2014-06-25 11:32:43
Около трех лет бизнесмены Константин Жеваго и Вадим Новинский воевали за активы Николаевского судостроительного завода «Океан».
Переломить ситуацию помог Константин Григоришин. В конце мая Хозсуд Николаевской области удовлетворил иск его компании «Укрречфлот» и признал недействительным соглашение между «Океаном» и компанией «Консалтинг-Гамма», связанную с Новинским, о покупке ценных бумаг на 1,5 миллиарда гривен.
Таким образом, завод-банкрот лишился двух третей своего долга и крупнейшего кредитора.
Перспективный, но убыточный «Океан»
«Океан» – один из крупнейших судостроительных заводов Украины. Его технические возможности позволяют строить суда Водоизмещение 350 тысч тонн, что является рекордным показателем среди украинских предприятий этой отрасли. Но несмотря на большой потенциал, после получения Украиной независимости, верфь, как и большинство государственных предприятий, погрязший в долгах, с которыми была не в силах рассчитаться.
Впервые разговоры о приватизации «Океана» начались в конце 90-х, но из-за того, что он входил в список стратегических объектов, продать его не могли. Уже в 2000 году проблема была решена и Фонд госимущества выставил завод на продажу.
Завод Океан. Фото: wikipedia
По итогам конкурса 78% акций «Океана» за 26 миллионов 300 тысяч гривен приобрела голландская VB Holding Maatschappij Damen. Эта компания входит в холдинг Damen Shipyards Group, который объединяет около 50 судоверфей по всему миру. Уже через год голландцы выкупили и остальные акции предприятия, увеличив свой пакет до 98%.
Damen Shipyards пыталась развивать завод пять лет. За это время на предприятии было построено более 30 судов, но этих заказов не хватило для того, чтобы рассчитаться с долгами и сделать его прибыльным.
Ситуация ухудшилась в 2005 году, когда правительство Юлии Тимошенко отменило льготные условия работы судостроительной отрасли. Голландская компания не была готова к новым расходам, поэтому стала искать партнера.
На помощь пришел норвежский судостроительный холдинг Aker Yards. Вместе с Damen Shipyards Group они создали в Нидерландах совместное предприятие Okean BV в котором 50,1% принадлежал первой корпорации, а 49,9% – второй.
Впоследствии, Aker Yards полностью выкупил Okean BV и стал владельцем 98% «Океана». Но на этом перипетии вокруг завода только начались.
Российские инвесторы
В 2008 году люксембургский FLC West Holding за 292 миллиона евро выкупил у Aker Yards (позже переименован в Wadan Yards) контроль над «Океаном» и еще двумя судостроительными заводами в Германии.
FLC West Holding был создан российской государственной «Финансовой лизинговой компанией» (ФЛК) и кипрским оффшором Almiar Investments. Руководил этой структурой член совета директоров ФЛК Андрей Бурлаков.
Бывший финансовый директор Wadan Yards и Okean BV Анна Эткина в интервью российскому Forbes рассказала, что купить судостроительные предприятия хотел именно Бурлаков, но из-за большой стоимости ему пришлось искать инвестора.
После ряда переговоров он нашел людей, готовых вложить деньги. Ими стали член наблюдательного совета «Газпрома» и бывший министр энергетики РФ Игорь Юсуфов и его старший сын Виталий. Должность первого сыграла важную роль в выборе Бурлакова, ведь по словам еткина, Юсуфов заявлял, что сможет лоббировать интересы компании на государственном уровне.
– Акции обанкротившейся норвежской компании Aker Yards приобрели люксембургский FLC West (70%) и корейская STX-E (30%). Акционером FLC West была на 1% ФЛК, а на 74% – подконтрольная Юсуфов Templestowe BVI. Деньги в FLC West поступали от ФЛК и от Templestowe. Еще на 25% владельцем была кипрская компания Blakstead, принадлежавшей в равных долях Бурлакова, Зарицкому и работнику ФЛК Сергею Морозову, – рассказала Эткина.
Некоторое время украинским и два немецких предприятия работали спокойно, но уже в 2009 году между старшим Юсуфов и Бурлаковым возник конфликт – первый хотел перерегистрировать завода в другую компанию, чтобы избежать давления со стороны ФЛК, второй – был против.
Младший Юсуфов, как представитель главного инвестора – Templestowe, просто заменил Бурлакова доверенным лицом Игорем Шапошниковым, который подписал все необходимые бумаги.
После этих ротаций, европейские страховые компании, ранее обещали предоставить заводам кредиты, отказались от своих обещаний. А оба немецкие предприятия перешли в стадию банкротства. Юсуфов не дали им обанкротиться полностью и переоформив документы, стали единственными владельцами немецких активов.
