называемые «независимые профсоюзы» – только со своих позиций. И не только
задумываться, но и предпринимать определенные шаги.

Действующее отраслевое соглашение
предусматривает согласование с Профсоюзом и его первичными организациями
проектов документов об изменении форм собственности или статуса предприятия во
избежание ухудшения  условий и оплаты
труда, сохранения социальных гарантий, обоснованию или мотивации сокращении
рабочих мест. Появились «инициаторы» по досрочному подписанию нового
отраслевого соглашения или, в крайнем случае, 
внесению изменений в действующее.

Общий смысл этих изменений
сводится к существенному ограничению прав Профсоюза и профсоюзных организаций в
вопросах контроля за изменением формы собственности на госпредприятиях отрасли,
исключению пунктов, позволяющих Профсоюзу контролировать процесс отчуждения
госимущества, а также пункты, препятствующие массовым увольнениям работников в
результате реструктуризации. Так в п. 2.30 отраслевого соглашения предлагалось
термин «согласовывать» заменить на ничего не значащий  «проводить консультации по поводу». А в п.
2.31 («Обеспечить участие профсоюзного представительства в работе комиссий по
приватизации, реструктуризации, реорганизации, санации и ликвидации субъектов
ведения хозяйства, конкурсных комиссий по продаже имущества, комиссий
относительно списания и отчуждения имущества госпредприятий, комиссий по передаче
объектов в аренду из госсобственности и коммунальную») предлагается исключить!

Кроме того, было предложено
изменить п. 2.18 отраслевого соглашения, регламентирующего процесс увольнения
работников, в частности, уменьшить срок предварительного письменного уведомления
Профсоюза с трех месяцев до одного и ужесточить увольнения по причине
административных взысканий.

 

Дружно активизировались и
«независимые», которых ранее отраслевое соглашение никогда не интересовало,
которые, по большому счету, к нему не имели раньше и не имеют сейчас никакого
отношения. Кто-то их «подергал за ниточки» и они воспылали неуемным желанием
поучаствовать в переподписании отраслевого соглашения – понятно с какой целью.

Достаточно было бы внедрить в
профсоюзную сторону рабочей комиссии несколько таких «раскольников», чтобы они
начали остаивать заказные «идеи» своих создателей.

Накануне заседания совместной
рабочей комиссии состоялось заседание президиума ПРМТУ, на котором были
одобрена «Позиция Профсоюза работников морского транспорта Украины по вопросу
заключения нового отраслевого соглашения». Этот документ был доведен до
сведения членов профсоюзной стороны рабочей комиссии и поэтому ни одно
предложение по ухудшению социальных гарантий и ослаблению позиций Профсоюза по
контролю за ходом выполнения отраслевого соглашения принято не было!

На сегодняшний день нет законных
оснований для пересмотра действующего и заключения нового отраслевого
соглашения.

Те профсоюзы или профсоюзные
объединения, которые имеют статус и полномочия достаточные для ведения
переговоров по заключению отраслевого соглашения должны обращаться не к
министру транспорта и связи, а непосредственно в ПРМТУ в письменной форме не
ранее, чем за 3 месяца до окончания срока действия этого соглашения (после
23.10.2009 г.). Только на этих условиях будет рассматриваться вопрос о создании
совместного представительского органа.

В случае недостижения согласия в
совместном представительском органе отраслевое соглашение считается действующим
неограниченное время до заключения нового отраслевого соглашения или считается
заключенным, если его подписали представители профсоюза, в который входит более
половины работников отрасли.

Существующие профсоюзы и
профсоюзные организации, не входящие в ПРМТУ (в Ильичевском, Октябрьском,
Николаевском, Южном портах), имеют статус первичных профсоюзных организаций и
их полномочия распространяются не более чем на заключение колдоговоров на тех
предприятиях, на которых они созданы и действуют.

