Концессионные документы делались максимально быстро, – Шота Хаджишвили

Предлагаем вам эксклюзивное интервью с Шотой Хаджишвили, сооснователем и директором группы компаний «RISOIL S.A.» В 2020м году компания «RISOIL S.A.» стала первым в Украине концессионером выиграв конкурс на Морской торговый порт Херсон.

МБН: Прошло чуть больше года как вы заключили договор о концессии. Почему только в Марте вам планируют передать Херсонский морской торговый порт в концессию?

Ш.Хаджишвили: Процесс передачи может быть до полутора лет. Так прописано в концессионном соглашении, что подготовительный период по документам может занять от 12 до 18 месяцев. Делалось все максимально быстро. Проектный офиса SPILNO Тараса Бойчука работал на пять с плюсом. Все что нужно было делать они делали.
Но к сожалению, есть еще Госгеокадастр, Фонд госимущества Украины, много бюрократичных госструктур со своими процедурами и, соответственно, это все заняло столько времени.

МБН: Что удалось сделать в этот период? Разделительный баланс готов? Можете поделиться конкретикой?

Ш.Хаджишвили: Да. Они работают над этим, еще не закончили.
По земле были определенные сложности, я уже упоминал их раньше (ссылка). Херсонская область – единственная где нет независимой денежной оценки. Но наши юристы нашли решение. По карьеру тоже были определенные проблемы но они решились. По земле в бухте Жерябьевской – скорее всего мы от нее откажемся. Для портовой деятельности ее использовать невозможно. Там нет ни осадок, ни каналов, ни инфраструктуры. 5-6 гектаров неприменимые ни для чего.

МБН: Это как то повлияет на концессионный платеж?

Ш.Хаджишвили: Нет. Никак не повлияет. Просто отказываемся от части активов, в т.ч. это касается части флота, который уже не подлежит восстановлению. И который нет смысла передавать с баланса на баланс.

МБН: Насколько удалось решить проблемные вопросы, которые были известны на начало подготовки концессионных документов?

Ш.Хаджишвили: По земле мы работали напрямую с Госгеокадастром и выработали договорную позицию, которая устраивает все стороны. Мы не будем платить гроши. Будем платить практически те деньги, которые обязаны были бы платить если бы была независимая денежная оценка. Точной суммы пока нет, это порядка 3 млн. грн. 
На конец Марта или начало Апреля мы выйдем на передачу активов. Министр Инфраструктуры тоже это декларирует и, думаю, так и будет.

МБН: Насколько этот 13-месячный процесс будет стандартным для остальных концессионных проектов? Есть шанс что последующие будут проходить быстрее?

Ш.Хаджишвили: Я думаю он будет стандартным, учитывая, что все порты в одинаковом состоянии (ниже плинтуса) то быстро необходимые документы не будут готовиться.

МБН: Какая ситуация с долгами порта, они переходят к вам или к Администрации Морских портов Украины (АМПУ)?

Ш.Хаджишвили: Я честно этим не занимался. Но там действительно накопился долг порядка 30 млн. 

МБН: Как АМПУ сможет влиять на вас, как на концессионера, после передачи порта?

Ш.Хаджишвили: Надеюсь, влияние АМПУ будет минимальным, только в части платежей, судовладельцев и постановок, которые они должны делать. Морская администрация и капитания будет влиять стандартно.

МБН: Планируете создавать свою службу капитана порта? Насколько вас устраивают кадры Морской администрации и АМПУ?

Ш.Хаджишвили: Меня не устраивают организации, а не конкретные кадры. Потому что сами кадры на местном уровне ничего не решают. Говорить о том ,что меня какие то кадры устраивают, как мне приписывают – ну это бред.

МБН: В зоне ответственности Морской Администрация и АМПУ будете вы и “камышовые терминалы”?

Ш.Хаджишвили: Морская Администрация занимается акваторией порта Херсон. “Камышовых терминалов” в акватории порта Херсон нету. Сотрудничество Морской Администрации с этими терминалами – это какой то сюр. Они работают с тем, кого нету. Есть официальные портовые операторы – 6 компаний в акватории, с которыми должны работать и АМПУ, и Морская Администрация. Остальные – это речные терминалы. Я не знаю как они должны работать с ними. Это другая какая то история.

МБН: Насколько эта история с разрешительными документами на рейдовую перевалку влияет на ваш бизнес-план?

Ш.Хаджишвили: Прежде всего, не нужно смотреть на экономическую сторону вопроса. Это вопрос безопасности мореплавания. Категорически нарушаются все условия безопасности мореплавания на канале. Появление в 2016м году якорных точек, на которых можно производить работы по погрузке-выгрузке – это нонсенс и грубое нарушение всех норм безопасности.
Однозначно, это работа АМПУ, они должны закрыть все якорные стоянки, сделать соответствующие проекты, работы и создать якорные места, оборудованные соответствующими бочками. Это позволит ставить суда вдоль бровки канала, как того требуют нормы оборудования якорных стоянок. Эти объекты должны быть построены, на них должны быть получены паспорта, после чего их можно будет вводить в эксплуатацию.

