2014-03-20 16:51:09
Очевидно, что уже произошедшие и будущие возможные события в Украине окажут определенное воздействие на шиппинг и бизнес, связанный с морскими перевозками, в Черноморско-Азовском регионе.
На данный момент обстановка, по крайней мере, в портах большой Одессы, на Дунае, выглядит в той или иной степени спокойной. Однако, если ситуация накалится – начнутся военные действия, или украинские порты будут блокированы и коммерческие суда не смогут зайти или выйти из порта, – это приведет к определенным последствиям для сторон чартеров.
Поскольку подавляющее большинство заключаемых чартеров в Черноморско-Азовском регионе регулируются английским правом, предлагается краткий обзор существующих рисков, которые могут возникнуть для сторон, а также рекомендации по их минимизации.
WAR RISK CLAUSES
Чартер партии содержат, как правило, так называемые War Risk Clauses (оговорки о военных рисках) – положения, регулирующие отношения сторон в ситуациях, когда военные действия в регионе портов погрузки или выгрузки уже начались или могут начаться в ближайшее время. Такие положения предусматривают возможность канцелирования, прекращения или аннулирования контракта в случае начала военных действий – между указанными в оговорке странами, или если в них участвует страна флага судна.
В нашем случае, если в военные действия будут вовлечены только Украина и Россия, то War Risk Clauses будут применимы в чартерах, по которым зафрахтованы суда под флагом Украины или России.
В зависимости от степени военного участия стран ЕС, США или других стран вероятность применения таких положений как основание для расторжения чартера значительно увеличивается.
Кроме того, перед судовладельцами встанет вопрос, должно ли судно заходить в порт региона, который является или может быть зоной военного риска или военных операций. Оценка, насколько реален риск начала военных действий и/или угрозы в этой связи для захода судна в порт, имеет ли судовладелец право отказаться от захода в такой порт, будет зависеть от фактических обстоятельств.
В сложившихся условиях, во избежание споров сторон, рекомендуется включать в чартер-партию опцию выбора порта погрузки или выгрузки (specified port within range of ports) или замены порта (substitute port) в определенных условиях.
PORT SAFETY
Некоторые стандартные оговорки о военных рисках предусматривают прямую ответственность фрахтователя в случаях, когда порт признан небезопасным из-за угрозы военных действий.
По общему принципу английского права порт считается безопасным, когда судно может свободно зайти или выйти из порта без каких-либо происшествий, выходящих за рамки обычной работы порта или подвергающих судно неизбежной опасности, действуя в рамках хорошей морской практики и навигации. Порт также не считается безопасным, если существует риск захвата или нападения на судно или судно может быть задержано, конфисковано или занесено в черный список.
Остается открытым вопрос, будет ли блокада российским Военно-морским флотом украинских портов считаться «происшествием, выходящим за рамки обычной работы порта», вследствие чего порт может быть признан небезопасным по конкретному чартеру.
Именно факт того, можно ли было предусмотреть блокаду порта при заключении чартера, будет являться определяющим в вопросе о безопасности порта и праве судовладельца на возмещение убытков в этой связи.
На данный момент рекомендуется включать дополнительные оговорки в чартер в отношении понятия «безопасный порт».
DEVIATION
По общему правилу, если в чартер партии отсутствует прямое указание на возможность девиации, судовладелец имеет право на девиацию во избежание опасности, которая грозит судну, грузу или экипажу.
С учетом ситуации, при наличии в чартере оговорки о возможности замены порта, желательно также включать положения, прямо разрешающие девиацию, как в границах Украины, так и за ее пределами.
BILLS OF LADING
Коносамент может указывать порт выгрузки в соответствии с условиями чартера, если они связаны между собой. Если такой связи нет, считается обязательным для доставки груза перевозчиком порт выгрузки, указанный непосредственно в коносаменте. Когда в рамках выполнения чартера сторонами согласована доставка груза в иной порт, чем это указано в чартере и/или в выданном коносаменте, судовладельцы и перевозчики могут столкнуться с претензией грузополучателей в связи с недоставкой груза в порт назначения.
Решением вопроса может быть заключение дополнительного соглашения к чартеру, где указан новый порт выгрузки, и получение подтверждения от стороны груза на выгрузку в этом порту. Универсального совета в этой ситуации не существует – необходимо учитывать обстоятельства в каждом отдельном случае.
FRUSTRATION
Прекращение контракта по причине невозможности достигнуть его коммерческой цели (frustration) – достаточно сложное понятие английского права. Как правило, доказать, что такая причина существовала, de facto очень сложно. Доказывание основывается на доводах, что существующая ситуация оказала такое воздействие на достижение цели контракта, что его дальнейшее исполнение стало невозможно, незаконно или итог исполнения будет совершенно иным, чем изначально ожидаемый. При этом, когда прекращение контракта на основании frustration признается, то стороны освобождаются от ответственности за возможные убытки в связи с таким прекращением.
Если ситуация в Украине усугубится и суда не смогут подойти к указанному в чартере украинскому порту, одна из сторон может сослаться на frustration как основание для прекращения чартера.
В этой связи нужно учесть, что контракт не будет прекращен на этом основании, если на момент погрузки был доступен другой порт и существовали железнодорожные, автомобильные, иные пути сообщения для доставки груза в такой другой доступный порт.
Чтобы избежать возможных сложностей, рекомендуется оговорить в чартере распределение рисков и дополнительных расходов, которые могут возникнуть из-за блокады порта и необходимости перевозки груза в другой порт.
ФОРС-МАЖОР
Как мы неоднократно отмечали в наших публикациях, в английском праве понятие форс-мажор является договорным. Сослаться на форс-мажорные обстоятельства, как на основание освобождения от ответственности, можно только при наличии соответствующей оговорки в чартере.
В нашем случае, в перечень таких обстоятельств в форс-мажорной оговорке необходимо включить понятия военные действия, блокада порта, угроза военных действий, запреты властей на вход/выход из порта, и т.п.
Мы все верим и надеемся, что будем и дальше жить в мире и согласии. При этом, мы живем в реальном мире и нужно трезво оценивать все риски. Даже введение санкций со стороны США или ЕС может повлечь последствия для торгового судоходства в регионе в целом и конкретных рейсов, в частности. Сейчас даже краткая оговорка в рекапе может стать решением сложной проблемы.