2015-12-10 10:53:29
Экипаж российского парома «Александр Ткаченко» недополучил заработную плату после того, как осуществил рейсы в сирийский порт Тартус.
Паром "Александр Ткаченко" (ранее – "Робур") – одно из самых приметных судов "сирийского экспресса" благодаря ярко-желтому цвету, в который оно окрашено
Первый раз паром "Александр Ткаченко" "засветился" в составе "сирийского экспресса" (так называют морской путь доставки российских вооружений и солдат в Сирию) еще до решения Совета Федерации России, позволившего Владимиру Путину официально начать военную операцию в этой стране. Его фотографировали энтузиасты, отслеживающие проход кораблей через Босфорский пролив, о нем говорилось в расследовании информационного агентства Reuters, посвященного "сирийскому экспрессу". "Александр Ткаченко" не раз фигурировал в расследованиях волонтеров, занимающихся разведкой по открытым источникам в интернете.
Если говорить точнее, то, согласно опубликованному в интернете видеообращению экипажа (состоящего, по их собственным словам, из жителей Севастополя и Керчи), эта история началась еще даже до окончания курортного сезона – 28 августа. Именно в этот день "Александр Ткаченко" взял курс из Керчи на Темрюк (Краснодарский край) "для доставки туда грузовых машин". После этого судно отправилось в порт Новороссийск, где "произошла погрузка на судно военной техники и имущества". Далее паром отправился в порт Тартус в Сирии, при этом компания "Коксохимтранс", по словам моряков, пообещала им прибавку к существующим окладам.
Видеообращение экипажа парома "Александр Ткаченко":
Как говорится в видеообращении экипажа судна, "по прибытии в порт Тартус 11 сентября 2015 года была произведена выгрузка военной техники". 20 сентября паром прибыл обратно в Новороссийск. 21 сентября была произведена плановая ротация экипажа, 23 сентября судно вновь загрузили военной техникой, после чего оно встало на якорь между Новороссийском и Геленджиком. Вскоре судно вновь взяло курс на Тартус.
7 октября подошло время выплаты заработанных денег членам экипажа первой смены, той, что осталась на берегу. Деньги были выплачены в полном объеме. Однако вскоре на судне сменился капитан, а членам экипажа было предложено под роспись ознакомиться с приказом по компании "Коксохимтранс". В нем говорилось, что смена отныне будет составлять не 15, а 30 дней, а за зарубежные рейсы будут платить надбавку в 10%. Капитан заверил, что остальные условия работы остаются прежними.
26 октября "Александр Ткаченко" вновь взял курс на Сирию, предварительно зайдя в Новороссийск для погрузки новой партии военной техники. Паром прибыл в Тартус 4 ноября, а вскоре вернулся в Керчь. 10 ноября экипажу была перечислена сумма, которая, как утверждается в видеообращении, составляла половину от обещанного по новому договору. Моряки обратились в компанию, где им пообещали погасить задолженность до 20 ноября, однако этого не произошло. Вскоре выяснилось, что тем самым приказом ООО "Коксохимтранс" перевело экипаж на новое штатное расписание, но капитан, отдавая его членам новый договор на подпись, об этом умолчал. Моряки подозревают, что это было сделано намеренно – чтобы они не бросили работу по доставке грузов в Сирию в разгар работы "сирийского экспресса".
25 ноября на судно, которое стояло в этот момент на рейде в Севастополе, прибыл новый экипаж. Его членам был предложен трудовой договор, в котором уже официально фигурировали куда меньшие суммы, чем те, что должны были платить предыдущему экипажу. По словам авторов обращения, многие из новых работников не согласились с предложенными условиями и остались на берегу.
"Где же совесть и справедливость?" – вопрошает в конце обращения зачитывающий его член экипажа "Александра Ткаченко". С помощью коллег с крымского информационного сайта kerch.fm, рассказавших эту историю, Радио Свобода удалось пообщаться с говорящим на видео человеком. Его зовут Евгений (свою фамилию он предпочел не называть), на пароме он занимал должность электромеханика. По словам Евгения, обращение поддержали 14 из 18 членов экипажа, сейчас оно передано в "соответствующие органы", и экипаж надеется, что со дня на день причитающиеся им деньги с надбавкой за рейсы в Сирию все-таки будут выплачены:
– Сейчас поступила следующая информация нам такая, что на протяжении сегодняшнего-завтрашнего дня, как бы со слов, что с нами должны рассчитаться. Если рассчитаются и выплата будет удовлетворять нашим ожиданиям, то, в принципе, дальше бодаться уже смысла нет. Фирма, если она с нами рассчитается, то какие к ней могут быть претензии.
– Кто владелец судна? У ООО "Коксохимтранс" – такой же телефон, как и у холдинга "Совмортранс", но там говорят, что они к вашему парому и к этой компании не имеют никакого отношения.
– Трудовой договор был заключен с "Коксохимтрансом". У кого-то он есть, у кого-то его не было, это уже дело такое, там уже пусть будут с ними заниматься соответствующие органы. Вот. Но "Коксохимтранс" везде в договоре фигурировал.
– В какой должности на пароме вы работали?
