Решит ли упрощение ввоза товаров проблемы на украинской таможне? – мнения

2013-06-04 09:35:24

Как уже писали МБН, в правительстве пересмотрели условия перемещения товаров через украинскую границу. «Плюс документа – он должен упростить ввоз товаров в страну. В результате логистика станет короче, а, следовательно, должна уменьшиться стоимость товаров», – поясняет один из разработчиков документа в департаменте таможенного дела Миндоходов. Однако, по мнению представителей бизнеса, инициатива не решает основных проблем на таможне с импортом товаров.



Инициатором нововведения, утвержденного 29 мая на заседании Кабмина, стало Министерство доходов и сборов (МДС), в состав которого сегодня входит таможня. Документ вступит в силу через десять дней после опубликования.

Что изменится? Во-первых, правительство сняло ограничения на ввоз нескольких групп товаров: секонд-хенда, транспортных средств, шасси и кузовов для них, сельскохозяйственной продукции. Сейчас для каждой из этих групп товаров существует перечень пунктов пропуска, через которые они могут попасть в Украину. Этот перечень утверждает Кабинет министров. Например, морем с 2009 года секонд-хенд в страну можно ввезти только через два морских порта: Ильичевский и Одесский. Теперь эти ограничения снимут.

Для бизнеса – норма положительная. Но чиновники из других министерств, которые проводили оценку постановления МДС, уверены, что не все так гладко. «Это решение не будет способствовать развитию автомобилестроения, легкой и пищевой промышленности», – утверждают в пояснительной записке к документу эксперты Департамента профессиональной экспертизы секретариата Кабинета министров. К примеру, в Украину может массово хлынуть секонд-хенд, потоки которого не сумеют проконтролировать таможенники.

Главный вопрос: зачем для подакцизных товаров открыли Кучурган – пункт пропуска с непризнанной республикой Приднестровье, через границу с которой идет поток теневого табака и спирта?

Юрий Кучинский, вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиковВо-вторых, налоговики расширили список пунктов пропуска, через которые можно будет перевозить алкогольные напитки, сигареты и спирт. В перечень автомобильных и железнодорожных пограничных пунктов, открытых для этих товаров, добавили еще три: Рава-Русская (на польской границе), Кучурган и Платоново (на молдавской границе).

Для морского и воздушного сообщения теперь вообще нет ограничений. «В целом идея хорошая, но есть риски», – считает вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Юрий Кучинский. По его словам, главный вопрос: зачем для подакцизных товаров открыли Кучурган – пункт пропуска с непризнанной республикой Приднестровье, через границу с которой идет поток теневого табака и спирта? «Получается, таможенникам, наоборот, придется усилить здесь контроль над этими товарами», – добавляет Кучинский.

Предприниматели инициативу поддерживают, но называют декларативной. «На практике бизнес беспокоят совсем другие проблемы. С февраля таможенники начали массово завышать таможенную стоимость на все группы товаров. Сейчас в Одессе простаивают в основном метизная группа товаров (металлические изделия) и фурнитура», – констатирует замглавы общественного совета при Южной таможне Галина Вдовина.

Это подтверждает и глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник: «На импорт товаров есть так называемый индикатив цен. И вот этими индикативами министерство действительно несколько злоупотребляет. Например, поднимает планку индикативов, которые могут отличаться в два-три раза от контрактной стоимости».

В Миндоходов на эти обвинения есть ответ. По словам министра Александра Клименко, они готовы решать проблему с каждой группой товаров отдельно. Один из вариантов – подписать меморандум о сотрудничестве. «Суть меморандума – таможня договаривается с компаниями о том, что они периодически предоставляют полный перечень информации о себе, контрагентах, ценах. Это может облегчить таможенный контроль в отношении таможенной стоимости по некоторым предприятиям.

Однако технические сбои в предоставлении информации снова могут привести к недоразумениям между импортерами и таможней. В любом случае таможенная стоимость должна определяться декларантами и контролироваться таможней в соответствии с Таможенным кодексом, нормами ВТО, а не на основе меморандумов», – резюмирует Игорь Даньков, сопредседатель комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты в Украине.

по материалам zavtra.com.ua