МБН: Есть какая то судебная практика с АМПУ по поводу этих якорных стоянок?

Ш.Хаджишвили: Мы судимся с АМПУ. Оспариваем Обязательные постановления по порту Херсон 2016 года в которые внесены эти девять якорных стоянок. Заседания суда не было. Месяца два как мы подали этот иск.
АМПУ тут же привлекли к процессу все эти “камышовые терминалы” – мы все четко понимаем для чего.
В январе 2021 года вдруг появились паспорта на эти якорные стоянки. Мы их наконец то увидели. Рейд существует с 16 года, а паспорта появились в январе 2021 года. Это первый нонсенс.
Второй нонсенс – такую залипуху мог сделать только юнга, кто либо постарше такую глупость, как сделала АМПУ, уже не сделал бы. Это действительно поддельные документы. Поскольку у каждого гидротехнического сооружения по закону должен быть паспорт, освидетельствование и Регистр это должен подтвердить.
Их позиция следующая: “у нас есть паспорт акватории, в акватории есть якорные стоянки, поэтому паспорта им не нужны.” Т.е. Регистр им отказал и они сами эти паспорта сделали.
На титуле написано, например, “якорная стоянка №7 Внутренний рейд порта Херсон” – у Херсона никогда не было внутреннего рейда. Был верхний, средний, нижний. Они вдруг родили внутренний рейд – они напислаи в этих “паспортах” то, чего нет в природе.
Дальше еще смешнее. Они написали, что можно ставить на якорную стоянку судно длиной 150 метров и указали диаметр этого якорного места – 150 метров. Большего дилетанства я не встречал. Потому что судно длиной 150 метров, при якорной смычке в воде, а если с грузовыми операциями – то таких смычек четыре, т.е. еще 100 метров якорных цепей. Есть соответствующие формулы. Соответственно радиус получается 250 метров, а диаметр 500 метров. А ширина Днепра в этом месте – 550 метров. Это очень смешно.

МБН: Сейчас понятно как вы будете работать с Законом Украины про “Внутренние Водные Пути”?

Ш.Хаджишвили: Вообще не понятно. Потому что закон есть, но нет подзаконных актов. Их должно появится штук 30. К их написанию еще даже не приступили и таких планов ни у кого нету. Что такое закон без подзаконных актов? Ничего.

МБН: Насколько вы продвинулись по проекту сухого порта?

Ш.Хаджишвили: У нас присмотрено несколько площадок, но мы еще не продвинулись. Не получается так как мы хотим или по размеру или по цене. Плотно займемся, когда передадут нам активы. Сейчас не получается об этом думать, но от этих планов не отказались.

МБН: Как изменилась ваша судостроительная программа?

Ш.Хаджишвили: Из 12 барж которые у нас есть, мы планируем сделать 5 морских барж. Под них будем думать о буксирах. Мы уже сделали дефектацию этих барж, сейчас идут работы по расценке и юристы решают, как из 12 барж сделать 5 и показать МИУ что это такое. Подрядчик еще не известен. Мы рассматриваем несколько подрядчиков в Николаеве и Херсоне, которые могли бы этим заняться.
Буксиры будем тоже делать на украинских предприятиях. Скорее всего, корпуса приобретем за границей, а здесь будет насыщение.

МБН: Удалось ли улучшить состояние предприятия за эти 13 месяцев, пока готовились документы?

Ш.Хаджишвили: Нет. В государственном предприятии это сделать очень сложно. Сейчас есть какое то пьянство, воровство, схемы. Мы это по чуть-чуть отсекаем, но на нашем предприятии это будет исключено.
Порт к этому не готов. Он ни к чему не готов. Краны по 50 лет, склады дырявые лаборатория плохая… Мы остаемся на тех же позициях что и год назад.

МБН: Как развиваются отношения с местной властью?

Ш.Хаджишвили: Пока мы просто разговариваем. Естественно, когда мы появимся в порту, как концессионер, то выполним свое обязательство инвестировать в город порядка 17 млн.грн., прежде всего в дороги.

МБН: Какая ситуация с песком из Черногории, который был арестован на причале порта?

Ш.Хаджишвили: До сих пор лежит на причале, арестован прокуратурой. Бездействие прокуратуры вызывает огромные убытки у государственного порта и будет вызывать у нас, как у концессионера, в будущем. Поэтому будем подавать на них в суд. За год эту проблему никто не решил.

МБН: Есть информация, что Шота Хаджишвили в каком то виде заходит в несколько других портов как концессионер.

