Эксперты: украинским морякам становится сложней трудоустроиться на иностранные суда

2013-09-24 14:20:17

Немногим больше месяца назад вступила в силу Конвенция Международной организации труда MLC-2006. за это короткое время конвенция уже успела повлиять на деятельность украинских мореплавателей



20 августа этого года вступила в силу Конвенция Международной организации труда MLC-2006. Этот свод стандартов условий жизни и труда моряков, которые должны обеспечивать судовладельцы и правительство, уже ратифицировали 46 стран с 76,2% от мирового тоннажа флота. Для начала действия документа достаточно было, чтобы его ратифицировали 30 членов, чья общая доля в мировом валовом регистровом тоннаже судов составляет 33%. Украина конвенцию пока не ратифицировала, хотя соответствующий законопроект уже есть. Ускорить его согласование Минсоцполитики во время недавнего заседания рекомендовал Национальный трехсторонний социально-экономический совет (консультативно-совещательный орган при Президенте Украины).

Необходимость этого шага понятна: конвенция должна улучшить условия труда моряков, ведь конфликты с судовладельцами — не редкость. Этим летом, например, специалисты Международной федерации транспортных рабочих назвали Черное море одним из самых неблагоприятных мест для работы моряков. Проинспектировав 120 судов в 30 портах Болгарии, Грузии, Румынии, Турции, Украины и России, они установили, что на подавляющем большинстве судов нарушаются права моряков, в частности обеспечение условий труда, достойной оплаты, ее своевременной выплаты, соблюдение правил безопасности.

К тому же за короткое время конвенция уже успела повлиять на деятельность украинских мореплавателей. Как на днях сообщил заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Сергей Украинец, нашим морякам становится труднее устроиться на работу на иностранные суда: «Крюинговые компании жалуются на то, что, получая заказы от иностранных судовладельцев, те ставят условие — не предлагать украинцев». По его словам, причиной является именно то, что Украина не ратифицировала MLC-2006. Сейчас же на судах работает более 70 тысяч украинцев.

В дальнейшем же, как отметил председатель Федерации работодателей транспорта Украины Орест Климпуш, есть риски и для украинских судовладельцев. Им угрожают ограничения в принятии судов в иностранные порты. Впрочем, сами судовладельцы от конвенции не в восторге. Ведь проверять суда под украинским флагом на предмет соответствия условиям конвенции в портах стран-участниц будут независимо от того, ратифицирует Украина ее или нет. И в случае отклонений могут возникнуть проблемы, в том числе — и арест судна. Причем такие проверки уже ждут их в портах соседних России и Болгарии, которые конвенцию ратифицировали.

Из-за нее на судовладельцев уже активнее стали давить профсоюзы. Например, недавно судно Reina под флагом Камбоджи, нарушая норвежское законодательство, оставило порт и вышло из фьордов без лоцмана на борту: местные лоцманы отказались провести теплоход из-за отсутствия на нем коллективного договора. Судовладелец же подписать его с Международной федерацией транспортных рабочих и Норвежским профсоюзом моряков не захотел: мол, в конвенции нет требования о наличии колдоговора МФТ.

Ратификация Украиной конвенции повлияет и на крюинговый рынок. В странах-участницах агентства, предлагающих услуги по трудоустройству, могут предложить оплатить только расходы по оформлению национального медицинского свидетельства, послужной книжки моряка и т. п. Украинские же крюинговые агентства взимают с моряков плату за поиск работы, что не соответствует требованиям конвенции. Компаниям придется индивидуально проходить сертификацию по стандартам MLC.

«Придется проходить сертификацию в соответствии с требованиями государств флага. Мы, к примеру, работаем с флагами Либерии, Мальты, Великобритании, Германии. Работа трудоемкая и затратная, потому что нам надо будет готовить одни и те же пакеты документов для каждого флага. Все эти услуги не бесплатные — каждая инспекция выставляет официальный счет, и если, к примеру, компания работает с десятью флагами, то столкнется с серьезными финансовыми расходами», — рассказывал в прошлом году одесской прессе руководитель морского агентства «Ольвия меритайм» Александр Сагайдак.

Как отмечают специалисты, часть из более чем 300 украинских крюинговых компаний не пройдет сертификации и прекратит свое существование. Хорошо это или плохо — мнения расходятся. Так, заместитель председателя Профсоюза работников морского транспорта Украины Олег Григорюк убежден, что на определенном этапе это сыграет положительную роль, поскольку уберет с рынка тех, кто не хочет или не может работать в соответствии с высокими требованиями конвенции. Представители же агентств говорят, что государственный бюджет останется без значительных средств, которые сейчас поступают в виде налоговых отчислений от посреднических компаний. Сами моряки будут пытаться устроиться за рубежом самостоятельно или вынуждены обращаться к тем посредников, которые будут работать нелегально с соответствующими рисками. Хотя справедливости ради следует сказать, что с мошенниками украинские моряки сталкиваются и сейчас.

К тому же есть мнение, что ратификация конвенции будет способствовать тем крюинговым агентствам, которые в действительности являются замаскированными представительствами западных судовладельцев. Дело в том, что такие агентства создают не ради получения прибыли от посредничества, а для комплектации флота судовладельцев именно в соответствии с их потребностями. Говорят, что замаскированные представительства не заинтересованы в защите интересов моряков, которых они нанимают. И не станут, как это делают настоящие крюинговые компании, пытаться пристроить на иностранные суда моряков без достаточного опыта работы — например, в виде «нагрузки» к предложенным опытным капитанам и т. п.

Андрей Муравский, day.kiev.ua