Компании Wadan Yards и Okean B.V. были заброшены, но перед этим акции украинского «Океана» прошли через ряд оффшорных компаний и оказались в собственности голландской Olympus Investments. Кроме Юсуфов она была подконтрольна бизнесмену Вадиму Новинскому.
Позже, обанкротившуюся Okean B.V. приобрела группа инвесторов во главе с Константином Жеваго, которые обратились в суд, чтобы признать все соглашения относительно отчуждения «Океана» незаконными.
Еткина с 2011 года лечится в Израиле. Она поехала туда после того, как на них с Бурлаковым совершил нападение киллер. После двух пулевых ранений она осталась жива, а ее бывший партнер умер.
Война украинских олигархов
Пока Жеваго пытался через нидерландские и американские суды доказать свои права на владение «Океаном», его новым руководителем стал человек Новинского – Василий Федин.
Уже в июле 2012 года была начато дело о банкротстве завода, а за две недели до этого фирма «Консалтинг-Гамма» продала ему инвестиционные сертификаты на сумму 1,5 млрд гривен. Таким образом она стала крупнейшим кредитором предприятия.
Ранее «Консалтинг-Гамма» была совладельцем завода «Запорожнерудпром», аффилированного с «Смарт-холдингом». В структурах Новинского связи с этой компанией, как и вообще «Океаном», отрицают.
Последним штрихом в этой схеме должен стать продажа активов завода вновь ООО «Завод «Океан», оформленном на кипрскую компанию Ilkostra Services. Но сделать это менеджеры Новинского не успели.
Судебная тяжба продолжалась до апреля 2014 года, пока Высший хозсуд не обязывает апелляционный суд рассмотреть жалобу компании Okean BV о списании долгов завода перед ней.
Уже в мае суд принял еще одно постановление, которым отменил решение о банкротстве «Океана» и вернул процесс на стадию распоряжения имуществом. Журналисты восприняли это сообщение как победу Жеваго над Новинским, но в споре принимало участие еще несколько известных в Украине лиц.
Процедуру банкротства «Океана» начала не «Консалтинг-Гамма», как утверждали многие СМИ, а «Малярно-изоляционное предприятие «Радуга», которое, по данным Госреестра, принадлежит структурам избранного президента Петра Порошенко.
Кроме того, когда Okean B.V. пыталась обжаловать решение о банкротстве одна, Высшей хозсуд ей отказал. Когда же аналогичное заявление подало сразу три компании – жалоба была удовлетворена. Помогли структуре Жеваго фирма «Нибулон» и «Судоходная компания «Укрречфлот».
Первая принадлежит предпринимателю Алексею Вадатурскому. Вторая – компании Peneliaco limited, которая входит в холдинг «Энергетический стандарт» бизнесмена Константина Григоришина.
Они также выступают кредиторами «Океана», но их доля от общей суммы признанных требований составляет лишь 3,5%
Бенефис Григоришина
С 28 мая дело продвинулась еще на шаг – Хозсуд Николаевской области удовлетворил иск «Укрречфлот» и признал недействительным соглашение между «Океаном» и «Консалтинг-Гамма» о покупке ценных бумаг на 1,5 миллиарда гривен.
В своем заявлении истец утверждал, что решение о подписании соглашения, стоимость которого превышала размер уставного капитала самой компании на «Океане» приняли без проведения общего собрания акционеров, противоречит действующему законодательству.
На самом же деле оказалось, что собрание все же проводились и даже решение о предоставлении дополнительных полномочий правлению предприятия принималось, но оно было настолько размыто прописано, что суд принял решение удовлетворить иск и отменить сделку.
Таким образом, «Консалтинг-Гамма» потеряла право требовать полтора миллиарда гривен от «Океана», сумма признанных требований к которому сократилось с 2,3 миллиарда гривен до 0,8 миллиарда.
Загадкой в этой истории остается то, почему компания Григоришина, который не имеет интересов в машиностроении, влезла в конфликт между двумя олигархами.
В «Укрречфлоте» сообщили, что фирма интересуют только деньги, которые ей задолжала верфь.
– Для Григоришина компания «Укрречфлот» не представляет особого интереса – это не профильный актив … Мы просто хотим вернуть свои деньги и никаких оснований политического, или конфликтного здесь нет, – сказал представитель компании.
И все же есть еще один фактор, который мог повлиять на решение ее владельца стать активным участником судебных процессов.
В конце 2012 года «Смарт-холдинг» Новинского выкупил часть акций Сумского НПО им. Фрунзе, мажоритарным акционером которого является Григоришин. После этого между двумя бизнесменами разгорелся конфликт, который продолжается до сих пор.
Новый акционер пытается назначить на заводе новое руководство, а в будущем планирует выкупить все акции. В планы же Григоришина, скорее всего, такие изменения не входили.