В связи с намечаемой
реорганизацией морских портов, появлении на их территории многих предприятий
негосударственной формы собственности как отдельных юридических лиц, нам
необходимо объединить усилия по сохранению существующих первичных профсоюзных
организаций этих предприятий как головных, возможно создание на них цеховых
организаций  с правами первичных и
организационно входящих в действующую профсоюзную организацию порта.

Это также может повлечь изменение
названия первичных организаций, так как правопреемником государственных
предприятий будут государственные администрации портов, и их перерегистрацию в
установленном законом порядке.

Таким образом, предстоит огромная
и ответственная организационная работа, как профсоюзных комитетов морских
портов, так и работников аппарата Профсоюза. От ее эффективности будет в конечном
итоге зависеть целостность ПРМТУ и перспективы сохранения и развития
профсоюзного движения в морской отрасли. Только совместными усилиями
Центрального совета и первичных организаций Профсоюза мы сможем обеспечить
безусловное сохранение организационного единства и целостности ПРМТУ.

И я уверен, что мы выстоим в этой
нелегкой борьбе, сохраним и приумножим доброе имя и назначение и цель действий
нашего Профсоюза.

Источник: MORYAK.ORG  

В докладе на V-м пленум Центрального совета ПРМТУ.

Доклад председателя профсоюза М.
Киреева «Об организационном единстве Профсоюза и повышении авторитета его
первичных профсоюзных организаций».

Основные положения.

Михаил КИРЕЕВ: «Предстоит
огромная и ответственная организационная работа как профсоюзных комитетов
морских портов, так и работников аппарата Профсоюза».

Во всем мире профсоюзы уже давно
осознали, что лишь объединившись, можно надежно противостоять наступлению
капитала на интересы наемных работников.

Анализ процессов, происходящих в
профсоюзном движении на протяжении последних лет, убедительно свидетельствует о
том, что преобразования, которые имеют место в профсоюзах, в той или иной
степени отражают перемены в политической, экономической и социальной жизни
общества. Эффективность исполнения профсоюзами своих функций в основном зависит
от двух составляющих: внешней и внутренней.

К внешней относится политическая
нестабильность в обществе, несовершенство существующего законодательства,
правовой нигилизм со стороны представителей государственной власти и
работодателей, стремление новых собственников распоряжаться средствами
производства самостоятельно, бесконтрольно, невзирая на трудовые коллективы, не
считаясь с их интересами. Отсюда и рьяные нападения на действующие профсоюзы,
попытки внедрить «желтые», «карманные», удобные для руководства профсоюзы.

Однако следует отметить, что
многие трудности, которые сейчас переживают профсоюзы, связаны с внутренними
проблемами самого движения, которому не удалось избежать потери
организационного равновесия. Профсоюзы в определенной степени утратили свои
главные положительные качества – сплоченность, единство, возможность
консолидировать усилия для достижения поставленных целей. Движение оказалось
разъединенным и организационно ослабленным, неспособным надлежащим образом
противостоять все более активному наступлению власти и капитала на права
трудящихся.

В меньшей мере это относится к
нашему Профсоюзу. В сложных условиях ПРМТУ занял активную позицию в отстаивании
интересов государства и трудовых коллективов.

 

В адрес Президента, Кабинета
Министров, Министерства транспорта и связи и другие центральные органы
государственной власти Украины, были направлены обращения по актуальным для
отрасли вопросам, что позволило Профсоюзу добиться следующих положительных
результатов в вопросах социального партнерства и защиты прав и гарантий
работников отрасли:

1. Пресечены попытки Минтранссвязи
приватизировать порты и в т.ч. суда портового и служебно-вспомогательного флота
(в ответ на обращение Фонд госимущества Украины сообщил Профсоюзу, что порты
приватизации не подлежат).

2. В ст.63 Закона Украины «О
государственном бюджете Украины на 2007 год» внесено изменение о том, что
норматив отчисления части чистой прибыли госпредприятиями, и в т.ч. портами, в
госбюджете снижен с 50 до 15 процентов.

