8 шагов Азарова, которые помогут экспортерам сэкономить на логистике зерна



Сэкономленные средства трейдеры должны будут направить на повышение закупочных цен, которые в Украине снижаются быстрее, чем на внешних рынках. Цены на зерно текущего урожая на 25-50% ниже прошлогодних.

Комплекс мероприятий был разработан межведомственной рабочей группой по рынку зерна, в которую вошли чиновники Минэкономразвития, Минагропрода, зернотрейдеры, представители «Укрзалізниці» (УЗ) и контролирующих органов в АПК.
325 млн тонн
достигнет мировой экспорт зерна в текущем сезоне (прогноз Минсельхоза США)

В Европе логистическая составляющая в стоимости зерна – 12-14% от цены FOB, в США – 9%. «В Украине затраты на логистику на кукурузе – 43%, и 35% – на пшенице и ячмене», – рассказывает Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, который входит в рабочую группу. «Наша цель – довести логистические затраты в Украине до уровня европейских, чтобы фермер терял от экспортной цены максимум 15%», – поясняет Козаченко.

Данные: отчет USDA (август)  

Большая часть предложенных мер носит административно-организационный характер и направлена на  беспрепятственное и оперативное попадание зерновых грузов в порты. Наиболее тяжеловесная «экономическая» мера, предложенная рабочей группой – снижение экспортных тарифов «Укрзалізниці» до уровня стоимости внутренних перевозок, или на 22%. Это обойдется госмонополисту почти в 600 млн гривен, но позволит снизить транспортные затраты в стоимости зерна на 30 гривен за тонну. Альтернативный вариант – отмена НДС в тарифах УЗ на зерновые экспортные перевозки. Определиться по этому вопросу «Укрзалізниця» должна до октября.

По данным Минагропрода, с 1 июля (начало сезона) до 27 августа из Украины было вывезено за границу 3,3 млн тонн. Согласно последнему отчету Минсельхоза США, из Украины в текущем маркетинговом году будет поставлено около 30 млн тонн зерна – это абсолютный рекорд в истории страны, который позволяет рассчитывать на второе место в мировом рейтинге экспортеров зерновых после США. «То, что есть подвижки в вопросе удешевления логистики – безусловный позитив, – подчеркивает Козаченко. – Но процесс этот не быстрый. Пока зерно экспортируется в обычном, не самом благоприятном для сельхозпроизводителя режиме».

Ниже – пункты «Плана мероприятий по реализации комплексного механизма оптимизации логистических затрат на рынке зерна в 2013/2014 маркетинговом году», утвержденного Кабмином.

Создание объектов зерновой логистики

Наращивание мощностей по перевалке, снижение тарифов, привлечение инвестиций

Перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены инвесторам под строительство логистических объектов, должен быть обнародован в сентябре 2013 года. Но и сейчас эта сфера – инвестиционно привлекательная. Сразу несколько транснациональных и украинских компаний заявили об инвестициях в перевалку зерновых и масличных культур в украинских портах.

К примеру, в июне первую очередь терминала по перевалке подсолнечника запустила подконтрольная Вячеславу Петрище компания Allseeds Black Sea в Коминтерновском районе Одесской области. Bunge строит в Украине маслоперерабатывающий завод мощностью 876 000 тонн маслосемян в год стоимостью $100 млн. Новое предприятие будет расположено на участке, примыкающем к зерновому терминалу Bunge в Николаевском морском торговом порту. На осень намечено открытие завода по переработке подсолнечника в Одесской области компании «Дельта Вилмар СНГ».

Методы достижения. Подготовить и обнародовать перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены инвесторам для строительства терминалов по перегрузке зерна на экспорт; способствовать в выделении таких участков и выполнении разрешительных процедур.

Свобода перемещения

Упразднение/недопущение преград при транспортировке грузов

В предыдущие сезоны наблюдались массовые случаи блокирования местными властями перемещения зерна за пределы области. Облгосадминистрации (ОГА) рассматривали задачу по формированию региональных резервов зерна как приоритетную, и до ее выполнения «замыкали» урожай в пределах области.

По данным Украинской зерновой ассоциации, в текущем сезоне подобные случаи были единичными. В частности, в Винницкой области чиновники настаивают на том, что разрешение ОГА для перемещения зерна является обязательным.