Ш.Хаджишвили: Это фантазии. Мы не будем распыляться. Есть концессия порта Херсон и начинается большой проект в Черноморске. Строительство двухстороннего пирса длиной 300 метров, с двумя галереями продуктивностью по 1500 тонн в час. т.е. сможем грузить по 3000 тонн в час на судно. В сутки это 60 тыс. тонн. До конца года планируем этот проект закончить.

МБН: Вы еще не разочаровались, что стали концессионером? Насколько изначальный бизнес-план был реалистичен?

Ш.Хаджишвили: Расстроился, когда увидел всю глубину падения. Но потом закатал рукава. Наш план и сейчас реалистичен. Мы будем его придерживаться. Возможно , нам будут мешать те девять организаций, этот план выполнять. Но собака лает, а караван идет.

МБН: В одном из интервью вы упоминали, что “камышовые терминалы” объединились в “профсоюз” чтобы помешать вам и сохранить статус кво.

Ш.Хаджишвили: У них план – сохранить рейдовую погрузку, чтобы продолжать работать в этом незаконном режиме. Я их понимаю. Инвестировать в причалы и дноуглубление – это дорого. Да и зачем, когда можно старым плавкраном, двумя баржами и буксиром задаром работать на рейде.
Тут глупая государственная позиция. Государственные организации хотят инвестиции в береговую инфраструктуру от одних и при этом разрешают работать на рейде другим. Когда они декларируют, что они заплатили 100 млн.грн налогов, то мне смешно это слышать, поскольку налогов они не платят вообще.

МБН: Насколько действия такого “профсоюза” несут реальную угрозу?

Ш.Хаджишвили: Ну будут мешать, а мы будем преодолевать. Жизнь никогда не была легкой.

МБН: Если не удастся отстоять перевалку на рейде, какие будут ваши дальнейшие действия?

Ш.Хаджишвили: Что значит не удастся? МИУ и АМПУ будут продолжать нарушать законы?

МБН: Да.

Ш.Хаджишвили: Ну подождите, это глупо. Мы даже застраховать не сможем объект который получим. У нас есть обязательство застраховать этот объект в международном клубе, а страховые компании говорят – ребята у вас небезопасно, мы это страховать не будем, пока не приведете в соответствие.

МБН: Ну а вот если…

Ш.Хаджишвили: Будем ставить вопрос перед правительством. Пойдем в суды. Все в законном поле, а как по другому.

МБН: Кроме проблем со страхованием, грузопотоком и безопасностью, если ситуация с рейдовой перевалкой затянется на несколько лет какие еще это может повлечь проблемы?

Ш.Хаджишвили: Мы будем идти по своему плану. Мы все равно будем строить, инвестировать. Побеждать качеством, ценой и бороться в судах.

МБН: Вы рассматривали вариант привлечь к ответственности тех, кто допустил такой развал государственного предприятия?

Ш.Хаджишвили: Недавно дал команду юристам изучить этот вопрос и подать иск против тех должностных лиц которые допустили это все. Почему нет?

МБН: Инвестиционная няня еще не нашла вас?

Ш.Хаджишвили: Нет, не нашла. Закон принят после того как мы стали концессионерами и скорее всего мы не попадаем под его действие.

МБН: Если вам удается отстоять отмену рейдовой перевалки, как измениться работа “камышовых терминалов”?

Ш.Хаджишвили: Они нормальные речные терминалы. Они просто продолжат свою работу как “речные терминалы” с осадками меньше 4,5 метра. Таких терминалов на реке десятки, а может и сотни. Они будут работать согласно Закона Украины “Про внутренний водный транспорт”, с теми ограничениями, которые там прописаны. Ничего страшного не происходит. Главное не нарушать Закон. Работайте по новому закону как речные терминалы. Вот и все.

МБН: Вопрос в цене перевалки?

Ш.Хаджишвили: Те пять миллионов тонн грузопотока, которые были в порту Херсон – они же никуда не делись. Просто из-за неповоротливости госпредприятия и политики АМПУ это все разбрелось по этим мелким терминалам, которые гибче, дешевле и могут позволить себе то, что госпредприятие позволить не может.

МБН: Этот грузопоток получится вернуть в херсонский порт?

Ш.Хаджишвили: Мы планируем в ближайшее время вернуться к 3 млн.тонн, а затем к 5 млн.тонн…

МБН: 3 млн.тонн, мы с вами обсуждали еще год назад.

Ш.Хаджишвили: Для того чтобы 3 миллиона привлечь, нужно сначала привести в порядок элеваторные, складские мощности, провести работу с коллективом, чтобы не было брака.
В прошлом году мы ничего из этого не могли сделать, поскольку мы не концессионеры. Пока мы не подписали акты приема-передачи мы не можем тратить ни копейки.
Если говорить о текущем состоянии, то ХМТП стагнирует. Сегодня порт нужно полностью перестраивать. Даже не вижу смысла вникать в текущую ситуацию.

 

Беседовал Александр Диордиев, для “Морских бизнес-новостей Украины”