2013-05-30 16:13:31
Украинские дунайские порты – Измаил, Рени и Усть-Дунайский – утратили с 2010 года около 4,2 млн тонн грузопотока, или более 50%. Об этом во время своего выступления на конференции «Морские дни» в Одессе сообщил глава консалтингового агентства Infospectrum Эдгар Мартин.
Эдгар Мартин также подчеркнул значение портов Дуная как возможных конкурентов морских гаваней Черноморья: их суммарный оборот в 2010 году составил 20,3 млн тонн. А это лишь немногим меньше, чем грузооборот одного из крупнейших портов украинского Черноморья, Одесского МТП (24,7 млн тонн за тот же период).
При этом именно Украина формировала основной поток экспортных грузов на всем Дунае – в 2010 году экспорт украинских грузов по реке составил 6,8 млн тонн.
Среди причин падения грузоперевалки дунайских портов европейский эконмический кризис является главной, но не единственной, считает аналитик. Особую роль сыграла низкая диверсификация грузопотоков, которые формируются буквально несколькими крупными экспортерами сырья – такими, как Železara Smederevo в Сербии или Voestalpine Group в Австрии.
В Украине существенное проседание перевалки в Измаильском порту обусловлено уходом оттуда группы Ferrexpo Константина Жеваго, уточняет Эдгар Мартин. Ссылаясь на данные украинской прессы, причинами этого он называет резкий рост тарифов на перевалку в порту – с 4 до 7 долл. за тонну в 2011 году.
Также, по данным Infospectrum, негативно на ситуации в портах Рени и Измаил отражается низкая пропускная способность и высокие тарифы за прохождение канала Дунай-Черное море по устью Быстрое, ценовая политика молдавских железных дорог и отсутствие дороги Одесса-Рени.По мнению Мартина, портам Дуная остро необходима реформа, но на ряд вопросов о ее социальных последствиях, а также о выгодах от монополизации портов крупными ФПГ еще предстоит найти ответы.