Методы достижения цели. Контроль за выполнением требований закона «О государственной поддержке сельского хозяйства» – запрет на введение любых административных, количественных или качественных ограничений при перемещении зерна.

Снятие ограничений на проезд зерновозов
Создание условий для свободного перемещения зерновых грузов автотранспортом

Сейчас движение зерновозов ограничено, поскольку они плохо влияют на дорожное покрытие. По мнению специалистов УЗА, в Украине в этой отрасли нет официальной статистики, поэтому правительство не могло объективно оценить последствия принятия этого решения на рынок зерна.

Первый заместитель министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта выступил на правительственном совещании с предложением сделать исключение для автомобилей-зерновозов на период активного экспорта, однако это предложение не нашло поддержки. Оптимальный способ транспортировки зерна, по мнению представителей правительства – железная дорога.

Методы достижения. Отменить плату за проезд дорогами общего назначения транспортных средств, габаритно-весовые параметры которых превышают нормативные, в случае перевозки зерна.

Отсутствие монополии на регистрацию ВЭД-контактов
Превентивная мера

Компромиссный вариант между необходимым контролем экспортных потоков и рыночными отношениями – подписание с зернотрейдерами меморандума, согласно которому они обяжутся добровольно предоставлять информацию о заключенных контрактах. Это позволит избежать обязательной регистрации контрактов на бирже. В свою очередь представители зернотрейдеров считают, что правила игры должны быть закреплены законодательно – через постановление правительства.

Методы достижения. Доработать редакцию проекта поставления Кабмина «Некоторые вопросы развития биржевого рынка Украины», которым планируется вернуть обязательную регистрацию экспортных партий на Аграрной бирже.

Транспортировка по реке
Развитие внутреннего судоходства для доставки зерна в порты

Речное судоходство было широко распространено в советской Украине. При восстановлении флота и проведении дноуглубительных работ на основных речных артериях этот канал может обеспечить значительные объемы транспортировки зерна и разгрузить автомагистрали от зерновозов. Потенциально, по рекам можно транспортировать в порты около 5 млн тонн зерна, считает Козаченко.

Методы достижения. Внести на рассмотрение Кабмина проект распоряжения относительно дноуглубительных работ на отдельных участках рек Днепр и Южный Буг.

Одна партия — один сертификат

Пересмотр стоимости услуг инспектирования, упрощение получения разрешительных документов

Сейчас прокуратора проводит проверку предоставления административных услуг, в особенности – процедуры выдачи сертификатов. Ведомство требует получения сертификата на каждое транспортное средство, а не на всю партию.

Методы достижения. Принятие Кабмином постановления по снижению цен на услуги по выдаче фитосанитарного и карантинного сертификатов, а также внесение изменений в Порядок выдачи сертификата качества зерна и продуктов переработки (проведение сертификации зерна, загруженного на баржу на рейде, уточнение понятия «партия зерна»).

Унификация тарифов «Укрзалізниці»

Упразднение диспропорции в тарифах ж/д перевозок

По данным «Уукрзалізниці», более 90% перевозок зерна – это операции, связанные с экспортом. Если уравнять тарифы, то расценки на экспорт снизятся всего на 2%, в то время как стоимость внутренних перевозок возрастет на 22%. Рабочая группа решила это предложение не поддерживать, поскольку эффект для зернотрейдеров будет минимальным.

Чтобы снизить экспортные тарифы до уровня внутренних, УЗ необходимо потратить 596 млн гривен. Альтернативный вариант – отменить НДС  в тарифах УЗ на экспорт. Окончательное решение пока не принято. Определиться стороны планируют до октября 2013-го.

Методы достижения. Рассмотреть вопрос внесения изменений в приказ Минтранса от 26 марта 2009 года в части унификации тарифов на перевозку ж/д транспортом зерновых грузов независимо от вида сообщения. Сейчас тарифы на внутренние перевозки на 22% ниже, чем те, которые действуют при экспорте зерна.

Либерализация выдачи сертификатов происхождения товара

Упрощение административных процедур

Методы достижения. Провести проверку экономической обоснованности единых тарифов на отплату услуг по выдаче сертификата происхождения товара, и по ее результатам определиться с необходимостью реформы в данной сфере; сократить количество документов, которые подтверждают украинское происхождение продукции.

http://forbes.ua


Премьер-министр Николай Азаров утвердил план мер по снижению стоимости транспортировки зерновых грузов. В зависимости от того, какие из них будут выполнены, логистические расходы экспортеров могут снизиться на $100 млн – $600 млн в год.



