Поставщик дизтоплива для Измаильского и Ильичевского портов занял второе место среди донецких стартапов, – Форбс

2013-06-05 14:01:39

Десять компаний, созданных за последние два года, получили госзаказы на 18 млрд гривен. Большинство из них основаны уроженцами Донецка.



Успешный украинский стартап необязательно работает в IT-индустрии.
Ничуть не менее перспективное направление — поставки товаров и услуг
госсектору. К примеру, три компании, зарегистрированные в начале 2012
года — “Траст инвест”, “Укрвостокснабжение”, “Консалтинг кэпитал” — по
данным “Вестника госзакупок”, чуть более чем за год продали
государственным “Центрэнерго” и “Донбассэнерго” угля на тринадцать с
лишним миллиардов гривен.

Forbes составил список из десяти компаний, зарегистрированных за
последние два года и получивших подряды не менее чем на 50 миллионов
гривен. Среди их учредителей нет ни одного участника первой сотни
Forbes.

“Траст Инвест”, “Укрвостокснабжение”, “Консалтинг кэпитал”

Общая сумма контрактов — 13,4 млрд гривен

С середины 2012-го три угольных трейдера, созданные с февраля по май
2012 года, поставляют топливо на “Донбассэнерго” и “Центрэнерго”.
Уставный капитал всех трех компаний — 5000 гривен.

С момента создания по июнь 2013 года “Консалтинг кэпитал”, который
также побеждает в “угольных” тендерах Пенитенциарной службы и
Приднепровской железной дороги, заключила контрактов с госсектором на
миллиард гривен с лишним, “Траст Инвест” — на 5,1 млрд гривен,
“Укрвостокснабжение” — на 7,3 млрд гривен.

Все три трейдера основаны жителями Донецка, ранее не попадавшими на
страницы деловой прессы. “Укрвостокснабжение” основал Михаил Черников,
родившийся в ноябре 1974 года, “Траст инвест” — 25-летний Дмитрий
Шкляров, а “Консалтинг кэпитал” — Сергей Филипенко. На 31 мая 2013-го
все они, по данным госпредприятия “Информационно-ресурсный центр”,
оставались директорами компаний. Forbes не удалось поговорить с кем-либо
из них и расспросить о рецептах успеха.

До марта 2013 года у “Консалтинг кэпитал” и “Укрвостокснабжения” в
регистрационных данных был указан один и тот же контактный телефон:
(062) 338 05 03. Этот же номер — у компаний “Кэпител билдинг
корпорейшен”, “Рятувальник” и “ДРФЦ”, которые, как сообщал Forbes,
связаны со старшим сыном президента Александром Януковичем. Не
исключено, что топливо, поставляемое этими трейдерами, добывают на малых
шахтах Донбасса, которые профсоюзные лидеры называют “копанками”.

“Первая топливная компания”

Общая сумма контрактов — 3,17 млрд гривен

Фирма создана в декабре 2011 года инвестиционной компанией “Альтана
Капитал”, которая принадлежит Altana Limited — офшору с Британских
Виргинских островов. Член Нацкомиссии по ценным бумагам Анатолий Амелин,
которому “Альтана Капитал” принадлежала раньше, говорит, что продал
свою долю в компании еще пять лет назад. Покупателя Амелин не называет.

“Первая топливная компания” (ПТК) зарегистрирована в столичном жилом
доме на улице Саксаганского. Ее единственный учредитель — уроженец
Донецка Всеволод Момот. Как сообщал
Forbes, в 2013 году ПТК стала вторым по величине подрядчиком
украинских железных дорог после структур бизнесмена Игоря Еремеева.

С 2012 года ПТК снабжает дизельным топливом и бензином
“Укразалізницю”, Донецкий аэропорт, Ильичевский и Измаильский морские
порты.

Все попытки пообщаться с руководителем или владельцем компании результата не принесли.

“Донбасстеплоэлектромонтаж”

Общая сумма контрактов — 875,7 млн гривен

Созданный в феврале 2012 года “Донбасстеплоэлектромонтаж” (“ДонТЭМ”)
стал крупнейшим подрядчиком “Донбассэнерго” по реконструкции
энергоблоков ТЭС. Свой офис компания арендует в здании “Донбассэнерго”.

Фирма начала побеждать на тендерах после того, как в мае 2012 года
“Донбассэнерго” возглавил Эдуард Бондаренко. С 2002 по 2007 год он был
гендиректором донецкой компании “Производственно-транспортная фирма
“Угольтранс”. Среди совладельцев последней — брат Эдуарда Бондаренко,
Игорь, и Виталий Беляков, который с 2011 года руководит компанией
“Донбасский расчетно-финансовый центр” (ДРФЦ). Участники угольного рынка
связывают ДРФЦ, которая управляет пятью обогатительными фабриками на
Донбассе, со старшим сыном президента Александром Януковичем.

