2013-06-19 16:02:50
Александр Гайду снова делится амбициозными планами морского терминала “Ника-Тера”, входящего в холдинг OSTCHEM. Следует отметить, что последнее время руководство предприятия больше делиться планами, чем фактической информацией. Например, отсутствует информация о грузоперевалке на предприятии. Несмотря на неоднократные запросы “МБН” предприятие отказывается предоставить эту информацию.
В 2011 году «Ника-Тера» была приобретена украинским бизнесменом Дмитрием Фирташем. Что это изменение означало для порта?
– Можно смело сказать, что порту был придан значительный импульс,
подкреплённый достаточным финансированием. С момента получения
разрешение Антимонопольного комитета о приобретении 100% корпоративных
прав ООО «МСП Ника-Тера» Группой компаний Group DF Дмитрия Фирташа
(основатель и собственник Group DF – известный украинский бизнесмен и
меценат Дмитрий Фирташ (прим.) в порт были осуществлены значительные
вливания. Например, с момента захода группы и до 1 января 2013 года
было уже инвестировано 419,7 млн грн.
За это время порт значительно разросся. Во-первых, проведена и
проводится до сих пор массовая модернизация существующих технологий.
Большую часть внимания мы уделяем бывшему кормилицу – второму грузовому
району, который специализируется на перевалке минеральных удобрений,
поскольку основная номенклатура грузов группы – это минеральные
удобрения. Например, в конце апреля, мы запустили в тестовом режиме
новую погрузочную машину. В скором времени введем ее в эксплуатацию. На
этой машине применены уникальные технологии – конвейера закрытого типа
американской компании «Интерсистемс», что по сути дела исключает пыление
груза. В Украине, я думаю, мы первые, кто применил технологии этой
компании. Продолжением развития грузового района №2 является
строительство склада по перевалке карбамида с единовременным хранением
50 тысяч тонн грузов. Стоимость проекта приблизительно 12,3 млн долл.
США.При запуске этого склада годовой объем переваленных минеральных
удобренийможет достигнуть 5,7 млн тонн.
Также мы расширяем зерновой район и строем зернохранилища силосного
типа, 18 емкостей, что позволит нам единовременно хранить порядка 170
тыс. тонн грузов. То есть, практически более, чем в пять раз, мы
увеличиваем существующие мощности. Строительство зернового терминала
планируем закончить к 2013 году. Это позволит нам стать крупным игроком
на рынке перевалке зерновых культур с ориентировочной мощностью
зернового комплекса в 6 млн тонн в год.
Также ведется масштабное строительство внутренней инфраструктуры порта.
Недавно мы закончили строительство стоянки для отстоя большегрузного
транспорта, который скапливался на улицах Корабельного района. Сейчас он
будет размещаться на накопительной площадке. Планируем строить еще одну
такую накопительную площадку. Таким образом, мы разгрузим транспортную
инфраструктуру Корабельного района.
Кроме всего прочего, мы особо активно стали уделять внимание вопросам
охраны окружающей среды и охраны труда. Также наше предприятие стало
социально активным.
– Можно смело утверждать, что ООО «МСП Ника-Тера» является одним
из бюджетообразующих предприятий Николаевского региона. Однако,
николаевской общественности не так много известно об этом
специализированном порте. Что собой сегодня представляет предприятие,
которое Вы возглавляете?
ООО «Морской специализированный порт Ника-Тера» – это первый в Украине
частный терминал (входит в холдинг OSTCHEM, который объединяет
предприятия азотной химии Group DF Дмитрия Фирташа), построенный без
участия государственных инвестиций.
Свое развитие он начал еще с 1995 года на неосвоенном берегу
Бугско-Днепровского лимана. Практически с нуля были построены терминалы,
которые сейчас есть в порту. Также была расчищена акватория и подходной
канал. Вся территория, на которой в настоящее время расположен порт,
была намыта.
В 2001 году порт отгрузил свое первое судно. К 2006 году вышел на
проектную мощность, перегрузив более 2,1 млн тонн грузов. С этого
момента, следуя конъюнктуре рынка, начал расширять номенклатуру
перерабатываемых грузов за счет зерновых культур, других насыпных
грузов.
Сегодня в порту существуют три грузовых районах: район по перевалке
зерновых культур, район по перевалке минеральных удобрений, район по
перевалке прочих сыпучих грузов.
В 2011 году порт достиг максимального грузооборота – 4,7 млн тонн. За
это был удостоен памятной награды «Золотая тонна», учрежденной
Ассоциаций портов Украины «Укрпорт» и редакцией журнала «Порты Украины».
– Сколько человек сегодня работает у Вас на предприятии?
– У нас работает около 1 тысячи человек.
– Нужно отдать должное, руководство предприятия пытается вести
диалог с общественностью. И в этом году в Николаевском горисполкоме было
проведено, с участием представителей Вашего предприятия, заседание
общественного совета по экологической безопасности и благоустройству.
Такой диалог с общественностью продолжился?
– Этот диалог продолжается и по сей день. Результатом нашей первой
встречи было ознакомление общественности с работой нашего предприятия.
Было рассказано о том, чем занимается наше предприятие, какие грузы
переваливает. Также рассказано об экологической политике порта. Были
показаны слайды о перегрузке различных видов грузов, чтобы общественники
понимали, как это происходит в реальности.
В завершение состоявшейся встречи общественники попросили представителей
нашего предприятия информировать их о том, что происходит на
предприятии, на корпоративном сайте. Этот сайт разработан и в течение 10
дней мы его запустим. То есть любой житель сможет познакомиться с нашим
предприятием.