– Я был на должности электромеханика.
– А сейчас этот паром возит грузы или пассажиров или стоит на рейде?
– Пароход сейчас находится в Севастополе на текущем ремонте.
– Вы готовы еще раз подтвердить, что возили грузы в Сирию?
– Есть подтверждающие документы, отметки в документах, что да, порт назначения присутствовал.
– Может быть, у вас остались какие-то другие свидетельства того, что были в Сирии, в Тартусе, фотографии, например?
– Нет, нам, во-первых, некогда было этим заниматься, во-вторых, не было смысла этим заниматься. Каждый выполнял свою работу, вот и все. Но в судовом журнале была отметка, прибытие-убытие.
– Именно в Тартус?
– Именно, да.
– И все ваши "ходки" в Сирию были еще в начале сентября, то есть как только поток людей из Керчи в Краснодарский край упал, вас туда и направили?
– Ну, скажем так, кто там кого направил куда… наша работа была – работать на пароходе. Сами понимаете. Нужно семьи кормить свои, заработать на жизнь.
– Сколько вам недоплатили, по вашим расчетам?
– Ну, я сейчас не готов сказать, просто нужно там по сумме подбивать, в принципе, прилично. Где-то даже, скажем так… вы понимаете, сейчас вот надо просто садиться, выписку с бланка смотреть, все подбивать и подсчитывать. Сейчас мы как раз этим занимаемся, окончательную сумму я вам назвать не могу.
– То есть вы сейчас с остальными членами экипажа находитесь в Севастополе и ждете решения этого вопроса?
– Да, мы обратились в соответствующие органы, данный процесс идет, ждем. Поступила информация, что с нами должны рассчитаться, рассчитаются – значит, все хорошо, значит, есть справедливость на этом свете.
– Если с вами рассчитаются и снова предложат рейсы в Сирию, вы согласитесь?
– Я не знаю, мы, наверное, не будем на этом пароме работать, скорее всего. Потому что, скажем так, новое штатное расписание, которое поступило на пароход, с которым был ознакомлен сменный экипаж, там зарплаты просто в два раза сокращены и все. Наполовину меньше. Смысл, например, работать на данном судне за меньшую зарплату? Надо тогда искать другую работу. А будет ли ходить за границу этот пароход, я не знаю, и согласятся ли люди сейчас, на данный момент, ходить, тоже неизвестно. Но многие члены экипажа, которые приехали нас менять, тоже были не согласны с данным штатным расписанием и окладами и были вынуждены уехать домой.
– А вас и ваших коллег не смутил сам факт того, что вас перебросили с обычных перевозок на доставку военных грузов в Сирию, причем еще до официального начала российской операции в этой стране?
– Вы знаете, гражданская позиция есть такая, русские своих не бросают, да? То есть мы как бы с таким чувством ехали, чтобы помогать нашей армии, помогать народу, который страдает от режима, от игиловского режима. Как бы с таким… ну, чисто гражданский долг, что нужно было выполнить эту задачу. А потом, как оказалось, на нас просто заработали денег. Ладно бы заработали денег, бог с ним, рассчитайтесь с людьми по-человечески!
– Но ваша гражданская позиция после того, как вам не заплатили, не изменилась?
– Позиция остается та же самая, не изменилась. А отношение к компании – изменилось.
У ООО "Коксохимтранс" нет собственного сайта в интернете, однако можно предположить, что эта компания входит в холдинг "Совфрахт-Совмортранс". Об этом, например, прямо говорится в описании холдинга на одном из сайтов, посвященных грузоперевозкам. Телефоны и адреса двух организаций, указанные в общедоступных базах данных и на сайте "Совфрахта", совпадают. Более того, в компании "Совфрахт-Совмортранс" без промедлений согласились перевести звонок корреспондента Радио Свобода на директора "Коксохимтранса" Марину Луневу, упоминаемую в видеообращении экипажа "Александра Ткаченко". Луневой на рабочем месте не оказалось, при повторной просьбе о комментарии представитель "Совфрахта-Совмортранса" заявил Радио Свобода, что судно "Александр Ткаченко" не принадлежало и не принадлежит холдингу. Так же в компании сообщили, что "Совфрахт-Совмортранс" не участвовал и не участвует в капитале ООО "Коксохимтранс".
Ранее представители МЧС и Министерства обороны России так же отказались комментировать журналистам факт отправки в Сирию гражданских судов. В то же время, по данным газеты "Коммерсант", военно-морской флот России приобрел для доставки грузов в сирийский порт Тартус восемь транспортных кораблей у одной из турецких компаний. Они были зачислены в списки вспомогательных судов с приданием им военного статуса, поскольку курсирующие между Россией и Сирией большие десантные корабли не справлялись с нагрузкой.
По сведениям одесского информационного сайта "Думская", эти суда ранее принадлежали украинскому Дунайскому пароходству и были проданы турецкой компании "на металлолом" из-за своего плохого состояния. Эти суда, как рассказал "Думской" директор пароходстваДмитрий Баринов, были построены в 80-е годы прошлого века и использовались, в частности, для перевозки фруктов и овощей из Болгарии в СССР.
по материалам Радио Свобода