2013-10-28 11:32:20
В последнее время основным строителем вертикально интегрированных холдингов можно назвать Дмитрия Фирташа. Однако удастся ли ему закончить начатое?
Чего ожидать “Укрречфлоту” и Одесскому припортовому?
Химическая монополия замерла в ожидании
В Украине Group DF контролирует почти 70% производства аммиака, около 60% — карбамида и 100% — аммиачной селитры. При этом украинских аграриев азотными удобрениями обеспечивает сеть складов «УкрАгроНПК», которая также принадлежит Group DF. А для экспорта продукции в структуре группы два года назад появился собственный порт в Николаеве — предприятие «Ника-Тера». Но для полной монополии группе не хватает контроля над двумя государственными организациями — ПАО «Сумыхимпром», который выпускает 35% комплексных и суперфосфатных удобрений в стране, и Одесским припортовым заводом.
В 2012 году «Сумыхимпром» был вовлечен в процедуру контролируемого банкротства. Управляющим санацией завода-банкрота назначили председателя правления ПАО Игоря Лазаковича, который ранее работал в компании Ostchem. В украинском законодательстве этот статус дает почти безграничные возможности для управления предприятием. После заявления о приватизации этого предприятия, казалось, до официального включения его в Group DF остался один шаг. Однако в начале сентября приватизационный конкурс был перенесен без объяснения причин. А долгами госпредприятия заинтересовалась Государственная налоговая администрация Украины. Например, недавно в Сумском окружном административном суде рассматривалось дело, по которому налоговики предъявили «Сумыхимпрому» иск на 8,7 млн. грн. по нарушениям, связанным с уплатой налога на доходы физлиц. Суд в Сумах, а также апелляцию в Харькове и обжалование в Высшем апелляционном суде структуры Фирташа проиграли. Так что в случае приватизации велика вероятность, что Ostchem придется погасить миллиардный долг, накопленный предприятием в предыдущие годы.
Еще непонятнее ситуация с Одесским припортовым заводом, приватизация которого назначена на декабрь. Именно этот завод должен стать жемчужиной в коллекции Дмитрия Фирташа. Однако в последнее время эксперты уже не столь однозначны во мнении, что конкурс выиграет Group DF. Но самое главное — это дешевый газ, в расчете на который и скупались все гиганты украинской химии. В последнее время у Дмитрия Васильевича с этим проблемы. В сентябре некоторые химические предприятия Ostchem были временно остановлены. Наряду с засильем китайской продукции среди причин остановки называется отсутствие доступа к недорогому сырью. Если такое предположение верно, для химического гиганта это может иметь самые плачевные последствия.
Титан уплывает от Фирташа
Осенью неожиданно возникли проблемы и у другого профильного направления Group DF, которое занимается производством металлического титана. Это направление представлено добывающими и обогатительными комбинатами — Иршанским, Вольногорским и Междуреченским ГОКами, компанией «Валки-Ильменит», а также ЧАО «Крымский Титан». С 2010 года менеджмент группы Фирташа контролирует еще одно предприятие из титановой обоймы — Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК). Но как раз получение формального контроля над 49% акций ЗТМК до сих пор является препятствием к созданию полноценного титанового холдинга.
Летом 2011 года парламент исключил этот комбинат из списка стратегических активов, не подлежащих приватизации.
Государство закрепило за собой пакет в размере 51% акций, а остальные 49% выставило на тендер, который в декабре 2012 года выиграла компания Tolexis Trading Дмитрия Фирташа.
По условиям конкурса право создания совместного с государством предприятия могло перейти только к компании, которая сможет обеспечить поставки титанового сырья украинского производства. К тому времени Дмитрий Фирташ уже владел «Крымским Титаном», к которому прилагалась аренда Иршанского и Вольногорского ГОКов, где и добывается ильменит.
