2016-02-11 10:48:43
По данным главы Государственного агентства рыбного хозяйства Яремы Ковалива, флаги поменяли по требованию фрахтовщика взамен на его согласие перерегистрировать суда из Севастополя в Черноморск (экс-Ильичевск)
Украина перевела под флаг Новой Зеландии два государственных рыбных траулера "Алексей Слободчиков" и "Профессор Михаил Александров". Об этом сообщил глава Государственного агентства рыбного хозяйства Ярема Ковалив в интервью порталу LB.ua .
По его словам, украинский океанический флот состоит из 11 судов, которые осуществляют промысел в Новой Зеландии, Намибии, Мавритании, Антарктике, Чили и Аргентине. Четыре из них имеют государственную форму собственности и исторически добывали рыбу в районе Новой Зеландии. Это "Алексей Слободчиков", "Профессор Михаил Александров", "Капитан Русак" и "Иван Голубец".
"Физически океанический флот, который продолжает принадлежать Украине, с момента постройки находился в районе Новой Зеландии, одно судно ["Капитан Русак"] осуществляет деятельность в районе Мавритании [на северо-западе Африки]. Пять лет назад для одного корабля был найден более финансово прибыльный район промысла у Мавритании. Там они продолжают отлов рыбы. Сами государственные предприятия не осуществляют вылов, поскольку корабли переданы в фрахт в начале 2000-х годов. И взаимоотношения государства с этими судами – это только получение ежемесячной фрахтовой ставки за использование этих судов", – рассказал Ковалив.
В 2014 году после аннексии Крыма фрахтовщик этих двух судов некоторое время продолжал платить за фрахт по счетам, которые были оперативно открыты в России. До июня 2014 года он перечислил 300 тысяч долларов. Также крымские директора судов без согласия своего украинского начальства и по просьбе компании-фрахтовщика согласились осуществить рефлагацию судов, которые ловят рыбу возле Новой Зеландии. Фрахтовщику было необходимо заменить флаг, чтобы продолжать добычу рыбы в районе Новой Зеланди – с 2016 года получать квоты на промысел там имеют право только суда под местным флагом.
Украина рисковала потерять влияние на свой океанический рыбный флот, поясняет Ковалив, поэтому согласилась на компромисс с фрахтовщиком. Судна были перерегистрированы в украинской юрисдикции и переведены из Севастополя в Черноморск (бывший Ильичевск), а фрахтовщик получил разрешение на смену флагов. При этом смена флагов не означает смену судовладельца – Украина по-прежнему остается владельцем этих судов.
"Мы должны были оперативно разрешать эту ситуацию, чтобы Украину признали как законного владельца судов. Невмешательство или эскалация конфликта угрожали потерей остатков влияния на флот, возможными арестами и взысканием судов за долги", – пояснил Ковалив.
По его словам, Украина возобновила получение фрахтовых платежей и подняла ставку в 1,5 раза – до рыночного уровня. Также уменьшили процентную ставку по кредиту, разблокировали работу государственной рыболовной компании Fishing Company S.A. и госпредприятия "Сервис", которые являются владельцами суден. В итоге в 2015 году компания Fishing Company S.A. впервые с 1997 года получила715 тыс. долларов США дохода от своей деятельности. Соответственно, впервые за все эти годы Украина получит дивиденды около 350 тыс. долларов США.
Ярема Ковалив признает, что рефлагация – довольно больной вопрос для украинской рыбной отрасли, потому что очень много судов было украдено у государства по схеме смены флага. "К счастью, Новая Зеландия – это страна, где законодательство позволяет предпринимателям быть защищенными", – считает Ковалив. По его словам, перегонять сами суда в Украину из Новой Зеландии не имеет экономического смысла.
Рефлагация затронула только "Алексея Слободчикова" и "Профессора Михаила Александрова". У траулера "Иван Голубец" разрешение на добычу действует до конца апреля 2016 года, он пока остается под украинским флагом. "Капитан Русак", который осуществляет деятельность в районе Мавритании, ходит под флагом островного государства Федерация Сент-Китс и Невис с 2011 года.
Ковалив заверил, что пока нет данных, что фрахтовщик не из России, как это по неофициальной информации оказалось в случае с черноморским рыболовецким судном "Таманский", которое компания-оператор пытается вывести из госсобственности.