2013-07-19 10:59:14
Несмотря на вступление в силу нового закона о морских портах и обнародование
разработанного Министерством инфраструктуры проекта Стратегии развития морских
портов Украины, можно лишний раз убедиться в том, что у нашего правительства нет внятной и последовательной транспортной и транзитной политики в морской отрасли.
Об этом, в частности, свидетельствует искусственно созданная тарифная конкуренция между портами Рени и Измаил. Примечательно, что это происходит вопреки ранее звучавшим заявлениям транспортных чиновников о недопустимости конкуренции отечественных портов друг с другом. В упомянутом проекте Стратегии прямо сказано, что в числе её задач – «устранение внутренней конкуренции между украинскими портами». А на одном из заседаний Координационного совета по вопросам обеспечения стабильного развития предприятий морехозяйственного комплекса Придунавья было заявлено, что важной задачей в нынешней экономической ситуации является «совершенствование тарифной политики в регионе». Но это – слова. А на деле всё происходит с точностью до наоборот.
«Мы опасаемся, что грузы уйдут на румынскую Констанцу»
– Сегодня нашей фирме грозит полная дестабилизация, – рассказывает директор компании «Рени-Лес» Аннета Крашунская («Рени-Лес» работает в статусе субъекта специальной экономической зоны «Рени»). – Дело в том, что с недавних пор ставки на транзитные грузы для Ренийского порта оказались неконкурентоспособными по сравнению со ставками для Измаильского порта, а это значит, что грузы, которые раньше шли на ренийском направлении, теперь уйдут в Измаил. Мы неоднократно просили руководство Ренийского порта обратиться в Министерство инфраструктуры с предложением о том, чтобы тарифы для Рени хотя бы уравняли с расценками для Измаила. Речь идёт прежде всего о минеральных удобрениях – это основной грузопоток «Рени-Лес». Аналогичные проблемы возникли и с другими грузами, которые направляются в порт Рени транзитом через Молдову. Но все наши обращения результата не дали. Хочу отметить, что мы можем потерять довольно значительный грузопоток.
Например, в прошлом году навалочным способом мы переработали в порту Рени 146 тысяч тонн грузов, 25 тысяч тонн генеральных грузов и 35 тысяч тонн сжиженных газов.
– Начнём с того, что после открытия на территории порта СЭЗ «Рени» сюда пришли иностранные инвесторы, вложившие здесь крупную сумму денег и построившие комплекс по переработке минеральных удобрений, – продолжает президент группы компаний «Марлена» (главный офис – в Германии) Леонид Крашунский. – Появление этого комплекса, кстати, приветствовалось даже на уровне правительства и профильного министерства. Мы получили тарифные скидки на транспортировку удобрений как по территории Молдовы, так и по Украине. А полгода назад наши партнёры в лице компании «Белорускалий» сообщили нам, что Измаильский порт тоже получил скидку на аналогичный груз – на 9 долларов (за тонну) меньше, чем для Рени! Мы тут же обратились к администрации порта: надо что-то делать, чтобы не проиграть конкуренцию с Измаилом! Нам пообещали, что ставки выровняются. Но словами делу не поможешь.
Работу могут потерять 106 человек, обслуживающих комплекс «Рени-Лес».
Нелепость ситуации заключается и в том, что проиграть могут и Рени, и Измаил: мы опасаемся, что грузы из России теперь уйдут на румынский порт Констанца. Почему?
В Рени грузовладельца могут отпугнуть высокие тарифы, а в Измаиле – устаревшая технология перевалки минеральных удобрений. Комплекс «Рени-Лес» применяет более передовую и безопасную технологию. Если в Измаильском порту по старинке поднимают вагоны и выгружают удобрения, так сказать, открытым способом, на который, кстати, распространяется ряд ограничений со стороны экологов и санитарной службы (например, нельзя осуществлять перевалку, если дует ветер), то в Рени этот груз сначала попадает в специальные бункеры, а затем транспортируется для дальнейшей переработки.