Сэкономленные средства трейдеры должны будут направить на повышение закупочных цен, которые в Украине снижаются быстрее, чем на внешних рынках. Цены на зерно текущего урожая на 25-50% ниже прошлогодних.

Комплекс мероприятий был разработан межведомственной рабочей группой по рынку зерна, в которую вошли чиновники Минэкономразвития, Минагропрода, зернотрейдеры, представители «Укрзалізниці» (УЗ) и контролирующих органов в АПК.
325 млн тонн
достигнет мировой экспорт зерна в текущем сезоне (прогноз Минсельхоза США)

В Европе логистическая составляющая в стоимости зерна – 12-14% от цены FOB, в США – 9%. «В Украине затраты на логистику на кукурузе – 43%, и 35% – на пшенице и ячмене», – рассказывает Леонид Козаченко, президент Украинской аграрной конфедерации, который входит в рабочую группу. «Наша цель – довести логистические затраты в Украине до уровня европейских, чтобы фермер терял от экспортной цены максимум 15%», – поясняет Козаченко.

Данные: отчет USDA (август)  

Большая часть предложенных мер носит административно-организационный характер и направлена на  беспрепятственное и оперативное попадание зерновых грузов в порты. Наиболее тяжеловесная «экономическая» мера, предложенная рабочей группой – снижение экспортных тарифов «Укрзалізниці» до уровня стоимости внутренних перевозок, или на 22%. Это обойдется госмонополисту почти в 600 млн гривен, но позволит снизить транспортные затраты в стоимости зерна на 30 гривен за тонну. Альтернативный вариант – отмена НДС в тарифах УЗ на зерновые экспортные перевозки. Определиться по этому вопросу «Укрзалізниця» должна до октября.

По данным Минагропрода, с 1 июля (начало сезона) до 27 августа из Украины было вывезено за границу 3,3 млн тонн. Согласно последнему отчету Минсельхоза США, из Украины в текущем маркетинговом году будет поставлено около 30 млн тонн зерна – это абсолютный рекорд в истории страны, который позволяет рассчитывать на второе место в мировом рейтинге экспортеров зерновых после США. «То, что есть подвижки в вопросе удешевления логистики – безусловный позитив, – подчеркивает Козаченко. – Но процесс этот не быстрый. Пока зерно экспортируется в обычном, не самом благоприятном для сельхозпроизводителя режиме».

Ниже – пункты «Плана мероприятий по реализации комплексного механизма оптимизации логистических затрат на рынке зерна в 2013/2014 маркетинговом году», утвержденного Кабмином.

Создание объектов зерновой логистики

Наращивание мощностей по перевалке, снижение тарифов, привлечение инвестиций

Перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены инвесторам под строительство логистических объектов, должен быть обнародован в сентябре 2013 года. Но и сейчас эта сфера – инвестиционно привлекательная. Сразу несколько транснациональных и украинских компаний заявили об инвестициях в перевалку зерновых и масличных культур в украинских портах.

К примеру, в июне первую очередь терминала по перевалке подсолнечника запустила подконтрольная Вячеславу Петрище компания Allseeds Black Sea в Коминтерновском районе Одесской области. Bunge строит в Украине маслоперерабатывающий завод мощностью 876 000 тонн маслосемян в год стоимостью $100 млн. Новое предприятие будет расположено на участке, примыкающем к зерновому терминалу Bunge в Николаевском морском торговом порту. На осень намечено открытие завода по переработке подсолнечника в Одесской области компании «Дельта Вилмар СНГ».

Методы достижения. Подготовить и обнародовать перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены инвесторам для строительства терминалов по перегрузке зерна на экспорт; способствовать в выделении таких участков и выполнении разрешительных процедур.

Свобода перемещения

Упразднение/недопущение преград при транспортировке грузов

В предыдущие сезоны наблюдались массовые случаи блокирования местными властями перемещения зерна за пределы области. Облгосадминистрации (ОГА) рассматривали задачу по формированию региональных резервов зерна как приоритетную, и до ее выполнения «замыкали» урожай в пределах области.

По данным Украинской зерновой ассоциации, в текущем сезоне подобные случаи были единичными. В частности, в Винницкой области чиновники настаивают на том, что разрешение ОГА для перемещения зерна является обязательным.

