2014-03-17 09:37:02
По мнению авторов законопроекта “О внесении изменений в закон Украины “О морских портах Украины” ликвидация ГП АМПУ позволит сократить раздутый и неэффективный управленческий штат области портового хозяйства примерно на 30% и переломить негативные тенденции в развитии отрасли.
Согласно пояснительной записке к документу, законопроект предполагает возврат стратегических объектов портовой инфраструктуры и другого имущества с баланса АМПУ на балансы госпредприятий — государственных портовых операторов, реорганизованных в соответствии с распоряжением правительства "О согласовании предложения по реорганизации государственных предприятий морского транспорта".
По мнению авторов законопроекта схема разделения государственного имущества, полномочий и функций между Администрацией морских портов Украины и государственными предприятиями оказалась несовершенной и значительно варьируется в разных портах. При этом в таком распределении наблюдается значительный дисбаланс, при котором большинство долгов и обязательств сосредотачиваются у государственного предприятия , а большинство активов – в Администрации морских портов Украины.
Также значительный негатив создает дублирование всех функций филиалов Администрации морских портов Украины и государственных портовых операторов, поскольку в каждом порту создается две диспетчерские, два юридические отделы, два отдела бухгалтерского учета , две технические службы и т.д.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, результатом деятельности в 2013 году государственных морских торговых портов , в условиях реформирования портовой отрасли в июне 2013 года, является получение чистого убытка 12-ю портами, тогда когда в 2012 году убыточными были только 3 порта. При этом чистая прибыль работы по результатам работы 18 морских торговых портов и Государственного предприятия «Дельта – лоцман» в 2012 году составил 1817507 тыс. грн . В 2013 году было создано Государственное предприятие «Администрация морских торговых портов» (с включением в него Государственного предприятия «Дельта – лоцман»), прибыль которого к концу 2013 года составила 647 153 тыс. грн .
Таким образом, результат деятельности предприятий портовой отрасли Украины (а это Администрация морских портов Украины и государственные портовые операторы ) в 2013 году в условиях реорганизации составил 1172672 тыс. грн., Что на 644 835 тыс. грн . меньше фактического показателя 2012 года. И это данные только после полугода работы Администрации морских торговых портов ( она была создана в июне 2013 года) .
По оценкам экспертов прибыль в 2014 году составит примерно 800 млн. грн., Что по сравнению с 2012 годом (до создания Администрации морских портов Украины ) продемонстрирует уменьшение на 1 млрд. грн .Также после создания Государственного предприятия «Администрация морских торговых портов » в сторону ухудшения изменились показатели дебиторской и кредиторской задолженности. Так , дебиторская задолженность перед предприятиями отрасли увеличилась с 1054399 тыс. грн . к 1591148 тыс. грн . , что составляет 150,9 % от предыдущего года. В свою очередь кредиторская задолженность за товары, работы, услуги выросла с 697 234 тыс. грн . до 921 514 тыс. грн , что составляет 132,2 % от предыдущего года.
Такая тенденция работы предприятий отрасли морского транспорта по мнению авторов законопроекта свидетельствует о не эффективности проводимой реформы портовой отрасли.Кроме этого , ликвидация Государственного предприятия «Администрация морских торговых портов » позволит сократить раздутый и неэффективный управленческий штат области портового хозяйства примерно на 30%.
В случае принятия этого закона, Кабинет Министров Украины в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона должен будет обеспечить ликвидацию государственного предприятия «Администрация морских портов Украины»; возвращение с его баланса на балансы государственных предприятий, реорганизованных в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 4 марта 2013г . № 133- р «О согласовании предложения по реорганизации государственных предприятий морского транспорта» , стратегических объектов портовой инфраструктуры, другого имущества, прав и обязанностей по отношению к ним по распределительным балансам сложенным по состоянию на 13.06.2013г., в соответствии с приказом Министерства инфраструктуры Украины от 19.03.2013 № 163 « О мерах по реорганизации государственных предприятий морского транспорта и создании государственного предприятия« Администрация морских портов Украины».