2013-06-14 14:05:57
На протяжении последних месяцев среди участников контейнерного рынка стран черноморского региона активно обсуждается тема возможного ухода ряда глобальных линейных операторов с рынка Черного моря.
Озабоченность Линейных операторов ситуацией на Черном море усугубляется
положением, в котором оказался контейнерный рынок Европейского Союза.
Ситуация там схожа с Черноморской – в части ставок и стоимости бункера. Однако, себестоимость перевозки на 1TEU на Европейские прямые порты ниже, чем на Черноморские, что в комплексе с объемом рынка, среди прочих факторов, все еще делает Европейский рынок более привлекательным. С 1-ого июля 2013 на маршрутах Азия-Европа планируется существенное повышение ставок. Ожидается, что рынок сможет частично принять анонсированное повышение, тогда как на Черноморском рынке повышение ставок обычно довольно скоро приводит к их возврату на прежний уровень (как было уже три раза за прошедший год). В связи с указанными и другими факторами, становится понятной общая озабоченность контейнерных линий, осуществляющих судозаходы на черноморские терминалы.
Понимая интерес к данной теме участников контейнерного рынка, компанией Informall BG был проведен опрос ряда линейных операторов и анализ возможных предстоящих изменений и оптимизаций в линейных сервисах на Черном море.
Особый интерес вызвают процессы, происходящие в таких многокомпонентных сервисах, как Asia Black Sea Express (CSCL, “K”Line, YML, WHL, PIL, Hanjin и COSCO) и G6 LOOP 9 (Hapag Lloyd, NYK, OOCL, APL, Hyundai, MOL).
Как сообщили нашей компании некоторые из участников сервиса Asia Black Sea Express (ABS) – линии договорились о перераспределении слотов с середины июня 2013-ого года.
Взамен выбывших двух судов, оперируемых “K”Line и CSCL соответственно, были добавлены «Xin Qin Huang Dao» и «YM Success», оперируемые PIL и YML.
Соответственно, количество слотов CSCL уменьшилось, а количество слотов PIL и YML возросло. “K”Line, в свою очередь, сократил количество своих слотов в три раза и закрыл сервис на Румынию.
На данный момент слоты участников ABX сервиса распределятся следующим образом:
CSCL – 26,06%, YML – 19,23%, PIL – 18,75%, WHL – 12,50%, COSCO – 9,62%, ZIM – 8,08%, Hanjin – 3,00%, , “K”Line – 2,77%.
Сейчас в обслуживании сервиса задействованы 8 судов, ориентировочной вместимостью по 5200 TEU, оперируемые PIL (2 судна), CSCL (3 судна), YML (2 судна) и WHL (1 судно).
Ротация портов остается неизменной: Shanghai-Ningbo-Shekou-Singapore-Port KelangPiraeus-Istanbul-Constanta-Ilyichevsk-Port Kelang-Shanghai.
G6 LOOP 9
Что касается еще одного прямого Черноморского сервиса, по сообщениям участников G6 (Hapag Lloyd, NYK, OOCL, APL, Hyundai, MOL) слухи об уходе некоторых операторов с сервиса являются ложными. По крайней мере, участники бывшего Grand Alliance (Hapag Lloyd, NYK и OOCL) информируют о намерении продолжать свой сервис на Черное Море. Однако, вероятность трансформации альянса в другие договоренности по организации сервиса выглядит довольно реалистично. Логично предположить, что изменения могут произойти к осени, по окончании летнего «высокого сезона» перевозок. Пока ротация портов также неизменна: Ningbo-Shangai-Shekou-Hong Kong-Singapore-Port Said-Ashdod-Istanbul-Constanta-Odessa-Istanbul-Ashdod-Port SaidSingapore-Ningbo.
Если оценивать среднесрочные перспективы развития линейных сервисов на черноморских направлениях, то в дальнейшем можно ожидать возврата к фидерным судозаходам, только вместимость таких фидеров будет существенно больше, тогда как в хабах для Черного Моря будут обрабатываться суда класса ULCS. Как пример такой стратегии – MSC, планирующая использовать строящийся глубоководный турецкий контейнерный терминал Asya Port в качестве порта перевалки для всех Черноморских терминалов.
Валентина Подрезова, Informall BG