2016-03-21 11:30:52
В марте ГП «Сервис» как судовладелец подписало договор фрахта по большому автономному морозильному траулеру (БАТМ) «Иван Голубец» с новым фрахтователем, ведущим рыбопромысловым оператором из Прибалтики (Латвия).
Как сообщают в Госрыбагентстве, в рамках нового договора был увеличен размер фрахтового платежа на 33% и существенно улучшены условия договора по сравнению с теми, что судно должно с 2004 г.. В том числе, расходы по технической модернизации судна теперь будет нести фрахтователь, а в случае расторжения договора, например, при приватизации судна , обновленные технические мощности остаются неотъемлемой частью судна в собственности Украины.
Предварительный план технического обновления «Ивана Голубца» были согласованы в рамках переговоров по подписанию договора. Кроме того, фрахтователь проявил интерес и готовность на общих основаниях участвовать в открытом конкурсе на приватизацию судна, если Украина будет инициировать такой процесс.
Согласно новому договору, среди других условий защиты интересов Украины как судовладельца, район промысла было изменено из Новой Зеландии на ближайшее к Европе – Марокко, Мавританию или Гренландию, а также прописана невозможность сдачи судна в субфрахт. Транспортировка, стоимость которого к новому региона промысла может достичь 1 млн. Долл. США, также будет осуществлено за счет фрахтователя.
«История отношений Украины с предыдущим фрахтователем, оффшорной компанией« Бьютфул Скиннер »- непростая. Судебные процессы, взыскание украинских судов за долги, например по БАТМ «Александр Буряченко» вопрос будет рассматриваться в арбитраже. В 2015 нам удалось достичь с этим контрагентом конструктива, улучшить ставки и условия фрахта. Однако подписание договора с оператором из Евросоюза – выгодный и положительный для Украины результат. Более того, государство уже имеет с ним 5-летний опыт сотрудничества – по договору фрахта БАТМ «Капитан Русак» ведет промысел в Мавритании. За эти годы фрахтовщики зарекомендовали себя исключительно с положительной стороны ». – рассказал председатель Госрыбагентства Ярема Ковалив.
Расторжение договора с «Бьютифул Скиннер» и поиск нового партнера стали возможными по ряду причин. Во-первых, Новая Зеландия уменьшила выдачу квот, судно не получило их на 2016 год и с 30.04.2016 мало прекратить промысел. Во-вторых, поиск нового фрахтователя мы Украина начала еще в прошлом году. «Фрахтователь сообщил нам, что не получил квот и не планирует продлевать договор фрахта. Мы должны были оперативно искать альтернативу, иначе судно бы ждал «простой» в порту Новой Зеландии стоимостью до 240 тыс долл. США в месяц », – отметил Кузнецов.
ГП «Сервис» и Госрыбагентство обратились в число 12 ведущих брокерских компаний с фрахта судов. Из-за ограниченности возможных зон промысла для судов типа ВАТМ интерес и предложения были получены лишь от 2-х. Объявления о поиске нового брокера также был размещен на веб-сайте ведомства, но за ним предложений от украинских и зарубежных компаний не поступало.
«В большинстве стран ВАТМ считаются недружественными к природе – слишком много рыбы забирают во время промысла. 90% таких судов в мире эксплуатируют россияне на Дальнем Востоке, на Севере и в Атлантике по квотам, оставшиеся в наследство от СССР. Россию как зону для промысла мы не рассматривали, поэтому выбор был ограничен », – сообщил Ярема Ковалив. В ближайших планах руководства рыбного хозяйства Украины, организация в марте 2016 большого круглого стола по вопросам рыбопромыслового флота Украины, где среди прочих вопросов будет рассмотрен варианты развития океанического флота – сдачи во фрахт или приватизации.
Напомним, в 2015 г.. Украина впервые за 19 лет получила 19500000 грн. чистой прибыли от деятельности океанического флота. Это стало возможным в связи с полным погашением долга, который был сформирован государственными компаниями в 90-х и 2000-х гг. перед иностранными кредиторами. В рамках подписания дополнительных соглашений 2015 было восстановлено получения фрахтовых платежей, ставка фрахта был поднят в 1,5 раза – до уровня рыночных, появилась возможность расторгнуть договор по инициативе судовладельца, было улучшены условия по кредитам. Это стало возможно благодаря восстановлению контроля и розблокированию деятельности рыболовецкой компании «Fishing Company S.A.» и государственного предприятия «Сервис», которые являются владельцами судов.
В феврале текущего года Украина перевела под флаг Новой Зеландии два государственных рыбных траулера "Алексей Слободчиков" и "Профессор Михаил Александров".