Суд отказал главе НБУ в продаже нефтебазы Курченко

2016-05-16 09:09:33

Суд счел, что недвижимое имущество нефтебазы имеет признаки вещественного доказательства в уголовном производстве.



Глава Национального банка Валерия Гонтарева подала ходатайство о снятии ареста с нефтебазы беглого бизнесмена Сергея Курченко. Этот актив выступал обеспечением стабилизационного кредита на 800 млн гривен, выданного «Реал-банку», который ранее входил в бизнес-империю Курченко. Продажа нефтебазы позволила бы НБУ компенсировать невозвращенный заем.
Об этом стало известно из определения Приморского суда Одессы от 4 марта, размещенного в Едином реестре судебных решений.
Председатель Национального Банка Украины Валерия Гонтарева сама выступила истцом по этому делу, обратившись к следственному судье Приморского суда Одессы с ходатайством об отмене ареста имущества.
Она указала, что постановлением Печерского суда Киева от 16 апреля 2014 года в качестве меры обеспечения уголовного производства был наложен арест на недвижимое имущество ООО «Всеукраинский промышленный союз» — нефтебазу в Херсоне.
В 2014 году Нацбанк подал иски о взыскании предмета ипотеки «Всеукраинского промышленного союза» — комплекса нефтебазы через публичные торги. Речь идет об удовлетворении требований Национального банка по предоставленным стабилизационного кредита на сумму 800 млн. гривен.
В материалах дела не уточняются обстоятельства выдачи этого займа, однако ранее сообщалось, что в ноябре 2013 года между Управлением НБУ в Харьковской области и «Реал Банком» был заключен кредитный договор, согласно которому финансовое учреждение получило стабилизационный кредит на сумму 800 млн. гривен со сроком погашения – до 1 ноября 2015 года. Согласно материалам уголовного дела, с которыми можно ознакомиться в документах судебного реестра, привлеченные средства сразу были выданы в качестве кредитов предприятиям с признаками фиктивности — «СМТ Тайм», «Амон-Сул», «Комбиагроиндастри», «Маэстро Торг», «Киевоблпропангаз».
В ходе расследования уголовного дела против топ-менеджемента группы «Восточно-европейская топливно-энергетическая компания» бизнесмена Сергея Курченко выяснилось, что в 2013 — 2014 гг. в Украину ввозились нефтепродукты под предлогом дальнейшего транзита, но в действительности реализовывались на территории страны без уплаты налогов и сборов.
В указанной схеме использовались подконтрольные Сергею Курченко фирмы — «Зовнитрансгаз», «Фирма «Армада-Плюс», «Всеукраинский промышленный союз» и др.
Через них под видом реэкспорта и по фиктивным документам нефтепродукты ввозились в страну для оффшорных фирм SOPREMA TRADING LTD, KSANDRO ENTERPRISE, PROSPERITI DEVELOPMENT SA.
А затем нефтепродукты продавались частным потребителям от имени компании «ГазУкраина — 2009», а затем от имени «ГазУкраина — 2020», представительства «Сопрема Трейдинг ЛТД», «Торгового дома «ВЕТЭК». Общая сумма проданного таким образом топлива составила около 36 млрд. гривен.
Решением Хозяйственного суда Киева от 25 ноября 2014 года исковые требования НБУ были удовлетворены, а апелляция в феврале прошлого года оставила в силе решение первой инстанции.
Однако реализации имущества – нефтебазы – не состоялась из-за наложенного ареста. Соответственно, удовлетворение требований НБУ – продажа предмета ипотеки – невозможна до отмены указанного ареста.
Именно поэтому глава Нацбанка просила отменить меры обеспечения.
Прокурор возражал против удовлетворения ходатайства, ссылаясь на то, что владелец нефтебазы – Сергей Курченко и и экс-начальник департамента светлых нефтепродуктов «ВЕТЭК» Сергей Кривой объявлены в розыск, а уголовное производство не остановлено в связи с их розыском. Также прокурор отметил, что указанное в ходатайстве имущество ООО «Всеукраинский промышленный союз» было объектом уголовного преступления и имеет признаки вещественного доказательства.
Суд согласился с этим и отказал в удовлетворении ходатайства председателя Национального Банка Украины Гонтаревой.
При принятии указанного решения судом был учтен тот факт, что недвижимое имущество нефтебазы имеет признаки вещественного доказательства в уголовном производстве, а также то, что преступными деяниями, государственному бюджету Украины нанесен ущерб около 36 млрд. гривен. Поэтому меры обеспечения уголовного производства в виде ареста имущества нефтебазы является «разумными и соразмерными».
по материалам "Первая инстанция"