2013-05-24 13:18:05
На Одесчине принялись возрождать Черноморское морское пароходство. В областном центре ветераны флота создали рабочую группу во главе с капитаном дальнего плаванья Олегом Пастернаком. Ее члены готовят собственную концепцию развития ЧМП и этим летом обещают представить ее руководству страны.
каком виде будет существовать компания, однако больше всего склоняются к
комплектации акционерного товарищества. Внести вклад сюда смогут стать
даже те, кто не имеет отношения к морской отрасли, говорят инициаторы
программы. Общественники уверены: вновь созданное предприятие станет
продолжением истории легендарного ЧМП.
Моряки с многолетним
опытом работы пятый год вынашивают идею возрождения пароходства на базе
портов Юга Украины. А не так давно в их начинаниях наметились первые
успехи – за воссоздание флота взялись на украинских и китайских
судоверфях.
– Мы проработали два финансовых потока под
судостроение в Николаеве и Херсоне, – рассказал экс-президент ГСК
«Черноморское морское пароходство» Павел Кудюкин. – 500 миллионов
долларов на строительство судов выделили китайские инвесторы, еще 500
миллионов евро – отечественные вкладчики.
В планах
общественников – сделать заказ на строительство балкеров и судов
грузоподъемностью до 10 тысяч тонн. Ветераны рассчитывают получить около
ста новых кораблей в течение пяти лет, а уже этой осенью – пустить
первые суда в территориальные воды Азово-Черноморского бассейна.
В
источниках финансирования программы дефицита нет, отмечают ветераны
флота, не достает лишь политической воли государственных вождей. В свою
очередь, власти области пожимают плечами, дескать, слыхом не слыхивали
об инициативе сотрудников канувшего в лету предприятия.
– Местная
концепция возрождения к нам на рассмотрение пока не поступала, – отметил
начальник управления морехозяйственного комплекса обладминистрации
Александр Илько.
В то же время чиновник отмечает, что не так
давно парламентарии внесли коррективы в существующую программу развития
морской отрасли. Власти озаботились и судьбой Черноморского флота,
пообещав льготы тем, кто рискнет взяться за его восстановление.
–
Прежде всего, чтобы говорить о возрождении пароходства, необходимо
создать инфраструктуру, – пояснил Илько. – Ведь наше поколение застало
не доходные предприятия, а должников и кредиторов, которые «разбазарили»
отечественные судоремонтные заводы.
В свою очередь, экономисты
говорят, что невозможно возродить в прежнем виде ЧМП. Ведь у
общественников, инициировавших создание концепции, нет поддержки на
законодательном уровне.
– Ветераны флота немного «покаламутят» воду и
не более того, а результат будет нулевой, – считает доктор
экономических наук Николай Шутов. – Вернуть флот не получится – долги
кредиторам, которые выкупили флот, списали, а дело юридически
подчистили.
Чтобы создать заново базу, нужны государственные
вложения, отмечает специалист. Но серьезных заказов на строительство
судов по Южному региону от государства пока не поступает.
– Мне
непонятна логика парламентариев, – говорит экономист. – На проведение
Еробаскета в Одессе, потребительского мероприятия, которое по сути
ничего нового не создает, власти выделили около 7,5 миллиардов гривен, а
на возрождение флота – основы развития морской отрасли – не дают ни
копейки.
Мощные грузопотоки обнадеживают, говорят экономисты.
Однако пока не надеются на то, что возрастающие объемы груза сыграют на
руку инициаторам возрождения ЧМП. Эксперты делают ставку на лизинг в
судостроении.