2013-05-23 09:42:55
Интервью с председателем Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте Григорием Соболевским
Административная
реформа размежевала функции по управлению хозяйственной деятельностью и
государственного надзора, предусмотрела образования Укрморричинспекции,
что и стало одним из первых этапов масштабных изменений, в том числе в
сфере безопасности на морском и речном транспорте.
Свое интервью с председателем
Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном
транспорте Григорием Соболевским "Урадовий кур’єр" начал с вопроса о том, как реформирование отрасли сказалось на
безопасности водного транспорта/
Изменения, происходящие позволяют усилить безопасность на
морском и речном транспорте. Так, проверки торговых портов, судоходных компаний,
предприятий морского и речного транспорта, обзоры судов, в частности по
соблюдению эксплуатационных требований непосредственно в рейсах,
маломерных судов, а также баз для стоянки существенно повлияли на
усовершенствование системы управления безопасностью.
– Какие
средства контроля в арсенале инспекции?
– Под нашим наблюдением центры и посты регулирования движения
судов ГП «Дельта-лоцман», спасательная техника КП «Морская
поисково-спасательная служба». Контролируем
готовность внутренних водных путей, судоходных шлюзов и навигационного
оборудования к проведению навигации. Обеспечиваем государственный надзор за
соблюдением требований Международных конвенций, нормативно-правовых
актов Украины по безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения
окружающей среды. Проводим дни и месячники
безопасности на морском и речном транспорте.
– Сил на все хватает?
– Тесно взаимодействуем с местными властями и
правоохранительными органами. Чтобы
быть наготове, углубляем свои профессиональные знания, изучаем
международный опыт. Инспекторский
состав повышает квалификацию в Институте последипломного образования в
Одессе. Кроме того, регулярно
проводим семинары-практикумы и проверки знаний работников
нормативно-правовых актов по вопросам безопасности на водном транспорте.
Не остается без внимания и пополнение материально-технической
базы. Сейчас
переживаем обеспечением межрегиональных территориальных органов
Укрморричинспекции катерами отечественного производства с оборудованием,
которое даст дополнительные преимущества при осуществлении
инспектирования внутренних водных путей.
– Контроль не чрезмерным?
– Невозможны перепроверки
судов во время их стоянки в морском порту, если суда уже осмотрены
инспекторами в соответствии с процедурами Черноморского меморандума. Кстати, по результатам участия делегации
Украины в работе 14-го заседания Комитета Черноморского меморандума 9-14
апреля этого года, который состоялся в Варне, определены пути
совершенствования контроля судов государством порта в Черноморском
регионе, в частности повышение эффективности инспекторских проверок.
–
Как решаете вопрос с предоставлением административных услуг?
– Организовали предоставления административных услуг в
городах расположения наших территориальных органов и служб капитанов 14
морских портов. Для приближения
админуслуг потребителям начата практика приема юридических и физических
лиц в тех регионах, где нет органов регистрации судов. Только в I квартале этого года нами обработано 972
регистрационные дела. Всю необходимую информацию
по админуслуг можно найти на нашем официальном сайте и информационных
стендах баз для стоянки маломерных судов.
–
Григорий Григорьевич, весна в разгаре, началась навигация. Судоводители занимаются получением удостоверений
на право управления маломерными судами. Проблем не будет?
– До этого года этот вопрос был
практически неурегулированным. После внесения
изменений в Закон «О транспорте», а именно с 5 января 2013, в
Укрморричинспекции появились законодательно закреплены основания для
выдачи удостоверений судоводителей маломерных (малых) судов, которые
действительно подтверждать уровень их знаний и практических навыков.
– Думаете, это снизит
аварийность?
–
Анализ несчастных случаев на морском и речном транспорте показывает, что
почти 80% аварийных событий связано с человеческим фактором, то есть с
ошибками, разного рода нарушениями норм и правил со стороны
судоводителей или членов экипажа. По данным нашего
мониторинга, больше всего аварий на счету маломерного флота, то есть не
профессиональных моряков, а судоводителей-любителей.
– По этому поводу есть
статистика?
– На протяжении 2012 года мы реализовали
несколько комплексных мер, направленных на минимизацию уровня
аварийности на воде. Следствие – общее количество таких событий на морском и
речном транспорте, включая маломерная флот, снизилась почти вдвое (с 99
событий 2011 года в 50 событий в 2012-м). Тенденция к снижению (на 33%) сохранилась и в I квартале 2013
года: 6 аварий на 9 в прошлом году.
