2014-03-13 15:47:00
С начала года значительно выросло число случаев невыплаты морякам законно заработанных денег.
Практика долгосрочных задержек законно заработанных денег процветает в Черноморском бассейне. Кампания «Черное море позора» выявила частые нарушения прав моряков, занижение ставок заработных плат, проблемы с элементарным снабжением судна и многое другое.
Кроме того, по Черноморскому региону курсируют технически и морально устаревшие суда типа «Волга», «Волго-Дон», «Волго-Балт»: некоторые из них действительно находятся в пригодном для плавания состоянии (во многом это заслуга наших – украинских, российских, грузинских – моряков, которые, по старинке, считают судно своим домом и поддерживают его работоспособность). Эти суда возрастом от 25 лет и выше, и они не имеют права отходить от берега дальше, чем на 20 морских миль, а также имеют запрет на плавание в зимнее время года. Но, как показывает практика, в погоне за уменьшением издержек, судовладелец «просит» моряков нарушать запреты и рисковать своей жизнью ради прибыли. И моряки соглашаются, потому что дома их ждут семьи, пожилые родители, долги…
Стоит отметить, что по шкале ITF базовая ставка матроса по состоянию на январь 2014 года составляет 632 доллара США, в то время как по субстандартным условиям матрос получает базис 150-200 долларов США. При этом общая заработная плата матроса редко достигает более 500 у.е. Уловка кроется уже в индивидуальном контракте. В пункте о заработной плате пишется, что зарплата моряка состоит из нескольких компонентов: базисной ставки, фиксированного овертайма (независимо от количества отработанных часов) и так называемого бонуса судовладельца, который составляет половину общей суммы. И вот, когда приходит момент расчета зарплаты, моряка ставят перед фактом, что свой бонус он не получит, потому что «судно работало в убыток», «компания испытывает финансовые трудности» и т.д. Но основная проблема в данном случае заключается в том, что моряк подписал индивидуальный контракт, согласившись тем самым с его условиями. Чтобы избежать подобных неприятностей, Профсоюз работников морского транспорта Украины подготовил памятку моряку перед уходом в рейс.
ПРМТУ напоминает, что предупредить проблему гораздо проще, чем потом ее решать, поэтому публикует своеобразную "памятку моряку":
ПАМЯТКА МОРЯКУ
Перед уходом в рейс
Сейчас, не зависимо от того, где подписывается контракт, кто является судовладельцем, и в каком порту вы поднимаетесь на борт судна, за редким исключением вы будете работать под «удобным» флагом (Flag of convenience, FOC).
«Удобным» флаг называется потому, что он является экономически более выгодным для судовладельца, то есть помогает сэкономить на расходах, сократить налоговые отчисления, более привлекателен с правовой стороны. Для моряка же «удобный» флаг несет некоторые угрозы.
Итак, прежде чем отправиться в рейс на судне под «удобным» флагом, убедитесь что:
• компания имеет действующий коллективный договор, заключенный между судовладельцем и Профсоюзом работников
морского транспорта Украины либо другой членской организацией ITF (копия этого договора должна находиться и на судне);
• компания, нанимающая вас на судно, сертифицирована согласно требованиям Конвенции Международной организации труда
«О труде в морском судоходстве» 2006 года (MLC, 2006).
Если у вас возникли сомнения по поводу компании или судна, обратитесь за консультацией в ПРМТУ.
А также!
• Внимательно прочтите ваш контракт! Если вам не понятны какие-либо моменты, уточняйте на месте. Также вы можете взять
образец контракта и ознакомиться с ним дома, показать доверенному лицу или посоветоваться с работниками Профсоюза.
• Обратите внимание на то, что в контракте должны быть указаны следующие данные: продолжительность, условия найма,
форма и размер заработной платы, время труда и отдыха и т.п.
• В соответсвии с требованиями Конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» 2006 года, (MLC, 2006), индивидуальный
контракт вы должны подписать в четырех экземплярах: одни экземпляр остается вам, второй – передается на судно,
третий – отправляется в компанию, а четвертый – в Международную федерацию транспортников (ITF). Также настоятельно
советуем вам оставить копию контракта человеку, которого вы указали в графе next of kin.
Не подписывайте контракт, если:
• в тексте контракта есть пропущенные строки, незаполненные данные, непонятные вам пункты или пункты, которые не имеют
четкой трактовки.
• если контракт предусматривает внесение изменений в него в одностороннем порядке.
• если в контакте предусматривается право судовладельца задерживать вам заработную плату, производить удержания и т.п.
месяца.
• если контракт содержит пункты, в которых моряк обязуется покрывать расходы на прибытие на судно и репатриацию.
• контракт, который ограничивает ваше право быть членом профсоюза и обращаться за помощью.
Контракт, который вы собственноручно и добровольно подписали, становится юридически весомым документом.
Следите за своевременной выплатой зарплаты. В случае задержки более чем на полтора-¬два месяца, немедленно обращайтесь к инспектору ITF или в свой профсоюз.
Всегда имейте при себе адреса и телефоны Профсоюза работников морского транспорта Украины и инспекторов ITF: в случае возникновения трудностей немедленно свяжитесь с ними.
Профсоюз работников морского транспорта Украины – единственный морской профсоюз в Украине, аффилированный ITF.
www.mtwtu.org.ua
office@mtwtu.org.ua
+38 0482 42 99 01
Украина, Одесса, пл. Куликово поле, 1