Также было предложено способствовать проведению круглых столов. Скажу,
что мы уже провели первый круглый стол, на котором все общественные
организации воочие увидели, как работает предприятие. Для них мы провели
экскурсию по территории порта. Затем ответили на все интересующие
вопросы.
– Ранее общественники высказывали пожелание принять участие
вместе с соответствующими службами во взятии проб воздуха в жилой зоне,
прилегающей к вашему предприятию. Смогут они это сделать?
– Да, действительно, большая часть общественников выражала опасение, что
предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ в жилой
зоне выше норм. Но я могу это смело опровергнуть. Еще раз повторюсь, что
жилая зона находится на расстоянии 1300 метров от предприятия. Поэтому
возможность превышения ПДК сводится к нулю. Но мы пошли навстречу
общественности и хотим пригласить их провести замеры воздуха в жилой
зоне вместе.
– СМИ сообщали о том, что городские власти ведут переговоры с
предприятием «МСП Ника-Тера» по поводу реализации инфраструктурных
проектов на территории города Николаева.
– Действительно, необходимость развития инфраструктуры существует. Ведь
при достижении достаточно серьезного грузооборота наше предприятие не в
состоянии будет принимать грузы при существующей мощности станции
«Жовтневая», за которой мы закреплены. Сегодня ее годовая
производительность – 5 млн тонн. А мы планируем перегружать 12-15 млн
тонн, что в три раза превышает проектную мощность. Соответственно, мы
высказали предложения, что мы готовы поучаствовать в строительстве
новой станции с производительностью 15 млн тонн, дабы разгрузить
существующую. Без государственной поддержки такие масштабные проекты
нереально реализовать самостоятельно. «Ника-Тера» со своей стороны
готова участвовать в их реализации на правах государственно-частного
партнерства.
– Вы говорите об увеличении грузооборота до 12-15 млн тонн.
Когда Фирташ приобретал ООО «МСП Ника-Тера», то говорил, что это будет
только первый этап развития порта. Как далеко Вы продвинулись в его
реализации?
– Увеличение грузооборота до 12-15 млн.тонн становится возможным за счет
строительства склада карбамида, что позволит значительно увеличить
объемы переваливаемых грузов; за счет строительства силосов (как я
говорил, мы станем достаточно крупным игроком на рынке перевалки зерна в
Украине в целом); за счет строительства транспортных развязок внутри
порта и за пределами предприятия; за счет модернизации. Уже это дает
основания говорить, что к 2015 году мы будем готовы технически и
организационно достигнуть рубежа в 15 млн тонн.
Но на пути к этой цели есть ряд сдерживающих факторов. Один из них – это
необходимость строительства новой железнодорожной станции. Мы уже
выполнили с Одесской железной дорогой предпроектную проработку и
технико-экономический расчет создания железнодорожной станции
«Ника-Тера». Стоимость реализации проекта – порядка 180 млн грн. Общая
протяжённость станционных путей – порядка 28 километров. Эта станция
поможет разгрузить не только наше предприятие, но и близлежайшие –
«НГЗ», «Ойлтранстерминал»…
Также остро стоит вопрос о необходимости строительства объездных
железной и автомобильной дорог с обходом южной части г.Николаева, что
поможет разгрузить Корабельный район. Первые шаги к этому нами уже
сделаны. Нашим предприятием выполнен технико-экономический расчет и
предпроектная проработка по строительству железнодорожной ветки
Котлярово-Жовтневое и автомобильной дороги от улицы Уборевича к
автомагистрали Одесса–Новоазовск. Все эти проекты достаточно масштабные.
Для их реализации требуется выделение десятков гектаров земли. В
принципе, приобретение этих земель и является сдерживающим фактором. Без
государственной программы, без помощи органов местного самоуправления
мы не сможем потянуть в одиночку эти проекты. Сообща мы готовы
участвовать в их реализации.
– Ранее заявлялось, что мощность порта может быть доведена до 20
млн. тонн в год. Учитывая существующие проблемы, эта амбиция остается
актуальной?
– Она остается абсолютно актуальной – достижение грузооборота в 20 млн
тонн возможно. В целом порты Николаевского региона могут обрабатывать
порядка 50 млн тонн грузов в год. Я считаю, что если мы сообща будем
действовать, то мы вполне сможем обогнать порты большой Одессы.
Но здесь кроме вышеперечисленных факторов, есть еще один сдерживающий
фактор – это осадки Бугско-Днепровского лиманского канала. К сожалению,
они достаточно низкие и не конкурентные по сравнению, например, с
портом «Южный». Дноуглубление – этой единственное спасение в данном
случае. Если мы на 1 метр углубимся, то сможем загружать суда типа
СН-50, а если углубимся больше, то принимать суда и класса СН-70 на
полную осадку. Это позволит колоссально увеличить грузооборот, оттянуть
грузопоток от «Южного» и портов большой Одессы.
– А от Николаевского морского торгового порта? Вы чувствуете, что это предприятие – сегодня ваш конкурент?
– Конкуренция, конечно, существует. Любые предприятия такого уровня
между собой конкурируют. Но я не считаю, что НМТП является нашим
конкурентом. Скорее всего, мы партнеры. Да, номенклатура наших грузов
перекликается где-то. Но, скажем так, у них свои наработанные клиенты, у
нас свои. Поэтому я не вижу здесь конкуренции. Я бы сказал, что мы
помогаем друг другу. Было несколько случаев, когда мы не могли выполнить
обязательств перед нашими партнерами, и тогда обращались в НМТП, чтобы
там смогли удовлетворить желания наших партнеров. На сегодня мы
действительно помогаем друг другу. Это хорошее начало наших отношений.
Источник:
Пресс-служба Group DF