Дослідницька компанія “The Pluses” 9 серпня представила результати дослідження комплексного дослідження громадської думки щодо громадської підтримки можливості трансформації економіки міста Миколаєва.
9 августа 2021 г. в Николаеве, в помещении Дия.Бизнес состоялась пресс-конференция посвященная презентации результатов комплексного исследования общественного мнения Исследование включало в себя количественный опрос общественного мнения (1202 респондента) и качественное исследование в фокус-группах (три сессия). Полевой этап исследования проводился 14-25 июля. Погрешность 1-й ступени выборки не превышает +\- 2,8%, при интервале доверия 0,95, выбора квотная, репрезентативная, с учетом половозрастной структуры населения Николаева и административных районов. Исследование в фокус-группах проводилось среди трех групп участников набранных случайным образом на улицах города во всех админ-районах: группа 18-35 лет, группа 36-60 лет и контрольная группы 40+ лет (имеющая отношение к судостроительной сфере). Следует отметить, что фокус-группа не дает количественных данных, а исключительно качественные данные.
Основной целью исследования было выяснить готовность населения города к трансформации экономики, в первую очередь, к изменению ранее градообразующих, исторических отраслей экономики на более современные и востребованные, готовность к замене неэффективных и неработающих предприятий на новые бизнесы, изучению вечных вопросов: кто виноват и что делать?
Спикерами мероприятия выступили:
Александр Ухмановский, Исследовательская компания «Плюсы» и Сергей Стужук, International Research University.
Большинство 61,8% жителей города Николаева негативно оцениваете экономическое развитие Николаева на фоне других областных центров Украины: «Отстаем сильно» 27.7% и «Отстаем» 34.1% опрошенных.
“Люди готовы отказаться от убыточных предприятий ради развития хоть какой-то новой экономики, но очень хотят верить в чудо возрождения судостроения” – сообщил Александр Ухмановский, Исследовательская компания «Плюсы».
По мнению респондентов максимальную ответственность за социально-экономическое развитие города Николаева несет местное самоуправление и сами горожане.
При оценке по 5-бальной системе (где 1 балл – ничего не делает, 5 баллов – делает всевозможное) жители в среднем негативно оценили деятельность городской власти для :
Увеличения рабочих мест 1.63
Повышения экономической активности существующих предприятий 1.46
Проведения эконом. форумов, семинаров конференций, и пр. информационных, научных, учебных мероприятий 1.58
Развития эконом инфраструктуры города 1.91
Привлечения инвестиций 1.29
Стимулирования перепрофилирования неэффективных объектов 1.28
Стимуляции бизнеса к использованию для бизнеса свободных участки земли, заброшенных зданий, нерабочих заводов, прочее 1.41
Стимулирования приватизации 1.41
Всего 6% респондентов считают, что Николаев остался городом судо- и кораблестроения.
Почти одинаковое количество опрошенных имеют противоположное мнение: 38% респондентов считают, что у Николаева, как у города именно корабелов есть будущее, а 40% опрошенных ответили, что нет.
По мнению респондентов мешают развитию судостроения:
Правительство (нет гос. программ поддержки (как в Китае, Турции и др. странах), не работают программы кредитования и т.д.) 38.4%
Городские власти не делают город привлекательным для инвесторов 30%
Президент и его вертикаль (главы ОГА), нет стратегического видения развития отрасли 23.2%
ВРУ/нардепы (нет законов, поддерживающих судостроение) 13.8%
ТОП 5 возможностей для развития Николаева, кроме судостроения, с точки зрения горожан:
С/х и переработка продукции 16.1%
Портовая деятельность 13.9%
Развитие другого машиностроения 13.3%
Создание условий для развития малого и среднего бизнеса 6.8%
IT сфера 3.9%
ТОП-5 предприятий Николаева, по мнению опрошенных николаевцев, которые, в первую очередь, нуждаются во внимании властей:
Судостроительный завод «Океан» 58.0%
Николаевский судостроительный завод 48.8%
Верфь СМАРТ МЕРИТАЙМ ГРУП 33.9%
Судостроительный завод «Нибулон» 26.0%
ООО «Яхтостроительная верфь Флагман» 8.2%
При этом исследование не показало каких-то особо значимых различий во мнениях ни по полу, ни по возрасту, ни по административному району проживания (за редким исключением). Это говорит о достаточной однородности на данный момент николаевской общины в отношении оценки экономики в целом, кораблестроения в частности.
Исследования в фокус-группах показало резко негативные оценки современного состояния экономики города. Участники все поддерживали идею трансформации экономики, и весьма скептически оценивали реалистичность возрождения кораблестроения в городе. Идеи трансформации убыточных, неработающих предприятий в иные формы ведения бизнеса, другие предприятия иных отраслей были позитивно восприняты всеми группами.
Предложение поиграть в деловую игру «Нужен ли городу большой хаб: складской, логистический, транспортный, портовой» было с удовольствием поддержано всеми группами, и все участники выразили мнение о том, что городу нужен такой хаб. По сценарию игры участники сами выбрали место расположения такого хаба на месте одного из судостроительных заводов. С учетом наличия подъездных путей назывались, как самые удачные: Николаевский судостроительный завод (61 коммунара), Бывший ЧСЗ. Также с оговорками (учитывая, что завод работает) называли «Океан».
Я верю. В то, что какой-то добренький дядя придёт, вытащит из своего кармана деньги и даст нам, дуракам, чтобы мы что-то сделали.» (Сергей, 62 года, военный пенсионер участник фокус-группы):
В целом, по итогам анализа всех проведенных исследований, можно сделать выводы, что судостроение в прошлом и все социально-демографические группы начали это понимать.
– Если задавать вопросы без политического окраса, без манипуляций, то огромная часть населения города понимать, что городу нужна новая экономика, новые предприяти. Люди откровенно устали и готовы сдать судостроение, надежда на возрождение которого фактически умерла, заменив на любые другие предприятия, которые дадут рабочие места, налоги и какое-то экономическое движение. При этом горожане выделяют производства, переработку, портовую деятельность, как наиболее желаемую замену судостроению.
– Горожане винят в развале судостроительной отрасли гос.власть (отсутствие поддержки), а в других – местную власть (горсовет, мэр и пр.), что не развивает экономику города. А это несет политические риски, в первую очередь, для депутатов горсовета. Нижайшая оценка эффективности работы депутатского корпуса в решении проблем города поясняется низкой заинтересованностью депутатов решать экономические проблемы, коррупцией и пр.
-Николаевцы устали от экономических проблем (фокус-группа в унисон говорили о массовом побеге молодежи из города) и готовы к изменениям, готовы откидывать историческое прошлое ради настоящего. В Николаеве горожане видят массу возможностей и считают, что город имеет много привлекательного для инвестора.
– Идея создания транспортных хабов, портов и пр масштабных объектов на территории неработающих предприятий нашла поддержку, причем участники исследования сами называли судостроительные предприятия, как территории наиболее подготовленные к этому. При этом, наибольшие опасения вызывало непонимание как решить проблему увеличивающегося, в случае реализации такого проекта, транспортного траффика в городе.
[ngg src=”galleries” ids=”181″ display=”basic_thumbnail” thumbnail_crop=”0″]