Методы достижения цели. Контроль за выполнением требований закона «О государственной поддержке сельского хозяйства» – запрет на введение любых административных, количественных или качественных ограничений при перемещении зерна.

Снятие ограничений на проезд зерновозов
Создание условий для свободного перемещения зерновых грузов автотранспортом

Сейчас движение зерновозов ограничено, поскольку они плохо влияют на дорожное покрытие. По мнению специалистов УЗА, в Украине в этой отрасли нет официальной статистики, поэтому правительство не могло объективно оценить последствия принятия этого решения на рынок зерна.

Первый заместитель министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта выступил на правительственном совещании с предложением сделать исключение для автомобилей-зерновозов на период активного экспорта, однако это предложение не нашло поддержки. Оптимальный способ транспортировки зерна, по мнению представителей правительства – железная дорога.

Методы достижения. Отменить плату за проезд дорогами общего назначения транспортных средств, габаритно-весовые параметры которых превышают нормативные, в случае перевозки зерна.

Отсутствие монополии на регистрацию ВЭД-контактов
Превентивная мера

Компромиссный вариант между необходимым контролем экспортных потоков и рыночными отношениями – подписание с зернотрейдерами меморандума, согласно которому они обяжутся добровольно предоставлять информацию о заключенных контрактах. Это позволит избежать обязательной регистрации контрактов на бирже. В свою очередь представители зернотрейдеров считают, что правила игры должны быть закреплены законодательно – через постановление правительства.

Методы достижения. Доработать редакцию проекта поставления Кабмина «Некоторые вопросы развития биржевого рынка Украины», которым планируется вернуть обязательную регистрацию экспортных партий на Аграрной бирже.

Транспортировка по реке
Развитие внутреннего судоходства для доставки зерна в порты

Речное судоходство было широко распространено в советской Украине. При восстановлении флота и проведении дноуглубительных работ на основных речных артериях этот канал может обеспечить значительные объемы транспортировки зерна и разгрузить автомагистрали от зерновозов. Потенциально, по рекам можно транспортировать в порты около 5 млн тонн зерна, считает Козаченко.

Методы достижения. Внести на рассмотрение Кабмина проект распоряжения относительно дноуглубительных работ на отдельных участках рек Днепр и Южный Буг.

Одна партия — один сертификат

Пересмотр стоимости услуг инспектирования, упрощение получения разрешительных документов

Сейчас прокуратора проводит проверку предоставления административных услуг, в особенности – процедуры выдачи сертификатов. Ведомство требует получения сертификата на каждое транспортное средство, а не на всю партию.

Методы достижения. Принятие Кабмином постановления по снижению цен на услуги по выдаче фитосанитарного и карантинного сертификатов, а также внесение изменений в Порядок выдачи сертификата качества зерна и продуктов переработки (проведение сертификации зерна, загруженного на баржу на рейде, уточнение понятия «партия зерна»).

Унификация тарифов «Укрзалізниці»

Упразднение диспропорции в тарифах ж/д перевозок

По данным «Уукрзалізниці», более 90% перевозок зерна – это операции, связанные с экспортом. Если уравнять тарифы, то расценки на экспорт снизятся всего на 2%, в то время как стоимость внутренних перевозок возрастет на 22%. Рабочая группа решила это предложение не поддерживать, поскольку эффект для зернотрейдеров будет минимальным.

Чтобы снизить экспортные тарифы до уровня внутренних, УЗ необходимо потратить 596 млн гривен. Альтернативный вариант – отменить НДС  в тарифах УЗ на экспорт. Окончательное решение пока не принято. Определиться стороны планируют до октября 2013-го.

Методы достижения. Рассмотреть вопрос внесения изменений в приказ Минтранса от 26 марта 2009 года в части унификации тарифов на перевозку ж/д транспортом зерновых грузов независимо от вида сообщения. Сейчас тарифы на внутренние перевозки на 22% ниже, чем те, которые действуют при экспорте зерна.

Либерализация выдачи сертификатов происхождения товара

Упрощение административных процедур

Методы достижения. Провести проверку экономической обоснованности единых тарифов на отплату услуг по выдаче сертификата происхождения товара, и по ее результатам определиться с необходимостью реформы в данной сфере; сократить количество документов, которые подтверждают украинское происхождение продукции.

http://forbes.ua