Ноу-хау от Николаевской таможни

2013-07-09 12:05:22

Пока на северо-западе Николаевской области происходят события, ставшие темой для публикации в мировых СМИ, в самом Николаеве уже другие «силовики» создают не меньшую для репутации Украины проблему.



20 июня 2013 г. Центральный райсуд г. Николаева вынес Постановление (судья Дирко И.И.), согласно которому за неправильное декларирование остатков топлива в топливных танках был оштрафован на более чем полмиллиона гривень капитан судна Atlantik Pride, гражданин Турции – Югун Эрсин.

Суть проблемы в следующем. С 1 июня 2012 г. вступил в силу новый Таможенный Кодекс Украины. Согласно ст.472 нового ТК неправильное декларирование товаров и транспортных средств коммерческого назначения приводит к наложению штрафа в размере 100% стоимости с конфискацией указанных товаров и транспортных средств. По нормам старого ТК если капитан судна неправильно указал (занизил) объем топлива на судне, ему грозил штраф от 1700 до 17000 грн. Учитывая специфику и размеры других поборов в портах Украины, капитаны иностранных судов, допустившие погрешности в декларировании, без проблем соглашались платить штраф. Правда, такие случаи были редкостью, поскольку подобные ошибки капитанов были связаны, скорее, с «человеческим фактором».

Однако, инцидент произошедший еще 15 февраля 2013 г. с Atlantik Pride особый. Дело в том, что Таможня трактует топливо в танках судна как товар. Хотя, его можно расценивать и как неотъемлемую часть транспортного средства. Но в данном случае проблема не в трактовке, а в том, как таможенники провели своеобразную «экспертизу».

Итак, 15 февраля 2013 г. капитан Югун Эрсин задекларировал наличие в топливных танках его судна – 107,8 т дизельного топлива и 451,8 т тяжелого топлива (мазута). Прибывшие на судно таможенники усомнились в этом и начали сами проверять объем остатков топлива с помощью судовой рулетки. Отметим, что в судовом журнале ежесуточно фиксируются остатки «бункера», а отчетность капитана перед судовладельцем на порядок по статусу выше, чем попытка обмануть украинскую таможню и ночью слить несколько тонн топлива.

По итогам «экспертизы» николаевских таможенников оказалось, что в топливных танках судна находится на 21165 кг больше «дизеля» и на 8839 кг больше мазута. То есть, турецкий капитан имел преступный умысел продать «налево» почти 30 т. Кстати, капитаны судов обычно округляют показатели до 0,1 т, а здесь с помощью рулетки объем «бункера» был рассчитан с точностью до 1 кг.

Когда Ю.Эрсин понял, что происходит нечто невероятное (странно, когда таможенники в форме проводят подобные экспертизы), через агента заказал независимую экспертизу (сюрвейера). Прибывший эксперт Дмитрий Кардаш сделал свои замеры «бункера». В итоге оказалось, что капитан даже завысил показатели «бункера» по мазуту на 2358 кг и на 2606 кг по дизтопливу.

Протокол об этом нарушении был передан таможенниками в Центральный райсуд г. Николаева и 20 июня было принято Постановление, о котором мы уже упоминали. Санкция – капитан Ю.Эрсин должен заплатить штраф в сумме 264684 грн. с конфискацией 21165 кг дизельного топлива и 8839 кг мазута. Однако, поскольку судно давно ушло из украинского порта, то вместо конфискации «натурой», капитан должен заплатить штраф в двойном размере.

Независимая экспертиза подтвердила, что капитан, зная нормы нашего ТК, «на всякий случай» слегка завысил объем. Но суд не принял во внимание выводы независимого эксперта. Хотя очевидно, что сюрвейер, допустивший фальсификацию, просто потеряет свой бизнес (репутацию). А таможенники являются заинтересованной стороной, поскольку таким способом добились пополнения госбюджета.

Впрочем, если бы капитан признал свою вину, то чисто по-человечески, чиновники могли бы войти в его положение и финансовые потери были бы для него намного меньше. Но вот где им найти хоть одного капитана иностранного судна, работающего а рамках стандартов ITF (с зарплатой около $10 тыс. в месяц), который бы рискнул своей должностью и попытался бы продать «налево» 30 т «бункера»?

Суд также проигнорировал доводы стороны защиты касательно того, что капитану вовсе незачем было занижать объем бункера поскольку:

– за бункер на борту судна не уплачиваются никакие налоги или сборы в порту;

– топливо невозможно скачать из топливных танков судна для дальнейшей продажи.

Особенно сложно это сделать в порту «Октябрьск», где произошел этот инцидент. Через этот порт осуществляется экспорт военной техники и охраняется он также как атомные электростанции.

Об уровне квалификации суда говорит и такой факт. В Постановлении одновременно упоминаются два разных судна Atlantik Pride (флаг Либерии, судовладелец и экипаж турецкие) и Atlantic Pride (флаг Нидерландов).

Дальше дело будет рассматривать апелляционная инстанция. И если в судах высшей инстанции туркам удастся доказать свою невиновность, то это будет означать, что таможенники совершили преступление. За ходом судебного разбирательства внимательно следят в Генконсульстве Турции. Правда, присутствие турецких дипломатов на заседании не произвело никакого впечатления на суд.

И наконец, подобное решение райсуда может повредить отношениям Киева и Анкары. Особенно в ситуации, когда страны обсуждают возможность прохода LNG-танкеров через Босфор.

Владислав Ивченко, tbu.com.ua