2014-01-15 10:00:42
С конца декабря прошлого года российский монополист запретил погрузку вагонов, принадлежащих железным дорогам стран СНГ и Балтии. ОАО РЖД рассчитывает снизить платежи за пользование чужими вагонами.
В понедельник стало известно, что с 25 декабря 2013 года ОАО РЖД приостановило погрузку грузовых вагонов, собственниками которых являются железные дороги стран СНГ и Балтии. Телеграмму с этим требованием монополия разослала днем ранее всем своим филиалам и дорогам. Из документа следует, что прибывшим из соседних стран вагонам разрешается только выгружать товар, после чего их порожняком возвращают владельцам. Данная мера необходима "в целях минимизации платежей за пользование инвентарным парком стран СНГ и Балтии", уточняется в телеграмме. Сколько госкомпания намерена на этом сэкономить, в ОАО РЖД не уточнили, пояснив лишь, что "запрет временный и связан с падением погрузки в период новогодних праздников".
Практика взаимной платы за нахождение иностранного вагона на территории чужого государства была принята советом глав железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии после распада СССР, и она была выгодна ОАО РЖД до тех пор, пока у компании были свои вагоны, объясняет Владимир Савчук из российского Института проблем естественных монополий. По его подсчетам, в 2002-2003 годах ежегодно начисляемые в адрес ОАО РЖД платежи составляли около 6 млрд руб. ($180 млн), и, как правило, компания проводила их по взаиморасчетам. Но в 2007 году ОАО РЖД передало около 200 тыс. своих вагонов "Первой грузовой компании" (сейчас подконтрольна UCL Holding Владимира Лисина), а затем около 180 тыс. вагонов были отданы дочерней Федеральной грузовой компании. В итоге у монополии осталось 37 тыс. вагонов.
Сейчас, после изменения структуры собственности, объем платежей со стороны монополии железным дорогам стран СНГ и Балтии исчисляется 3-4 млрд руб. ($90-120 млн), считает господин Савчук. Эта сумма зависит от срока пребывания иностранного вагона на территории России: чем дольше он там находится, тем больше приходится платить. Но если прибывший из других стран парк не будет тратить время на обратную погрузку и прямиком отправится назад, монополия может сократить свои затраты, добавляет эксперт. Текущий объем обратной погрузки в вагонах стран СНГ и Балтии он оценивает в 40-42 млн т, что составляет 2% от всей погрузки ОАО РЖД. Но глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров, напротив, считает, что введенный ОАО РЖД запрет не принесет заметного эффекта для компании: обратная погрузка в вагоны из стран СНГ и Балтии практически изжила себя, этот показатель уменьшается с каждым годом.
Но ОАО РЖД — не первый владелец инфраструктуры в СНГ, решивший ввести такой запрет. В 2012 году подобным образом поступили "Казахстанские железные дороги" ("Казахстан темир жолы"; КТЖ), изначально совсем запретившие местным грузоотправителям пользоваться услугами российских операторов, а затем смягчившие меры до запрета российским перевозчикам вывозить грузы из Казахстана. КТЖ фактически запретили перевозить грузы в вагонах всех операторов, кроме дочерней структуры "Казтемиртранс". Это вызвало недовольство российских операторов, пожаловавшихся в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), после чего КТЖ отказались от своей инициативы.
Телеграмма ОАО РЖД вызвала негативную реакцию в соседних государствах. По словам источников, знакомых с ситуацией, министерство транспорта и коммуникаций Белоруссии уже предложило ЕЭК рассмотреть этот вопрос на заседании подкомитета в январе. В ЕЭК вчера на запрос журналистов не ответили.
В "Укрзализныце" пообещали предоставить комментарии позже. По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, объем грузовых перевозок в РФ снижается, и не исключено, что российская сторона принимает данные меры для защиты интересов местных транспортных компаний.
по материалам kommersant.ua