2013-11-29 08:01:34
В большинстве случаев, компании, которые трудоустраивали плавсостав на судно, уходят от ответственности при малейшей неприятной истории, в которую попадают эти моряки. Такая отстраненность и безответственность от кризисных ситуаций пугает не только моряков и их семьи, но и всю общественность. Эксперты настаивают на подготовке кризисных специалистов и включении подобных должностей в список сотрудников компании по найму моряков.
Исходя из своего немалого опыта работы в морской отрасли, эксперт подчеркнул, что тема по работе с моряками и их семьями, оказавшимися в сложной ситуации, нигде не рассматривалась. Хотя, как он утверждает, она всегда была актуальной и даже необходимой. Примеров реальной работы крюингового агентства с семьями моряков в Украине немало.
Так, по словам С. Черных, в 2005 году теплоход «Panagia» под командованием капитана В. Шaбанова был захвачен сомалийскими пиратами в ста милях от побережья. Под контролем пиратов и угрозой применения оружия судно изменило курс и прибыло к месту стоянки в указанную пиратами точку возле побережья Сомали. 22 моряка попали в плен.
Компания по трудоустройству моряков "Сигал", в которой работал наш эксперт, не имела опыта, как вести себя и что делать в чрезвычайной ситуации, в которую попали их моряки. Но действовать надо было, и все усилия сотрудники компании направили на общение и поддержку членов семей плененных моряков.
"Перед руководством нашей компании возникли непростые вопросы: как обеспечить в полном объеме требования судовладельца, начавшего активные переговоры с пиратами по освобождению судна и экипажа, и требовавшего от нас безоговорочного выполнения всех своих инструкций, подчас касающихся условий переговоров и несущих конфиденциальную информацию",- рассказал С. Черных."А с другой стороны – необходимость информирования членов семей моряков о произошедшем, о мерах, принимаемых для освобождения их близких, об условиях пребывания моряков на судне во время плена, обеспеченности питанием, водой, о зарплате, о возможных сроках решения данного вопроса и другое", – добавил он.
По словам эксперта, главной заботой компании весь период, пока моряки находились в плену, была работа с их семьями.
"Все эти меры и проводимая нами работа в комплексе способствовали тому, что члены семей моряков теплохода «Panagia» не собирались на митинги, не требовали вмешательства Президента, Кабмина, Минтранса, МИДа, не выезжали в Киев для подачи «петиций», не будоражили таким образом пиратов, как это зачастую происходит сегодня", – заявил С. Черных.
Только благодаря поддержке и тщательной работе сотрудников компании по недопущении паники в кругу близких моряков, все завершилось положительно. Родные ожидали завершения переговоров судовладельца по освобождению судна и дождались – 12 декабря 2005 года моряки прибыли в Одессу.
Как говорит эксперт, в тот момент он не думал, что опыт работы их компании с семьями моряков, добытый в тяжелейших условиях и очень непростых диалогах с отдельными женами и родителями моряков, будет востребован."Мне казалось, что события с теплоходом «Panagia» – отдельный эпизод и приобретенный опыт вряд ли когда-нибудь понадобится. К большому сожалению, прогнозы оказались ошибочными. Захваты моряков, в том числе и украинских моряков, отправленных в рейсы при посредничестве отечественных крюингов, особенно в 2008-2010 годах, стали едва ли не систематическими, увеличилось время пребывания моряков в плену, и суммы выкупа", – отметил почетный работник морского флота СССР.
Он также рассказал:"Мне не раз искренне приходится только сожалеть, что многие из моих коллег, оказавшие посреднические услуги по трудоустройству моряков, либо не интересовались нашим опытом 2005 года, либо оказались слишком самонадеянными и не готовыми к этой важной и ответственной миссии – диалогу с семьями моряков, попавшими в плен к пиратам".
Как показывает нынешняя практика, современные крюинговые компании отказываются от ответственности по поддержке семьям моряков, оказавшихся в сложной ситуации. Родным и близким мореплавателей остается только одно: ждать и верить, потому что "оббивания порогов" министерств и всевозможных ведомств, не дает никаких результатов.
Чтобы избежать подобных ситуаций, специалисты настаивают на необходимости подготовленных кризисных специалистов в крюинговых компаниях по работе с моряками, их родными и близкими в любой сложившейся ситуации. Для этого необходимо обобщить уже имеющейся опыт подобной работы и выработать на его базе практические рекомендации.
По инициативе Международной программы "Гуманитарный Ответ Морскому Пиратству" в Одессе на базе ОНМА состоялся семинар: "Правильная практика для судоходных компаний и крюинговых агентств по оказанию гуманитарной (психологической) поддержки морякам и членам их семей". Больше двадцати специалистов из морских агентств и профильных учебных заведений одесского региона получили сертификаты и право консультировать моряков, членов их семей, как вести себя в кризисных ситуациях и куда обращаться за помощью в первую очередь.