“ДонТЭМ” зарегистрирована на ее директора — жителя Донецка Николая
Кочергина, который в июне прошлого года сменил на этой должности
основателя компании Виталия Коротенко.

“Донбас Ойл”

Общая сумма контрактов — 278,6 млн гривен

Компанию, зарабатывающую на торговле углем, в декабре 2011 года
создал 27-летний житель Донецка Руслан Курок. В феврале 2012 года новым
ее владельцем стал житель Донецка Михаил Коротин.

Безработные шахтеры, пенсионеры, инвалиды и члены семей погибших
горняков имеют право на получение льготного угля. Именно это топливо
с прошлого года начала продавать госшахтам “Донбас Ойл”. Сначала —
малыми партиями. Государственные угледобывающие объединения “Артемуголь”
и “Дзержинскуголь” купили у него 17 000 и 30 000 тонн угля
соответственно.

В 2013 году Донецкая областная дирекция по ликвидации угледобывающих предприятий закупила у поставщика 153 500 тонн топлива.

Номер телефона в регистрационных документах предприятия — (062) 345 16 62 — совпадает с
номерами телефонов компании “МАКО Инвест” и благотворительного фонда
“Александр Янукович”, принадлежащих старшему сыну президента.

В “МАКО Холдинге” связь с “Донбас Ойл” отрицают. Зато трейдер может
иметь отношение к фирме ДРФЦ, владеющей акциями пяти обогатительных
фабрик в Донбассе. Интересы “Донбас Ойла” в мартовской судебной
тяжбе представлял адвокат Денис Степура, который чуть более двух лет
назад выступал в суде от лица ДРФЦ. О возможной связи между ДРФЦ и
структурами Александра Януковича Forbes уже сообщал.

“Восточно-украинский энергетический союз”

Общая сумма контрактов — 122 млн гривен

“Восточно-украинский энергетический союз” (ВУЭС) был создан в октябре
2012 года и сразу же стал одним их ключевых поставщиков государственной
“Донбассэнерго”. Фирма продает энергетикам бензин, дизельное топливо,
арматуру. На торговле ВУЭС не зациклена — компания, среди прочего,
проектирует реконструкцию 12-го энергоблока Старобешевской ТЭС.

ВУЭС зарегистрирована в многоквартирном доме Донецка на Алексея
Пчелинцева. Как сообщало издание “Наші гроші”, основатель компании еще
недавно размещал резюме в интернете для поиска работы. Сейчас оно
удалено.

“Первая компания Максимум”

Общая сумма контрактов — 92,4 млн гривен

Компания создана в феврале 2012 года. Ее владелец — киевлянин Павел
Максимов — умеет работать с государством. В 2008-м он основал
предприятие “Энерджи Макс”, специализирующееся на оптовой торговле
топливом, а в 2010 году — фирму “Укропттрейд-ВС”. Как сообщали “Наші
гроші”, в июле 2011-го “Укропттрейд-ВС” победил в тендере Минобороны на
поставку топлива.

В январе 2013 года “Первая компания Максимум” (ПКМ) подписала
контракт с Минсоцполитики. Фирма поставит продукты школьникам, которые
живут в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Кроме еды,
ПКМ продает топливо: в марте ПКМ реализовала 150 000 литров бензина
госпредприятию “Чорнобыльский Спецкомбинат”.

“Квирун”

Общая сумма контрактов — 63,8 млн гривен

Компания создана в мае 2012 года 26-летним жителем Полтавы
Владиславом Зинкиным, который и возглавил предприятие. Единственное,
что известно о Зинкине — в 2006 году он окончил Полтавский коммерческий
техникум.

В мае 2013 года “Квирун” выиграл тендер государственной “Укрэнерго” на поставку 84 трансформаторов за 63,8 млн гривен.

По данным “Вестника госзакупок” ни до, ни после “Квирун” не выигрывал
тендеров госструктур. А Зинкин, по данным Единого госреестра, не
создавал и не возглавлял никаких предприятий.

“Ремдизель Груп”

Общая сумма контрактов — 56 млн гривен

Компания, созданная в октябре 2012 года, выиграла несколько тендеров
снабженческой структуры украинских железных дорог —
“Укрзалізничпостач”. Новички продают “Укрзалізниці” запчасти для
дизель-поездов.

Половиной предприятия владеет компания “Укрпроммаш” Василия и Людмилы
Мельник. Еще 50% принадлежит Юрию Кияшко, в 2011 году состоявшем в
правлении Керченского металлургического комбината, контрольным пакетом
акций которого владеет крупнейшая частная транспортная компания Украины
“Лемтранс”. На тот момент половиной “Лемтранса” владел давний соратник
президента Януковича Антон Пригодский.

Сергей ГОЛОВНЁВ