“Укрзализныця” продолжает терять грузопотоки

2014-01-14 11:34:00

За последний год монополист сократил грузоперевозки на 3%, а более рентабельную перевозку транзитных грузов — почти на 19%. В “Укрзализныце” сетуют на отток клиентов, которые выбрали альтернативных поставщиков сырья, но, по мнению ряда экспертов, основной проблемой администрации являются неконкурентоспособные тарифы и длительность таможенных процедур.



По итогам 2013 года железнодорожным транспортом было перевезено 443,6 млн т грузов, что на 3% меньше 2012 года, сообщили вчера в "Укрзализныце". Объем грузооборота сократился на 5,6%, до 224,4 млрд т/км, а транзитные перевозки — на 18,8%, до 34,03 млн т. Как рассказал начальник главного коммерческого управления "Укрзализныци" Юрий Меркулов, низкие результаты объясняются прежде всего оттоком транзитных грузов из украинских портов в российские. Кроме того, по его словам, европейские страны переориентировались на американский уголь, который оказался дешевле российского, что существенно повлияло на транзит этого груза по Украине из России.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк говорит, что стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2020 года направлена на увеличение перевалки грузов через российские порты. Впрочем, по его словам, часть грузов РФ отдает Украине и странам Балтии, так как пока не имеет достаточно мощностей для перевалки.

Сергей Вовк отмечает, что "Укрзализныця" в последние годы выставляет неконкурентоспособные тарифы, из-за чего большая часть грузоотправителей уходит в страны Балтии. По его словам, там стоимость транспортировки 1 т транзитного угля по железной дороге на $4 ниже, чем в Украине.

Более того, грузоотправителей заставляет идти в обход сложность пограничных и таможенных процедур в стране, говорит координатор реформы транспортной отрасли центра по внедрению экономических реформ при президенте Александр Кава. "К примеру, в Белоруссии оформление одного контейнера на железнодорожной платформе составляет от 15 до 45 минут, тогда как в Украине — от нескольких часов до нескольких суток",— говорит эксперт. По словам Сергея Вовка, схожая ситуация наблюдается и при перевалке в украинских портах, что приводит к неудобству и более высоким издержкам, чем в соседних странах.

В "Укрзализныце" уже разработали план, который, как ожидает монополист, позволит вернуть часть грузоотправителей как на внутренние, так и на транзитные перевозки. Как сообщил Юрий Меркулов, подготовлены более выгодные предложения по согласованию сквозных тарифных ставок. Он также отметил, что уже создан проект увеличения маршрутной скорости для контейнерных поездов. "В этом году стоит задача электрифицировать основные направления в украинские порты, в частности участок Глинка—Николаев—Колосовка",— говорит менеджер. "Чтобы привлечь дополнительные объемы транзита, необходимо работать над повышением скорости транспортировки грузов по территории страны. Для этого потребуется работать с грузоотправителями по созданию маршрутных транзитных поездов",— говорит Александр Кава.

По словам Юрия Меркулова, в текущем году в "Укрзализныце" рассчитывают выйти на показатели грузоперевозок 2012 года. Напомним, тогда по железным дорогам было перевезено 457 млн т грузов, транзитных — почти 42 млн т.

Андрей Леденев, "Коммерсант"