Сегодня мы держимся только на личных отношениях с партнёрами, но какими бы ни были личные отношения в бизнесе, разница в 9 долларов на тонне – это большие деньги, которые никто не хочет переплачивать «на ровном месте». И никому не объяснишь, почему Мининфраструктуры надавило на Укрзализныцю в интересах Измаильского порта в ущерб Рени. К тому же, если в ставку для Измаила входит и стоимость возврата вагонов, то в Рени эта стоимость является «дополнением» к железнодорожному тарифу.
Руководство нашего порта должно бить тревогу на уровне Киева! Хотя сейчас непонятно, кто именно должен этим заниматься – то ли порт как госпредприятие, то ли филиал Администрации морпортов. Но, как бы то ни было, если грузопоток уйдёт из Рени, доходы потеряют и «Рени-Лес», и порт.
«Поставьте нас в равные условия»
– Надо начать с предыстории вопроса, – комментирует проблему начальник службы маркетинга и договорной работы Ренийского филиала Администрации морских портов Украины Олег Шлюков (до портовой реформы он был заместителем начальника порта Рени по грузовой и коммерческой работе). – В 2006 году, когда Приднестровье перекрыло Молдавскую железную дорогу, Ренийский порт оказался фактически отрезанным от грузопотоков, поступающих к нам железнодорожным транспортом. Грузы пошли в обход – через Могилёв-Подольский и всю Молдову, но этот маршрут был невыгодным для грузовладельцев. Именно в тот период минеральные удобрения впервые попали в порт Измаил – до 2006 года он вообще не работал с этим грузом. В лучшем случае измаильчане перерабатывали очень маленькие партии удобрений в упаковке – не более 3 тысяч тонн в месяц. Минеральные удобрения были традиционным грузом в порту Рени ещё в советское время, а с 1992 года мы первыми применили технологию перевалки методом снятия вагонов с колёсных пар, после чего груз попадал на речные баржи. После 2006 года наш основной клиент – компания «Сильвинит» – уступила своё место на рынке российской компании «Уралкалий», но грузопоток сохранился.
Когда в порту была создана СЭЗ, начала работать фирма «Рени-Лес», построившая комплекс по переработке минудобрений. Она оттянула на себя часть грузопотока и тем самым стала конкурентом Ренийского порта. В последнее время львиная доля удобрений шла именно через «Рени-Лес». Тем не менее, после событий 2006 года нашему порту пришлось приложить максимум усилий, чтобы восстановить паритет железнодорожных тарифов с Измаилом. И Укрзализныця, как всегда, предоставила нам скидки, учитывая тот факт, что грузы на ренийском направлении идут по Молдове.
Однако в 2012-2013 годах ситуация резко изменилась. Как известно, Измаильский порт потерял свой основной грузопоток – продукцию Полтавского ГОКа, и новое руководство порта было вынуждено искать альтернативные грузы. Решением этого вопроса занялось и Министерство инфраструктуры. В итоге оно обеспечило Измаилу скидки по нескольким грузовым позициям. И никто не принял во внимание, что тем самым порт Измаил вступил в конкурентные отношения с Ренийским портом, хотя раньше мы не были конкурентами (если не считать того обстоятельства, что некоторые наши клиенты ушли в Измаил из-за разницы в тарифах по причине транзита через Молдову).
Наша позиция такова: нельзя создавать преимущества для одного порта за счёт другого.
Поставьте нас в равные условия, и пусть каждый порт своим сервисом докажет привлекательность для клиентуры: где лучше сервис – туда и пойдёт груз. Однако Измаил по сути искусственно получил преференции. По нашей информации, некоторые фирмы, работающие с Ренийским портом, запланировали на август переориентировать свои грузы на порт Измаил. Это значит, что пострадает и «Рени-Лес», и порт Рени, который потеряет портовые сборы и плату за использование причалов. И самое обидное, что это происходит в тот момент, когда на ренийском направлении активизировались грузопотоки: например, на июль заявлено 15 тысяч тонн навалочного карбамида из Тольятти.
