Гибель итальянского эсминца «Карло Альберто Раккиа» вблизи Одесской бухты 93 года назад

2013-07-22 11:48:10

20 июля 1920 года итальянский эскадренный миноносец «Карло Альберто Раккиа», конвоировавший три транспорта с русскими военнопленными, решился самостоятельно подойти к Одесской бухте и наскочил на поставленные минные заграждения.



Эсминец погиб, а транспорта с большим трудом удалось вывести из минных полей. Константин Паустовский вспоминал, что «… по приказу Одесского губкома рыбаки с Золотого берега, немедленно вышли на своих шаландах к месту взрыва и подобрали уцелевших раньше, чем успели подойти на помощь корабли эскадры».

Тела погибших итальянцев привезли в Одессу и власти организовали итальянским морякам торжественные и «пышные» похороны. Гробы несли на руках портовые рабочие. На всех домах, в центральной части Одессы, висели траурные флаги.

Играли оркестры с иностранных судов и сборный оркестр Одессы, а все церковные колокола похоронно звонили в честь погибших. К. Паустовский уверял, что: «сто тысяч одесситов присутствовало на этих похоронах». Одесский губернский комитет КП(б)У пошел на огромный риск, допустив в город вооруженный отряд итальянских военных моряков для торжественного караула.

Корабли Белой армии и стран Антанты проводили морскую блокаду Северо-западного побережья Черного моря. Суда «союзников» проводили обстрел побережья, высаживали диверсионные группы, вели разведку «красных» тылов, захватывали мелкие советские суда. В мае-сентябре 1920 года Белая армия планировала высадить крупный военный десант в Одесско-Очаковском районе. Понимая уязвимость Одессы, командование Красной армии, удерживала в районе Одессы, не считая частей гарнизона еще и стрелковую дивизию. В июле 1920 года тральщики «красных» поставили минные заграждения (192 мины) у берегов Большого Фонтана.

В это же время через Одесский порт в пределы советских республик доставлялись из Италии и Франции бывшие военнопленные периода Первой мировой войны, в Одессу приходили итальянские и немецкие пароходы за хлебом. Был установлен целый ряд строгих правил, каким способом иностранные суда (пароходы обыкновенно сопровождались и военными судами) могли заходить в советские порты.

http://www.odessit.ua