3. Урегулирована ситуация,
имевшая место в начале 2006 года в Дунайском регионе в части пропуска железнодорожных
составов с грузами для Ренийского морского порта через Приднепровскую
Молдавскую Республику. Это позволило восстановить объемы
погрузочно-разгрузочных работ, улучшить финансовое положение порта и
осуществить своевременную выплату заработной платы работникам. Кроме того,
трудовыми коллективами портов и других предприятий отрасли были перечислены
средства на счет профкома Ренийского морского порта для оказания материальной
помощи портовикам, которые в период «транспортной блокады» не работали и не
получали заработную плату.

4. После многочисленных
обращений, пикетирований Министерства транспорта и связи, Министерства
экономики Украины были повышены аккордные ставки за выполнение
погрузочно-разгрузочных работ внешнеторговых грузов в портах на 25% в 2007 году
и на 22% в 2008 году. В настоящее время ведется разработка нового Тарифного
справочника.

5. Создан негосударственный
пенсионный фонд работников морского транспорта.

6. Положительным результатом
обращений и резолюций конфедерации судоремонтников явилось то, что Килийскому
судостроительно-судоремонтному заводу в 2007 году была погашена задолженность
государства по возмещению налога на добавленную стоимость.

 

Как пример отстаивания интересов
трудового коллектива можно привести профкомы плавсостава (Широков О.В.) и
береговых подразделений (Селезень В.С.) Украинского Дунайского пароходства.

На совместном заседании профкомов
они приняли решение: за невыполнение обязательств по коллективному договору,
отраслевому соглашению, нарушение законодательства о труде в части оплаты труда
работников пароходства выразить недоверие тогдашнему и.о. президента
пароходства Титамиру О.Н. Профкомы потребовали от министра транспорта и связи
разорвать с ним трудовой договор.

Некомпетентность топ-менеджеров
пароходства привела к убыточной деятельности судоходной компании УДП –
национального перевозчика №1. От имени трудового коллектива профкомы приняли
обращение в центральные органы государственной власти, в котором подняли пласт
проблем, нуждающихся в решении на государственном уровне.

Приказом министра транспорта и
связи Титамир О.Н. был освобожден от занимаемой должности. В пароходство пришла
команда профессионалов, которую возглавил победивший в конкурсе на замещение
вакантной должности президента ОАО «Украинское Дунайское пароходство» Самошин
Е. С.

В марте 2007 г. коллектив
Измаильского морского порта и жителей города чрезвычайно взволновала ситуация,
которая сложилась вокруг начальника порта Котельного В. Ф. Поводом послужило
то, что этот руководитель не «прошел аттестацию» в соответствующей комиссии
Минтранссвязи (в составе которой не было ни одного специалиста морской
отрасли). Это значит, что в любой момент начальника порта могли снять с
занимаемой должности. Портовиков поразило это известие, ведь в 2005 году Минтранссвязи
в течение 8 месяцев не подписывало контракт с Котельным В.Ф.

Коллектив порта встал тогда на
защиту своего руководителя и отстоял его. Казалось бы на этом можно поставить
точку и спокойно работать, но ситуация повторилась. На профсоюзной конференции
было принято обращение трудового коллектива к министру транспорта и связи
Рудьковскому Н.Н., в котором, в частности, было сказано, что коллективу
непонятно отношение министерства к руководителю, который бессменно работает на
этой должности уже более 20 лет. Предприятие стабильно развивается,
производственные показатели из года в год растут. Порт является градообразующим
и от его успешной работы зависит уровень жизни населения Придунавья.

Профком порта во главе с
председателем Шубиным А.А. организовал сбор подписей в защиту начальника порта.
За два дня солидарность с портовиками выразили более 12 тысяч горожан. В
результате Котельный В.Ф. продолжает возглавлять коллектив, который успешно
выполняет возложенные на него задачи.

