Про це розповіла на “Радіо Свобода”, Лана Зеркаль, радник голови правління “Нафтогазу України”.
Виталий Портников:
Было несколько лет в украинской экономической истории после Майдана 2013-14 годов, когда правительство говорило, что Украина в принципе не закупает российский газ, отказалась от российского газа как такового, только получает тот объем, который нельзя не получать по достигнутым соглашениям. Сейчас такая же ситуация?
Лана Зеркаль: Нет, мы сейчас зависим от импорта, импортируем порядка девяти миллиардов кубов – это то, что нам пока необходимо для покрытия внутреннего потребления. Вместе с тем сейчас мы пытаемся развивать нашу внутреннюю добычу. Наша следующая цель – добыча на украинском шельфе, где мы уже хорошо и плодотворно работали. “Черноморнафогаз” на момент 2014 года добывал 2,5 миллиарда кубов в год, были планы к 2015 году увеличить добычу до 3,5 миллиардов кубов. Все это было экспроприировано Российской Федерацией после оккупации Крыма. Мы находимся сейчас в арбитраже с РФ на основании договора о взаимной защите инвестиций, который мы уже выиграли. Сейчас осталась последняя фаза – это определение суммы потерь. Мы рассчитываем, что в следующем году это решение уже будет принято, так как в связи с коронавирусом были перенесены сроки: слушания должны были состояться в ноябре этого года, но их перенесли на июнь следующего. Тем не менее, это уже определение суммы (а сумму ущерба мы оцениваем в пять миллиардов долларов), плюс интересы – это около восьми миллиардов.
Виталий Портников: Как я понимаю, эта крымская история не входит в то пакетное соглашение. А почему?
Лана Зеркаль: Потому что там субъектом является Российская Федерация, а не “Газпром”.
Виталий Портников: То есть Российская Федерация, как страна, которая аннексировала территорию. Москва с этим согласилась?
Лана Зеркаль: Москва, конечно, с этим не согласилась, она не участвовала в процессе до момента вынесения решения, но они уже спорили о вынесении решения арбитражем. В апреле будут слушания в Гааге, но мы понимаем, что, в общем-то, у них нет оснований надеяться на выигрыш, потому что все аналогичные дела по экспроприированному имуществу в Крыму выиграны украинской стороной.
Виталий Портников: Но можно ли обеспечить возврат средств, даже если арбитраж будет выигран?
Лана Зеркаль: Конечно, такой вопрос возникает, особенно в связи с тем, что ЮКОС уже выиграл 50 миллиардов и находится в исполнении. Мы, наверное, не совсем следующие, потому что уже есть решение по “Приватбанку”, есть решение по “Ощадбанку”, и мы будем в очереди. Вместе с тем истории известны случаи, когда российский Минфин выкупал долги: потом это было представлено таким образом, что это не исполнение решения, а просто выкуп долга.
Виталий Портников: История с собственной добычей газа – это вечная украинская политическая история. Все время говорят: вот Украина на самом деле нарочно покупает этот газ, а могла бы полностью обеспечить свои потребности в газе, если бы сама у себя добывала. Нужно, чтобы экономика упала до какого-то минимального уровня, чтобы Украина могла сама себя обеспечивать газом?
Лана Зеркаль: Нет, у Украины действительно очень хороший потенциал. Но все технологии, которые мы использовали, несколько устарели. Сейчас мы в процессе переговоров с государством, оно уже приняло решение о передаче нам так называемого Юзовского месторождения, на котором когда-то начинал работать “Шелл”, но в связи с изменением экономической конъюнктуры они ушли из Украины. Мы считаем, что это месторождение вместе с добычей газа на шельфе может полностью покрыть потребности Украины, и она перестанет быть импортозависящей страной.