Хочу подчеркнуть: порт, как и прежде, заинтересован в нормальной тарифной политике, и мы со своей стороны делаем всё возможное, чтобы клиентура не страдала. Но если раньше, когда порт был единым предприятием, мы могли напрямую обращаться к руководству Мининфраструктуры, Департамента морречтранспорта или Укрзализныци, то теперь, после разделения порта и портовых функций, это стало сложнее. С одной стороны, перевалкой грузов занимается только порт в статусе ГП, а с другой, филиал АМПУ обязан создавать равноправные условия для всех портовых операторов.
Теперь порт и тот же «Рени-Лес» работают независимо друг от друга, и их не волнуют взаимные проблемы, тогда как для филиала они остаются равнозначными партнёрами.
Ответственность за увеличение грузовой базы с нас никто не снимал. В результате некоторая двойственность – налицо. Несмотря на то, что портовая реформа предполагала избавить АМПУ от коммерческих функций, они в известной степени остались: портовые сборы, договора с агентами и плата за использование причалов (бывший грузовой сбор) – в компетенции АМПУ, а это – две трети доходов прежнего порта как единого предприятия.
Но вернёмся к тарифам на перевалку минеральных удобрений. По информации экспедиторов, стоимость перевозки этого груза от железнодорожной станции Тополи на российско-украинской границе до порта Рени составляет по Укрзализныце 13,78 доллара за тонну, по Молдове – 6,70 доллара, по Приднестровью – 1,40 доллара. Итого – 21,88 доллара. От ст. Тополи до Измаила – 23,58 доллара за тонну. Но! В тариф для Измаила включена стоимость возврата вагонов, а для Рени возврат порожняка предусмотрен отдельной строкой – 560 долларов за каждый вагон. В вагоне – 63 тонны. Делим 560 на 63 и получаем ещё 8,80 доллара за тонну. Всего – 29,60 доллара для Рени. Это на 6 долларов больше, чем для Измаила. К этому надо добавить транзитное декларирование и комиссионные экспедитора, и тогда тарифная разница между портами Рени и Измаил ещё увеличивается!
Ещё в начале текущего года руководство Ренийского порта обратилось в Укрзализныцю по поводу тарифов на уголь, руду и минеральные удобрения. Нам пришёл ответ, что по состоянию на 4 февраля 2013 г. ставка по маршруту Тополи – Рени (без молдавского тарифа) составляла 13,60 доллара за тонну, а Тополи – Измаил – 25,50 (вместе с возвратом вагонов). Если даже прибавить стоимость транзита через Молдову, то тариф для Рени на тот момент был менее 22 долларов, то есть ниже, чем для Измаила. Но затем, как уже было сказано, измаильчане получили скидку, и при этом для нас стоимость возврата вагонов вывели из ставки, а для Измаила – включили в ставку. Вот и получилось то, что получилось.
Так нельзя решать вопросы. Тогда давайте предоставим Рени скидку по тарифу на уголь, и клиент уйдёт из Измаила к нам. И что в итоге? «Перекладывание» груза из одного «кармана» в другой? Но ведь в любом случае это помощь одним за счёт ущемления других. К примеру, Измаильский порт сейчас претендует и на транзитные окатыши. Но это, опять же, традиционный ренийский груз (поставщик – российский Михайловский ГОК). Измаил же всегда перерабатывал украинский экспорт, но теперь, когда ему дали 30-процентную скидку на транзит, измаильчане вступают в конкуренцию с нами. Тогда надо честно сказать, что порт Рени не нужен, и начать процедуру его ликвидации, или же ввести специализацию портов по грузовой номенклатуре, о чём давно уже идёт речь. А у нас говорят одно, а делают другое. Провозглашается, что между украинскими портами не должно быть конкуренции, а на деле такая конкуренция создаётся и даже стимулируется…
СПРАВКА
На сегодняшний день основные грузы в Ренийском порту – транзитные: это зерно (в том числе молдавское), нефтепродукты по схеме борт – борт, минеральные удобрения, металлолом и аглоруда. Из генеральных грузов на данный момент – фигурный кирпич на европоддонах из Болгарии в Молдову, но это небольшие объёмы. Учитывая существующую динамику грузоперевалки, можно прогнозировать, что по итогам 2013 года грузооборот порта Рени составит не менее 1,7 млн тонн.
Андрей ПОТЫЛИКО, специально для «Морских бизнес-новостей Украины»