В Одесском морском торговом порту
была предпринята попытка захвата предприятия путем смены руководства. Министром
транспорта и связи Рудьковским Н.Н. был издан приказ об увольнении начальника
порта, Героя Украины Павлюка Н.П. Профсоюз отдавал себе отчет, что с этой акции
начнется развал порта, сворачивание наработанной десятилетиями системы
социальной защищенности портовиков. Осознавая свою ответственность за судьбу
коллектива профком порта сделал все от него зависящее, чтоб законными методами
отстоять руководителя предприятия – одного из лучших профессионалов морской
отрасли.

Еще до этого была создана
Ассоциация профсоюзных организаций Одесского морского порта, которая объединила
профсоюзы порта и стивидорные компании. Ассоциация под руководством Зайкова
В.Н. сыграла значительную роль в борьбе с чиновничьим произволом.

Ранее городская власть Одессы
развернула беспрецедентную пропагандистскую компанию о необходимости выноса
порта за черту города и создания на месте грузовых причалов
развлекательно-гостиничного комплекса.

К сожалению, бывший министр
транспорта и связи Рудьковский Н.Н. принял сторону сил, которые лоббировали
захват земель порта.

Его заявление по этому вопросу
нанесло значительный моральный ущерб деловой репутации работающих в порту
многочисленных компаний. На протяжении последних двух лет Одесской мэрией
блокируется ряд жизненно важных проектов развития ОМТП.

Трудовой коллектив предприятия
заявил, что в случае невмешательства государственных органов в процесс захвата
имущественного комплекса самого крупного в Украине морского торгового порта,
они оставляют за собой право на акты гражданского неповиновения, широкой
огласки и обращения в европейские инстанции.

Заинтересованные в собственности
портов промышленно-финансовые группы зачастую используют вывеску профсоюзов.
Так, некий Независимый профсоюз работников автомобильного транспорта Украины
дал заявку на проведение митинга по защите социально-экономических интересов
работников порта Южный, не имея никакого отношения к нему. Выяснилось, этот
митинг, на который съехались оплаченные люди, был организован с целью
отвлечения внимания, в то время как управление порта подверглось рейдерскому
захвату.

Дерзкое нападение вооруженных
людей на государственное предприятие «Морской торговый порт «Южный»,
произошедшее 25 апреля т.г., стало неожиданностью для его трудового коллектива.
О сложившейся ситуации были проинформированы правоохранительные органы области
и силовые ведомства Украины. Более десяти дней трудовой коллектив вынужден был
оказывать сопротивление неизвестным лицам, которые бесчинствовали на территории
порта, предпринимали попытки захвата причалов. Видя бездеятельность милиции, на
глазах которой избивали портовиков, были сформированы отряды охраны проходных и
причалов порта. Был проведен митинг, в котором, кроме работников порта Южный,
приняли участие их коллеги из Одесского, Ильичевского и Херсонского морских
торговых портов. Участники митинга подписали обращение к Президенту,
премьер-министру и министру транспорта и связи Украины.

Хотя и с опозданием, но
государственные власти подтвердили свою состоятельность и навели в порту
порядок. Сейчас идет следствие.

 

На наш взгляд, это была силовая
проверка того, как защитит государство свое стратегическое предприятие,
возможен ли силовой захват. Мы считаем, что эта акция была тщательным образом
спланирована. Поэтому задача государственной власти – не допустить, чтобы
финансово-промышленные группы навязывали свои правила игры для портов, которые
достигают серьезных экономических результатов. Благодаря стойкости и
сплоченности трудового коллектива, удалось отбить эту рейдерскую атаку. На этом
основании в порту Южный сегодня считают, что на предприятии должен быть один
профсоюз, который  в полной мере выражает
и отстаивает интересы коллектива.

В лучшем случае нынешние «хозяева
жизни» стараются не замечать организованное движение наёмных работников за свои
права, в худшем – внедряют в него «пятую колонну», которая пытается развалить
трудовой коллектив изнутри, подготовить плацдарм для изменения формы
собственности. Это тревожная тенденция. Во всем мире профсоюзы уже давно
осознали, что лишь объединившись, можно надежно противостоять наступлению
капитала на интересы наемных работников.

