2015-01-22 10:23:09
Результаты реформы портовой отрасли и деятельность Администрации морских портов Украиныи лидеры прфсоюзов морской отрасли обсудили вчера в Maidan Press. В пресс-конференции приняли участие руководители профсоюзных комитетов ведущих портов Украины.
Украина является портовой страной, где есть крупные порты, в которые заходят крупные лайнеры, сухогрузы, танкеры. Однако в морской отрасли при наличии закона «О морских портах» и старте реформ появился ряд существенных проблем, а именно отсутствие инвестиций в развитие предприятий, нарастающие темпы сокращение профессионалов и жесткая монополия на управление. В Майдан Пресс Центре прошла пресс-конференция с участием председателей профсоюзов крупный портов Украины, а также Федерации морских профсоюзов на тему «А где реформы в портовой отрасли?».
Реформирование портовой отрасли Украины началось с 13 июня 2013 года согласно с Законом Украины «О морских портах». Почти 1,5 года работы порты не получили дополнительных возможностей своего развития, условий для привлечений инвесторов не создано, собственные средства портов «принудительно» аккумулированы в АМПУ и не могут быть использованы своевременно, потому что финансовый план на текущий год утверждается в Кабинете Министров Украины только в сентябре-октябре текущего года. Органы управления отрасли принуждают государственные предприятия уменьшать затраты на оплату труда и обеспечение социальных льгот, которые обусловлены коллективными договорами.
Зайков Владимир Никифорович, координатор Совета председателей профсоюзных организаций предприятий морской отрасли Украины, председатель профсоюза Одесского порта: «Есть негативная динамика с июня 2013 года в портовом хозяйстве. Для прекращения дальнейшего углубления негативных процессов в морской отрасли необходимо в кратчайшие сроки провести ряд кардинальных реформ, которые должны быть рассмотрены на специальном заседании кабинета Министров Украины, посвященному благоприятных, экономически оправданных, условий работы морской отрасли с привлечением широкого круга предпринимателей и инвесторов. Конечная наша цель – получение инвестиций и развитие наших предприятий».
Закон «О морских портах Украины», который стартовал с 13.06.2013, закрепил статус Украины как морской державы, а также установил целый ряд существенных правовых норм, определяющих работу предприятий морской отрасли в нынешних условиях. Основным принципом организации и функционирования деятельности в морском порту обозначено разграничение административных и хозяйственных функций. В первую очередь именно с этой целью и была создана Администрация морских портов Украины (АМПУ). Само создание курировал замминистра инфраструктуры Дмитрий Демидович, который на то время лоббировал интересы СКМ.
К сожалению, разграничение функций и утверждение основных положений об АМПУ осуществлялось в период расцвета коррупции во всех сферах экономики Украины, что и привело к сохранению за АМПУ ряда не присущих ей хозяйственных функций, что привело к снижению качества выполняемых функций управления в результате их совмещения. Задачами АМПУ являются: привлечение крупных инвестиций на развитие отрасли, увеличение грузопотоков.
Брызгалов Сергей Александрович председатель профсоюза Илличевского порта:
«После начала реформирования отрасли позитивных сдвигов не произошло. При этом те, кто начал реформирование увеличил стоимость услуг в 4 и больше раз. Инвестирование в отрасль и развитие предприятий нет. А это именно то, на что была направлена реформа. Ведь что важно для порта: качество причала, глубина дна, оборудование и клады. Все это должно быть высокого класса и качества. А инвестиции в это отсутствуют. Смотрите в этом году в качестве доходов Илличевским портом было перечислено 376 млн. грн., а предприятию не оставили ни копейки».
По другим портам картина немного иная. К примеру, Николаевский порт при получении прибыли в размере 130 млн. грн. получил 400 тысяч. Если оценивать работу этих трех портов за последний год, можно констатировать увеличение объемов грузопотока: Николаевский порт – до рекордных 12 млн. т. грузов, Илличевский порт – на 1 млн.т. до 14 млн.т., Одесский увеличение на 118%. Однако Зайков Владимир Никифорович, координатор Совета председателей профсоюзных организаций предприятий морской отрасли Украины, председатель профсоюза Одесского порта, констатировал уменьшение пассажирских судов: при 30-40 судов в месяц раньше, до 2-3 теперь. Это связано с войной на Востоке Украины.
Учитывая высокие показатели в этом году и увеличение прибыли, руководство АМПУ запрещает руководству портов выплачивать премии и выполнять свои обязательства по коллективным договорам, чтобы выплачивать ветеранам деньги. Хотя в «Отраслевом договоре», который подписан между Министерством инфраструктуры, Федерацией работодателей транспорта Украины и Общим представительным органом профсоюзов в сфере морского транспорта, в пункте 2.7 зафиксировано «распределение прибыли государственных предприятий на социальное развитие трудового коллектива». Кроме всего, на фоне роста руководство АМПУ требует сокращение штатов, а это профессионалы своего дела.
Есть вопросы у профсоюзов и к управленцам, которые сейчас возглавили АМПУ и занимаются так называемым «реформированием». «Когда был назначен руководителем Амелин Андрей Николаевич, он прилетел к нам на частном самолете, посетил частный терминал, а в порт так и не заехал, чтобы познакомиться со структурой предприятия и его коллективом. Мы просим министра транспорта провести ревизию и отстранить на время ревизии Амелина А.Н. от выполнения своих обязанностей», – комментирует деятельность нынешнего руководства Прокопенко Павел Петрович, председатель профсоюза Николаевского порта.
Одним из руководителей является Григорашенко О.Г.. «До 2013 года был начальником Илличевского порта. Сотрудники не раз требовали его отставки. За свою деятельность он нанес порту убытков на 33 млн. грн., а его отправили в АМПУ и он управляет реформами», – добавил Брызгалов Сергей Александрович.
Карловский Сергей Вячеславович, председатель Профсоюза работников морского транспорта Украины: «Мы готовы объединиться и все вместе отстаивать свои права». Участники пресс-конференции заявили о следующих своих шагах: посетить Министра инфраструктуры, пригласить его на предприятия, чтобы он мог познакомиться с работниками.
Следующим шаг – это получение возможности оставлять 70% от полученной прибыли для возможности инвестирование в развитие предприятий, а также предание всем портам юридического лица и для этого они уже готовы обращаться к депутатам. Это и есть процесс децентрализации не на бумаге, а на деле.
«С 22 марта 2014 года просим изменений. И ничего не меняется. Страна должна получить инвестиции, а не очередные транши», – добавил Брызгалов Сергей Александрович.
Сообщает maidanpresscenter