2013-11-01 11:03:39
Больше четырех месяцев прошло со дня вступления в силу Закона о морских портах Украины. К сожалению, о практических результатах этого события говорить на сегодняшний день не приходится.
Более того, призванный разрешить целый комплекс проблем, связанных с загрузкой портов, привлечением частных инвестиций, Закон лишь обострил имеющуюся ситуацию. Взамен отрасль получила еще более громоздкую и раздутую систему управления в виде филиалов Администрации морских портов с размытыми функциями и ролью сторонних наблюдателей за происходящим, что впрочем, не мешает им пользоваться финансовыми преференциями, предусмотренными Законом в виде портовых сборов, платы за пользование стратегическими объектами и причалами. По сути, филиалы АМПУ, на сегодняшний день, являются иждивенцами на шее у государства. За отсутствием реальных инвесторов, финансовая нагрузка по содержанию огромного чиновничьего аппарата легла на плечи государственных портов, которые в связи с падением грузооборота сами едва сводят концы с концами.
Особенно напряженная ситуация сложилась в Ильичевском порту. Ушедший на повышение бывший начальник ГП ИМТП А.Григорашенко оставил в наследство 33 млн.грн. убытков и команду «смотрящих» в виде трех служб безопасности, многочисленных «специалистов» по внутренним расследованиям, не имеющих никакого отношения к производству, не забыв при этом перевести их в штат филиала АМПУ.
Из 7 тысяч работников порта в филиал перешло 1400, остальные остались в госпредприятии. В связи с тяжелым финансовым положением новым руководством ГП «ИМТП» было принято решение перейти с 1 сентября 2013 года на работу по графику неполного рабочего времени. Портовики с пониманием отнеслись к этому решению, чтобы уберечь предприятие от полного банкротства.
Вполне логичным в этих условиях был бы переход на режим неполного рабочего времени и коллектива филиала АМПУ, ведь вся хозяйственная деятельность осуществляется в порту силами госпредприятия и средства на содержание порта, а, следовательно, и коллектива филиала АМПУ, зарабатывает ГП «ИМТП». Но тут-то и пришел на выручку чиновникам филиала действующий Закон, где определены источники их финансирования, к сожалению, не привязанные к результатам работы предприятия, в котором они осуществляют свою деятельность. Прикрываясь законом, они не только не переходят на режим неполного рабочего времени, но и умудряются делать себе всевозможные доплаты и премии.
Парадоксально строят они и свои взаимоотношения с ГП «ИМТП». В их действиях просматривается исключительно потребительское начало. В вопросах основной деятельности порта они занимают позицию сторонних статистов, зато в полном объеме пользуются услугами госпредприятия в обеспечении своих внутренних потребностей и нужд. Впрочем, можно было бы смириться с этим положением дел, если бы руководство филиала не перешло к откровенным действиям, препятствующим нормальной работе порта. Например, забрав себе при разделении на ФАМПУ и ГП «ИМТП» уникальный по своим возможностям плавкран «Богатырь», руководство ильичевским филиалом не нашло ничего лучше, чем поставить судно на прикол, лишив тем самым возможности госпредприятию использовать его в интересах порта, выполняя заказы терминалов и сторонних организаций. Подобная судьба постигла еще 5 судов переданных ФАМПУ. Впрочем, такая позиция – «ни себе, ни людям» характерна и в других сферах жизнедеятельности предприятия. Переданная филиалу электролаборатория порта, также стоит без дела. Руководство Ильичевского филиала требует теперь деньги за пользование ею при ремонте силами БТОРФ – подразделения ГП «ИМТП» буксирного флота.
И совсем вопиющим стало недавнее решение руководства ФАМПУ вывести из-под охраны вспомогательные подразделения порта, что создало предприятию дополнительные трудности, так как собственной службы охраны в порту нет. Но, похоже, все это мало беспокоит руководство филиала, ведь свою зарплату они получат независимо от выполнения плана грузопереработки и финансового положения порта.
Александр Прокофьев