– Поэтому нет никаких причин для
беспокойства?
– Не совсем
так. Следует учитывать рост рисков,
связанных со старением украинского флота и увеличением количества
маломерных (малых) судов на водных объектах. Именно объективно изучаем события,
связанные с возникновением аварий, тщательно анализируем причины,
приведшие к ним, по их результатам разрабатываем и принимаем упреждающие
меры. Особое
внимание уделяем профилактической работе с руководством баз для стоянки
маломерных (малых) судов и судовладельцами, информируем население о
требованиях безопасности судоходства.
– Возможно, у вас, как в налоговой, следует
использовать ризикоориентовну методику проверок? То
есть больше учитывать тех, кто чаще нарушает «правила игры»?
– Методика
риск-менеджмента нам знакома, ее активно используем в
контрольно-надзорной деятельности. Такие меры
уже давно положительно зарекомендовали себя в мировой практике.
– И напоследок расскажите о приоритетах Укрморричинспекции на
этот год.
– Наша стратегия
неизменна: жесткий и эффективный контроль за обеспечением безопасности
на морском и речном транспорте, предотвращения аварий на воде, травм и
гибели людей, избегание вреда окружающей среде и имуществу. Сейчас продолжается Месячник безопасности, во время
которого дополнительно проанализируем те угрозы и факторы, которые
негативно влияют на состояние аварийности. На основе этого анализа определим риск-стратегию,
конкретные цели и способы их достижения. Все это будет направлено на соблюдение одного принципа, по
которому работает не только Укрморречинспекция, но и Международная
морская организация: «Безопасность – прежде всего»
Григорий Соболевский. Родился в Мариуполе Донецкой
области 1963 года. Образование высшее, специалист судовождения. Трудовую
деятельность начал в 1983 году матросом II класса. Работал на судах Азовского морского пароходства и
иностранных компаний, пройдя путь от четвертого помощника капитана до
капитана дальнего плавания. С августа 2011 года – председатель Государственной
инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте.
ukurier.gov.ua
реформа размежевала функции по управлению хозяйственной деятельностью и
государственного надзора, предусмотрела образования Укрморричинспекции,
что и стало одним из первых этапов масштабных изменений, в том числе в
сфере безопасности на морском и речном транспорте.
Свое интервью с председателем
Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном
транспорте Григорием Соболевским "Урадовий кур’єр" начал с вопроса о том, как реформирование отрасли сказалось на
безопасности водного транспорта/
Изменения, происходящие позволяют усилить безопасность на
морском и речном транспорте. Так, проверки торговых портов, судоходных компаний,
предприятий морского и речного транспорта, обзоры судов, в частности по
соблюдению эксплуатационных требований непосредственно в рейсах,
маломерных судов, а также баз для стоянки существенно повлияли на
усовершенствование системы управления безопасностью.
– Какие
средства контроля в арсенале инспекции?
– Под нашим наблюдением центры и посты регулирования движения
судов ГП «Дельта-лоцман», спасательная техника КП «Морская
поисково-спасательная служба». Контролируем
готовность внутренних водных путей, судоходных шлюзов и навигационного
оборудования к проведению навигации. Обеспечиваем государственный надзор за
соблюдением требований Международных конвенций, нормативно-правовых
актов Украины по безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения
окружающей среды. Проводим дни и месячники
безопасности на морском и речном транспорте.
– Сил на все хватает?
– Тесно взаимодействуем с местными властями и
правоохранительными органами. Чтобы
быть наготове, углубляем свои профессиональные знания, изучаем
международный опыт. Инспекторский
состав повышает квалификацию в Институте последипломного образования в
Одессе. Кроме того, регулярно
проводим семинары-практикумы и проверки знаний работников
нормативно-правовых актов по вопросам безопасности на водном транспорте.
Не остается без внимания и пополнение материально-технической
базы. Сейчас
переживаем обеспечением межрегиональных территориальных органов
Укрморричинспекции катерами отечественного производства с оборудованием,
которое даст дополнительные преимущества при осуществлении
инспектирования внутренних водных путей.
– Контроль не чрезмерным?
