2014-02-12 11:55:05
Накануне нового маркетингового года зернотрейдерам могут упростить процедуру сертификации качества зерна и продуктов его переработки.
Государственная служба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства разработала проект правительственного постановления, предложив оформлять сертификат качества на партию зерна, а не на каждое отдельное перемещение груза разными видами транспорта, как это предусмотрено сейчас. Ведомство также предлагает правительству запретить "Укрзалізниці", Укрморречинспекции и Укртрансинспекции требовать от трейдеров сертификаты качества при экспортно-импортных операциях и при поставках по территории страны. Документ, копией которого располагает издание "Капитал", будет внесен на рассмотрение Кабинета министров.
Бюрократические барьеры
Согласно предложенным изменениям, сертификаты качества будут выдаваться территориальными органами Государственной инспекции сельского хозяйства на партии зерна в объеме от 15 тыс. т. При необходимости, обусловленной условиями контракта, трейдеры смогут запросить документы и на меньшие партии.
По данным Международной финансовой корпорации, в 2011 / 12 маркетинговом году затраты аграриев на сертификацию качества зерна и продуктов переработки составили 136 млн грн. А по итогам прошлого маркетингового года, с учетом увеличения объема экспорта зерновых и технических культур, расходы могут увеличиться до 160 млн грн.
Кроме того, как сообщили вчера в пресс-службе Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), зачастую процедура сертификации предполагает внесение дополнительных неучтенных платежей. "По оценкам экспертов зернового рынка, эти расходы могут составлять от 20 до 40 грн за тонну зерна. При ожидаемых объемах экспорта зерновых и технических культур в 35 млн т речь идет о дополнительных потерях аграриями более 700 млн грн", – подсчитали в УКАБ.
К этим расходам добавляются траты на логистические издержки, связанные с сертификацией, в том числе при перевозке по железной дороге. Как рассказал генеральный директор УКАБ Владимир Лапа, согласно действующему законодательству, Госсельхозинспекция обязана выдавать сертификаты не позже, чем на третий день после загрузки вагонов. "У инспекторов есть еще двое суток после загрузки, чтобы выдать документы. В результате при среднем обороте зерновозов 6‑7 дней треть времени они простаивают", – подчеркнул Владимир Лапа. Наличие проблемы признают и в Госпредпринимательства. Согласно расчетам ведомства, за сутки простоя вагонов "Укрзалізниці" аграрии платят около 4 грн за тонну, а судна вместимостью 25‑70 тыс. т – $ 15‑25 тыс.
Готовность к действиям
Отказаться от практики обязательной сертификации на всех этапах поставки зерна накануне согласились и в Госсельхозинспекции. Ее председатель Владислав Гончаренко заявил, что вместо действующей процедуры инспекция согласна перейти на декларативный принцип сертификации, предусмотрев жесткие санкции за его нарушение. Такой подход позволит сохранить контроль над информацией об объемах зерна в стране, отменив при этом инспекторскую проверку каждой партии. Однако об упразднении сертификатов качества в ближайшее время речь пока не идет. На сегодняшний день Госсельхозинспекция заявила о создании рабочей группы, которая займется подготовкой соответствующих законодательных изменений.
Идея упростить аграриям логистику зерна обсуждалась в правительстве весь прошлый год. Еще в августе была создана межведомственная рабочая группа, главная цель которой – разработка механизмов по снижению затрат сельхозпроизводителей и трейдеров при поставках зерна. В конце года Кабмин поручил профильным ведомствам подготовить свои соображения по этому поводу.Как уже писал "Капитал", в качестве альтернативного варианта Минагрополитики рассматривало возможность сертификации при экспорте только крупных партий зерновых – 100 тыс. т и более.
Ранее глава Совета предпринимателей при Кабмине Леонид Козаченко обратился с открытым письмом к премьер-министру, обратив внимание на то, что многочисленные разрешительные документы сдерживают экспорт, а их неоправданно большое количество создает коррупционные риски для агросектора. В связи с этим совет предложил оставить только три сертификата, которые требуются при экспорте зерна в ЕС: фитосанитарный, ветеринарный и сертификат происхождения продукции.