Нам удалось отстоять от «желтых»
профсоюзов Керченский, Мариупольский, Ялтинский, Херсонский морские торговые
порты. Какие вопросы социально-экономической защиты трудящихся мог, например,
осуществлять «Независимый профсоюз работников Херсонского морского торгового
порта», если он создавался под давлением начальника порта.

К сожалению, некоторые
председатели первичных профсоюзных организаций, возомнив себя вождями, иногда
работают во вред своим коллективам. Ничем другим нельзя сегодня, в наше трудное
время, объяснить выход из ПРМТУ профорганизаций Николаевского морского
торгового порта и специализированного морского торгового порта «Октябрьск»
(Прокопенко П.П. и Черниченко Н.В.).

Пленум ЦС ПРМТУ 17 апреля 2007
года снял с профсоюзного учета первичные профсоюзные организации МТП «Южный»
(Герасименко В.И.) и Ильичевского морского торгового порта (Брызгалов С.А.) за
нарушения Устава нашего Профсоюза.

В то же время заключен договор о
сотрудничестве между ПРМТУ и профсоюзом профессионалов докеров-механизаторов
Ильичевского морского торгового порта (Барановский А.А.).

Сегодня наш Профсоюз – реальная
сила, с которой считаются. Примером тому может служить пикетирование
представителями первичных профсоюзных организаций Министерства экономики Украины
4 июня 2008 года с целью своевременного согласования тарифов на
погрузо-разгрузочные работы в морских портах. Как результат – с 7 июля тарифы
повышены на 22%, что позволит трудовым коллективам портов более успешно решать
социально-экономические задачи.

16.07.2008 г. было принято
распоряжение КМУ №1051 «Об одобрении стратегии развития  морских портов Украины на период до 2015
года», которое предусматривает реорганизацию не подлежащих приватизации морских
торговых портов.

Эта скрытая приватизация упрощает
доступ частного капитала к объектам инфраструктуры портов, коренным образом
меняет систему взаимоотношений между наемными работниками и работодателями.

Учитывая то, что действующее
отраслевое соглашение на 2006-2009гг., подписанное между МТСУ и ПРМТУ, распространяется
только на предприятия госсобственности, которые входят в Укрморречфлот, может
возникнуть такая ситуация, когда хозяева стивидорных компаний заявят, что им не
нужны ни профсоюзы, ни отраслевое соглашение, ни коллективные договоры.

Люди, отдавшие всю жизнь
предприятию, могут потерять все социальные гарантии, право на защиту со стороны
профсоюза, а профорганизации портов лишаются членов профсоюза.

9-10 сентября мы с Б.Боровским
были в Киеве, где проводили консультации с представителями Минтрансвязи,
Минтруда и соцполитики, Федерации профсоюзов Украины. Рассматривался вопрос:
каким образом распространить действие отраслевого соглашения на хозяйственные
структуры, которые работают или будут работать на территории морских портов.

 

К сожалению, об этих изменениях
начинают задумываться и управленческие структуры и потенциальные арендаторы
причалов морских портов и вместе  с ними
так называемые «независимые профсоюзы» – только со своих позиций. И не только
задумываться, но и предпринимать определенные шаги.

Действующее отраслевое соглашение
предусматривает согласование с Профсоюзом и его первичными организациями
проектов документов об изменении форм собственности или статуса предприятия во
избежание ухудшения  условий и оплаты
труда, сохранения социальных гарантий, обоснованию или мотивации сокращении
рабочих мест. Появились «инициаторы» по досрочному подписанию нового
отраслевого соглашения или, в крайнем случае, 
внесению изменений в действующее.

Общий смысл этих изменений
сводится к существенному ограничению прав Профсоюза и профсоюзных организаций в
вопросах контроля за изменением формы собственности на госпредприятиях отрасли,
исключению пунктов, позволяющих Профсоюзу контролировать процесс отчуждения
госимущества, а также пункты, препятствующие массовым увольнениям работников в
результате реструктуризации. Так в п. 2.30 отраслевого соглашения предлагалось
термин «согласовывать» заменить на ничего не значащий  «проводить консультации по поводу». А в п.
2.31 («Обеспечить участие профсоюзного представительства в работе комиссий по
приватизации, реструктуризации, реорганизации, санации и ликвидации субъектов
ведения хозяйства, конкурсных комиссий по продаже имущества, комиссий
относительно списания и отчуждения имущества госпредприятий, комиссий по передаче
объектов в аренду из госсобственности и коммунальную») предлагается исключить!

