Предлагаем вашему вниманию комментарий одного из участников контейнерного рынка, генерального директора ZIM Integrated Shipping Ukraine Services, Андрея Кузьменко, по поводу решения линии Maersk сосредоточить все свои судозаходы на терминале ТИС. Комментарий интересен и тем, что Андрей Кузьменко был первым исполнительным директором ТИС КТ.
МБНУ: Одна из последних новостей контейнерного рынка Украины – переход линии Maersk в контейнерный терминал ТИС. Об этом сегодня сообщил А.Ставницер. В его посте, по понятным причинам много эмоций, если трезво оценивать это событие, как переход Maersk повлияет на рынок контейнерных перевозок?
А.Кузьменко: В сознательной истории украинского контейнерного рынка за последние 20 лет было изрядное количество переходов разных линий между разными портами, открытие, закрытие терминалов. Это обычное бизнес-решение, которое не является чем-то необычным.
Консолидация судозаходов контейнерной линии на одном из нескольких близкорасположенных терминалов (тем более одной страны) является абсолютно нормальной мировой практикой. Скорее можно удивляться тому, что в Украине Maersk шел к этому так долго. Сегодня контейнерный терминал ТИС еще раз подтвердил, что является одним из важнейших контейнерных терминалов Украины во всех смыслах. Он обслуживает самую большую линию, которую выбрало большинство украинских клиентов. А эта линия работает там, где ей лучше и удобнее всего. Это бесспорный знак качества работы терминала. Хотя у Maersk это заняло целых 10 лет, но вероятно без кризиса 2008 года это произошло бы гораздо быстрее.
В остальном воздействие на рынок сведется к тому, какая доля текущих клиентов крупнейшего перевозчика, работавших с ними в Черноморске, уйдет с ними на ТИС, а какая останется в ИМРП или даже перейдет на другие терминалы. Это будет весьма важным показателем второй половины этого года.
МБНУ: Можно ли назвать какие то ключевые факторы (экономические, сервис, скорость) которые повлияли на это решение? Почему решение принято именно сейчас?
Андрей Кузьменко: Очевидно, что Maersk принял это решение, основываясь на комплексе причин. Дополнительный терминал – это лишнее время в расписании и дополнительные затраты на судозаход, с другой стороны – это доступ к грузопотокам, которые по какой-то причине, находятся только в этому порту и которые невозможно или сложно заполучить другим образом. Поэтому каждая линия каждый год подводит для себя баланс возможных перемен сервиса и в зависимости от итоговых показателей и своих потребностей принимает решение о выборе портов и терминалов.
Свои судозаходы на контейнерный терминал ТИС датский перевозчик начал почти 10 лет назад. То, что им потребовалось столько времени, чтобы сконцентрироваться свои судозаходы на одном терминале из четырех украинских, на которые они когда-либо ходили, говорит о том, что были определенные коммерческие и операционные предпочтения, мотивировавшие линию работать в нескольких портах – интересы клиентов в первую очередь.
Сейчас по всей видимости ситуация изменилась. И Maersk уже не считает, что те объективные неудобства, которые создает работа на нескольких терминалах, перекрывают достоинства от взаимодействия с единственным оператором. Работа на двух терминалах, которые расположены друг от друга на расстоянии 20 миль – в мире это скорее исключение, чем распространенная практика. Можно напомнить, что Maersk когда-то ходил на три терминала, потом на два, теперь на один. Это нормальное эволюционное развитие, через которое проходят многие линии. Если не ошибаюсь, сегодня в Украине осталась лишь одна линия – MSC, которая ходит на два терминала – в Одессе и Черноморске.
МБНУ: Вы в ZIM рассматриваете варианты сотрудничества с ТИС КТ?
Андрей Кузьменко: Мы, как и любая линия, всегда рассматриваем все варианты улучшения нашего сервиса для клиентов, доступа к дополнительным грузопотокам и, точно так же, сводим для себя баланс вариантов работы через один или несколько терминалов. Это абсолютно нормальный и регулярный процесс для каждой линии. Более того, в последнее время, после существенной реорганизации с новым менеджментом, наша компания уже прославилась исключительной гибкостью и своей мгновенной реакцией на изменения рынка – начиная от использования балкера для доставки контейнеров из Китая в Австралию и заканчивая молниеносным открытием экспресс-линии из Китая на Лос-Анджелес. От принятия решения и до отхода первого судна прошло всего 2 недели! Это невероятный темп, недостижимый для большинства наших гораздо более крупных коллег. В Украине мы являемся старейшей и самой опытной линией, поэтому всегда готовы к любым улучшениям нашего сервиса, которые будут поддержаны клиентами и внешней экономикой Украины.