Казалось, передача ЗТМК структурам олигарха станет чисто технической процедурой. Сторонам оставалось создать совместное предприятие — ООО «ЗТМК». Государство должно было внести в уставный капитал целостный имущественный комплекс госпредприятия, а инвестор — деньги. Однако за десять долгих месяцев создания СП не произошло. Вместо этого в начале сентября ФГИУ объявил договор о создании совместного предприятия утратившим силу. И теперь правительство должно решить: перезаключить договор с Tolexis Trading или же объявить новый конкурс по привлечению инвестора (с другими условиями допуска). В Group DF не согласны с такой постановкой вопроса: там считают, что действие договора может быть остановлено досрочно по согласию всех его участников либо по решению суда. Однако пока власти упорно игнорируют этот месседж.
В то же время представители группы неоднократно подчеркивали, что после приватизации ЗТМК в Group DF планируют консолидировать все свои титановые активы в один профильный холдинг. Без этого на мировом рынке металлического титана трудно играть. Наибольшую прибыль в этой отрасли приносит готовая продукция высокого передела, но в лигу производителей готового проката, где цена продукции достигает $100 тыс. за тонну, пробиться сложно — все места заняты, а сертификации у потребителей придется добиваться годами. Зато ЗТМК может поставлять полуфабрикат итальянскому прокатному заводу Tifast S.r.l., в котором Фирташ приобрел свыше 38% акций. Причем для связи украинских титановых активов с европейским заводом на ЗТМК был налажен промышленный выпуск слитков — в этом году комбинат готовится выпустить 1 тыс. т таковых. Если же завод уплывет к другому собственнику, вся спланированная экспансия на мировой рынок окажется под угрозой.
DISCOVERY: «Укрречфлот», плывущий в никуда
После распада СССР на базе магистрального флота и головного предприятия МГО «Укрречфлот» Фонд госимущества создал ГАСК, 51% акций которой первоначально принадлежали фонду. Первые десять лет работы акционированного «Укрречфлота», до 2002 года, считаются наиболее успешными. За этот период объем грузоперевозок компании удвоился, на ее долю приходилось 40% грузовых перевозок речным и морским флотом страны. Такая успешность госкомпании привлекла внимание бизнеса, и в 2007 году Константин Григоришин через аффилированные структуры смог сконцентрировать 70% «Укрречфлота». А следом пришел кризис, объемы перевозок резко упали (на 50%) и продолжают падать. В прошлом году чистый убыток компании вырос в 14 раз по сравнению с 2011 годом, достигнув 69 млн. грн. Впрочем, отмечают эксперты, даже в относительно успешном 2007-м «Укрречфлот» уже безнадежно утратил былые позиции, несмотря на тот факт, что компания объединяет Днепропетровский, Запорожский, Николаевский, Херсонский и Черниговский речные порты, а также Запорожский и Херсонский судостроительно-судоремонтные заводы. А флот компании — около 200 судов.
В самой компании это объясняют так же, как и на многих других предприятиях, успешных в советское время. «В те времена по реке перевозились партии песка из Запорожья в Сочи. Экономику никто не просчитывал… И в результате выходило порядка 100 млн. т в год. В прошлом году все перевозчики транспортировали по Днепру около 6 млн. т», — говорил весной журналистам замгендиректора «Укрречфлота» Андрей Писаренко. Эксперты также считают, что основная масса проблем «Укрречфлота» связана с тем, что он попал в собственность людей, которые не понимают его значения и как на нем правильно заработать. «Компанию купили значительно дешевле, чем она стоила на самом деле, и было понятно, что вернуть затраченные средства можно, даже если пустить ее флот на металлолом», — уверен один из участников рынка. Сейчас «Укрречфлот» теряет позиции даже там, где более мелкие компании продолжают работать. К примеру, он пытался запустить контейнерные перевозки, но безуспешно. В то же время «Таврия Лайн», которая отказалась от сотрудничества с «Укрречфлотом» и принадлежащим ему Днепропетровским портом, занимается контейнерными перевозками, несмотря на меньшие суда. Еще более успешно осваивает судоходство по Днепру и Южному Бугу компания «Нибулон» Алексея Вадатурского. А «Укрречфлот», вероятнее всего, в обозримом будущем ждет банкротство.
Виктория Подолянец, «Комментарии»