Кроме того, было предложено
изменить п. 2.18 отраслевого соглашения, регламентирующего процесс увольнения
работников, в частности, уменьшить срок предварительного письменного уведомления
Профсоюза с трех месяцев до одного и ужесточить увольнения по причине
административных взысканий.

 

Дружно активизировались и
«независимые», которых ранее отраслевое соглашение никогда не интересовало,
которые, по большому счету, к нему не имели раньше и не имеют сейчас никакого
отношения. Кто-то их «подергал за ниточки» и они воспылали неуемным желанием
поучаствовать в переподписании отраслевого соглашения – понятно с какой целью.

Достаточно было бы внедрить в
профсоюзную сторону рабочей комиссии несколько таких «раскольников», чтобы они
начали остаивать заказные «идеи» своих создателей.

Накануне заседания совместной
рабочей комиссии состоялось заседание президиума ПРМТУ, на котором были
одобрена «Позиция Профсоюза работников морского транспорта Украины по вопросу
заключения нового отраслевого соглашения». Этот документ был доведен до
сведения членов профсоюзной стороны рабочей комиссии и поэтому ни одно
предложение по ухудшению социальных гарантий и ослаблению позиций Профсоюза по
контролю за ходом выполнения отраслевого соглашения принято не было!

На сегодняшний день нет законных
оснований для пересмотра действующего и заключения нового отраслевого
соглашения.

Те профсоюзы или профсоюзные
объединения, которые имеют статус и полномочия достаточные для ведения
переговоров по заключению отраслевого соглашения должны обращаться не к
министру транспорта и связи, а непосредственно в ПРМТУ в письменной форме не
ранее, чем за 3 месяца до окончания срока действия этого соглашения (после
23.10.2009 г.). Только на этих условиях будет рассматриваться вопрос о создании
совместного представительского органа.

В случае недостижения согласия в
совместном представительском органе отраслевое соглашение считается действующим
неограниченное время до заключения нового отраслевого соглашения или считается
заключенным, если его подписали представители профсоюза, в который входит более
половины работников отрасли.

Существующие профсоюзы и
профсоюзные организации, не входящие в ПРМТУ (в Ильичевском, Октябрьском,
Николаевском, Южном портах), имеют статус первичных профсоюзных организаций и
их полномочия распространяются не более чем на заключение колдоговоров на тех
предприятиях, на которых они созданы и действуют.

В связи с намечаемой
реорганизацией морских портов, появлении на их территории многих предприятий
негосударственной формы собственности как отдельных юридических лиц, нам
необходимо объединить усилия по сохранению существующих первичных профсоюзных
организаций этих предприятий как головных, возможно создание на них цеховых
организаций  с правами первичных и
организационно входящих в действующую профсоюзную организацию порта.

Это также может повлечь изменение
названия первичных организаций, так как правопреемником государственных
предприятий будут государственные администрации портов, и их перерегистрацию в
установленном законом порядке.

Таким образом, предстоит огромная
и ответственная организационная работа, как профсоюзных комитетов морских
портов, так и работников аппарата Профсоюза. От ее эффективности будет в конечном
итоге зависеть целостность ПРМТУ и перспективы сохранения и развития
профсоюзного движения в морской отрасли. Только совместными усилиями
Центрального совета и первичных организаций Профсоюза мы сможем обеспечить
безусловное сохранение организационного единства и целостности ПРМТУ.

И я уверен, что мы выстоим в этой
нелегкой борьбе, сохраним и приумножим доброе имя и назначение и цель действий
нашего Профсоюза.

Источник: MORYAK.ORG