МБНУ: Решение Maersk о переходе на ТИС может быть связано с готовящейся концессией в Черноморске?
Андрей Кузьменко: Я не вижу никакой связи. Тем более, что в наших условиях от разговоров о концессии и до самой концессии – три дня лесом и два дня полем. Уже были клятвы очередного промелькнувшего министра, что в Черноморск приходит Hutchison, «инфа 100%». И где теперь Hutchison, где Черноморск и где министр с этими обещаниями? Более того, концессия по Ольвии и Херсону подписана еще в прошлом году, а передачи активов так и не произошло. Никто из мировых контейнерных перевозчиков никогда не будет принимать решения, основываясь только на болтовне украинских чиновников. В отличие от решений, принятых на переговорах с компаниями уровня DP World и ТИС.
МБНУ: Насколько есть тенденция к монополии ТИС КТ, какие есть перспективы для роста этого терминала?
Андрей Кузьменко: Я не вижу никакой монополии. По итогам прошлого года у ТИС КТ было 23% рынка, что более, чем достойно для молодого терминала, который переживал свое становление после кризиса 2008 года и 60% падения грузопотока в Украине. Другие терминалы развивались эволюционно десятки лет или выходили на рынок на гребне роста, сразу поддержанные мощными партнерами. Даже после перехода Maersk с их 30%+ долей рынка, которая теперь сосредоточится на ТИС КТ, это очень далеко от монополии.
У нас в любом случае сейчас сложилась ситуация, когда хороших терминалов больше, чем основных судоходных линий. Каждая мейджор может выбрать себе терминал, где он не испытывает неудобства от того, что рядом работают коллеги, соседство с которыми может быть некомфортным (хотя в любом случае это преувеличение). Все разошлись по своим комфортным квартирам в общежитии украинского контейнерного сектора и все себя неплохо чувствуют, даже в условиях контейнерного безумия 2020-2021 г.
МБНУ: Имеют ли новые контейнерные терминалы перспективу в Украине?
Андрей Кузьменко: Новые контейнерные терминалы каких-то перспектив в ближайшее время не имеют, если только они не строятся сразу под стратегического партнера. Теоретическая пропускная способность всех украинских терминалов давно превысила 2-2.5 млн.TEU. Текущие же объемы составляют лишь около 1,1 млн.TEU. То есть у нас есть общий запас для роста почти в 100 процентов. Даже вырасти на 50-70% процентов, чтобы увидеть приближение лимита пропускной способности – это долго.
Сегодня у Украины есть конкретный буфер контейнерной пропускной способности почти в 50% в виде неиспользуемого Черноморского контейнерного терминала, пусть и требующего значительной модернизации. Поэтому любые прогнозируемые приросты объемов могут быть легко поглощены. Тот, кто решит строить новый терминал, должен постоянно смотреть на неработающий Черноморск и думать о том, что будет, если Черноморск заработает. А если кто-то решит запускать Черноморск – то нужно думать, откуда на нем возьмутся грузы, которым сейчас достаточно комфортно на других терминалах.
МБНУ: Андрей, вы как первый менеджер ТИС КТ, знакомы с изначальными планами, сегодняшний результат – это плановое достижение или это прорыв?
Андрей Кузьменко: Первый этап развития контейнерного терминала ТИС, ставил целью 430 тыс. из 2 миллионов TEU полной проектной мощности. Сегодня, после консолидации Maersk, ТИС получит 35 процентов украинского рынка, это примерно те же 350-400 тыс.TEU. Фактически, ТИС выйдет только на свой первый этап. Даже удвоить эти объемы терминал сможет достаточно легко. Так что все происходит именно так, как когда-то мы планировали с Алексеем Михайловичем Ставницером, но, к сожалению, все это заняло значительно больше времени.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех акционеров и коллектив терминала DP World TIS Pivdenniy с этим знаменательным достижением и пожелать дальнейших успехов в развитии украинского контейнерного рынка и их новых проектов. ТИС всегда был первопроходцем, а с новыми могущественными партнерами в лице DP World, их планы станут еще более масштабными, что не может не радовать все профессиональное морское сообщество нашей страны.
МБНУ: Спасибо за комментарий.
Беседовал АДиордиев, специально для “Морських бізнес-новин України”