– Невозможны перепроверки
судов во время их стоянки в морском порту, если суда уже осмотрены
инспекторами в соответствии с процедурами Черноморского меморандума. Кстати, по результатам участия делегации
Украины в работе 14-го заседания Комитета Черноморского меморандума 9-14
апреля этого года, который состоялся в Варне, определены пути
совершенствования контроля судов государством порта в Черноморском
регионе, в частности повышение эффективности инспекторских проверок.
–
Как решаете вопрос с предоставлением административных услуг?
– Организовали предоставления административных услуг в
городах расположения наших территориальных органов и служб капитанов 14
морских портов. Для приближения
админуслуг потребителям начата практика приема юридических и физических
лиц в тех регионах, где нет органов регистрации судов. Только в I квартале этого года нами обработано 972
регистрационные дела. Всю необходимую информацию
по админуслуг можно найти на нашем официальном сайте и информационных
стендах баз для стоянки маломерных судов.
–
Григорий Григорьевич, весна в разгаре, началась навигация. Судоводители занимаются получением удостоверений
на право управления маломерными судами. Проблем не будет?
– До этого года этот вопрос был
практически неурегулированным. После внесения
изменений в Закон «О транспорте», а именно с 5 января 2013, в
Укрморричинспекции появились законодательно закреплены основания для
выдачи удостоверений судоводителей маломерных (малых) судов, которые
действительно подтверждать уровень их знаний и практических навыков.
– Думаете, это снизит
аварийность?
–
Анализ несчастных случаев на морском и речном транспорте показывает, что
почти 80% аварийных событий связано с человеческим фактором, то есть с
ошибками, разного рода нарушениями норм и правил со стороны
судоводителей или членов экипажа. По данным нашего
мониторинга, больше всего аварий на счету маломерного флота, то есть не
профессиональных моряков, а судоводителей-любителей.
– По этому поводу есть
статистика?
– На протяжении 2012 года мы реализовали
несколько комплексных мер, направленных на минимизацию уровня
аварийности на воде. Следствие – общее количество таких событий на морском и
речном транспорте, включая маломерная флот, снизилась почти вдвое (с 99
событий 2011 года в 50 событий в 2012-м). Тенденция к снижению (на 33%) сохранилась и в I квартале 2013
года: 6 аварий на 9 в прошлом году.
– Поэтому нет никаких причин для
беспокойства?
– Не совсем
так. Следует учитывать рост рисков,
связанных со старением украинского флота и увеличением количества
маломерных (малых) судов на водных объектах. Именно объективно изучаем события,
связанные с возникновением аварий, тщательно анализируем причины,
приведшие к ним, по их результатам разрабатываем и принимаем упреждающие
меры. Особое
внимание уделяем профилактической работе с руководством баз для стоянки
маломерных (малых) судов и судовладельцами, информируем население о
требованиях безопасности судоходства.
– Возможно, у вас, как в налоговой, следует
использовать ризикоориентовну методику проверок? То
есть больше учитывать тех, кто чаще нарушает «правила игры»?
– Методика
риск-менеджмента нам знакома, ее активно используем в
контрольно-надзорной деятельности. Такие меры
уже давно положительно зарекомендовали себя в мировой практике.
– И напоследок расскажите о приоритетах Укрморричинспекции на
этот год.
– Наша стратегия
неизменна: жесткий и эффективный контроль за обеспечением безопасности
на морском и речном транспорте, предотвращения аварий на воде, травм и
гибели людей, избегание вреда окружающей среде и имуществу. Сейчас продолжается Месячник безопасности, во время
которого дополнительно проанализируем те угрозы и факторы, которые
негативно влияют на состояние аварийности. На основе этого анализа определим риск-стратегию,
конкретные цели и способы их достижения. Все это будет направлено на соблюдение одного принципа, по
которому работает не только Укрморречинспекция, но и Международная
морская организация: «Безопасность – прежде всего»
Григорий Соболевский. Родился в Мариуполе Донецкой
области 1963 года. Образование высшее, специалист судовождения. Трудовую
деятельность начал в 1983 году матросом II класса. Работал на судах Азовского морского пароходства и
иностранных компаний, пройдя путь от четвертого помощника капитана до
капитана дальнего плавания. С августа 2011 года – председатель Государственной
инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте.
ukurier.gov.ua