2013-05-13 14:19:59
Однако у бизнеса иная точка зрения. В то время как Министерство доходов и сборов рапортует о первых успехах в борьбе с коррупцией, экспедиторы, работающие в двух крупных портах страны — Одесском и Ильичевском, просят министра унять взяточников и поломать, наконец, коррупционные механизмы, которые годами позволяют таможенным инспекторам брать мзду.
Поборы на таможне: свежий прейскурант?
В последние годы было немало спецопераций по борьбе с контрабандой и коррупцией на таможенной границе. Однако все они заканчивались рапортами о наполнении бюджета и мало затрагивали систему каждодневных поборов. Нынешняя борьба демонстрирует те же успехи. Все, о чем говорит сегодня Министерство доходов и сборов, будь-то специальная ІТ-система, помогающая обрабатывать информацию и оперативно реагировать на правонарушения, либо внутренний аудит, позволяющий упреждать случаи коррупции, либоавтоматизированная система мониторинга, — все это мало влияет на выстроенную вертикальную систему поборов, которая успешно функционирует годами. Если взять Южную таможню, в сферу управления которой входят таможенные посты в Ильичевском и Одесском портах, то здесь, судя по рассказам старожилов, денежный ручеек как журчал, так и журчит. Он может пересыхать на некоторое время, но русло прочищают, и он вновь наполняется живительной "зеленой" влагой.
Первичная профсоюзная организация экспедиторов Одесского региона подсчитала, что за прошлый год инспекторы Южной таможни собрали взяток минимум на 18,7 млн долл. По их данным, за оформление одного контейнера таможенник брал "на лапу" минимум 45 долл. Если эту сумму умножить на количество контейнеров, прошедших через порты, то можно получить приблизительную сумму поборов. Для сведения, грузооборот контейнеров в портах Одессы и Ильичевска за 2012 г. составил 416837 штук. Несложно прикинуть, сколько "зеленых" осядет в карманах, если считать по максимуму.
Вот свежий негласный "перечень обязательных и альтернативных взяток" при оформлении грузов в контейнерах в портах Одессы и Ильичевска. Он подробно изложен в письмах Первичной профсоюзной организации экспедиторов Одесского региона за подписью ее председателя Виктора Берестенко на имя начальника Южной таможни Владимира Григорьева и министра доходов и сборов Украины Александра Клименко. Приводим его в изложении.
Итак, визирование наряда стоит от 5 до 10 долл. Оформление проходного и внутреннего транзита — от 20 до 50 долл. Ускоренное оформление (в течение часа после предоставления документов) — 50 долл. за контейнер. Оформление груза при весовых несоответствиях — 50 долл. за каждую выявленную тонну при недовесе и 100 долл. — при перевесе. Отмена надуманного досмотра — 50–500 долл. за контейнер. Отмена досмотра со стопроцентной выгрузкой товара из контейнера — 500–1000 долл. за контейнер.
"В случае отказа платить мзду таможенники максимально затягивают оформление документов либо отказываются их принимать. Подтверждением этому является время нахождения автотранспорта на территории порта", — отмечается в письме.
По словам Виктора Берестенко, около 90% экспедиторов, если не больше, платят эти суммы. Вынуждены. Ибо простой груза в порту им дорого обходится. К тому же в последнее время увеличилось число досмотров со стопроцентной выгрузкой товара из контейнеров. Это весьма длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура для импортера, поскольку выгрузка и погрузка производятся за его счет. Поэтому за отмену такого досмотра существует такса. И многие платят, чтобы избежать еще больших расходов.
Но где же логика?
Возмутительно то, что результативность таких досмотров весьма невелика. "Правда, добиться конкретики у таможни невозможно, — говорит Берестенко. — Несмотря на наши официальные запросы, профсоюз в лучшем случае получает отписки, а в худшем — нас посылают подальше. Между тем то, что при этом делает таможня, трудно поддается логике. Представьте себе коробку с сахаром-рафинадом. Документы на нее в порядке, рентген-аппарат показал, что внутри таки сахар. Но таможеннику этого мало. Он посылает груз на весы. Кстати, они в портах в основном частные: в Одесском взвешивание стоит 90 грн, в Ильичевском — 140 грн. Так вот, весы показали, что коробка намного легче заявленного в документе веса. То есть бюджет в выигрыше от такого несоответствия. Но вместо того, чтобы отпустить товар с миром, инспектор требует провести досмотр коробки с выгрузкой всего сахара. При этом он требует взвесить и обмерить каждый кусочек. Примерно так и поступила таможня с выгрузкой контейнера с тканями, пришедшего из Турции где-то в феврале. Мы по этому поводу писали жалобу. Груз следовал на внутреннюю таможню в Днепропетровск. И не должен был досматриваться в Одессе. Но, тем не менее, контейнер не только выгрузили, но даже устроили перемерку каждого рулона. Хотя длина и ширина не влияют на сумму таможенных платежей. В итоге никаких серьезных нарушений не выявили. Но на эту процедуру ушло три дня. И заплачено немало денег из кармана импортера. В этих случаях порт за погрузку и выгрузку берет 20 долл. за тонну. Это официальный платеж. Кроме этого, надо подсластить жизнь грузчикам, иначе будут долго возиться. Это еще плюс 100 или 300 баксов за контейнер, в зависимости от вида работ".
В своих официальных сообщениях таможенное ведомство утверждает, что в целом в Украине сократилось количество таможенных досмотров. Если в 2009 г. этой процедуре подверглось 69% товаров, то в 2012-м — 9,9%. И это, мол, при том, что Украина взяла на себя обязательства в рамках программ помощи Европейского Союза уменьшить эту цифру до 15%. Замечательная статистика. Однако если взять сводки по портам, то там картина несколько иная. Причем досмотру подвергается в основном груз, который идет на растаможку в другие города Украины. И даже транзит, который Украина катастрофическими темпами теряет.
Уймите взяточников…
Профсоюз экспедиторов в своих письмах в адрес руководства Южной таможни и главы Миндоходов и сборов не только указывает перечень взяток и суммы, но и просит принять ряд мер, которые бы позволили исключить субъективный фактор при досмотрах контейнеров. Кстати, ответ от начальника Южной таможни уже получен. В трех строках сообщается, что "письмо рассмотрено и направлено прокурору Одесской области для рассмотрения по сути". Все.
"Проблема в том, что сегодня нет четких инструкций, как на Западе, где пошагово расписаны действия чиновника, — говорит экспедитор с многолетним стажем, член совета Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины Александр Захаров. — У нас не прописано, что и как должен делать инспектор при разных формах контроля. К примеру, при обнаружении отклонений по весу. Или в случае отсутствия весов, рентгена, их поломки и т. д. У нас все делается на усмотрение таможенника. В итоге один говорит: "Давай 100 долл., и я оформлю твой груз без проблем". Другой требует переделать документы. Третий пишет сопроводиловку и отправляет груз на растаможку. Четвертый назначает выгрузку товара со стопроцентным досмотром и пересчетом каждой позиции".
Словом, отсутствие четких инструкций — это поле для манипуляций и вымогательств. Это первое. Второе. За неправомерные действия, которые наносят ущерб любому лицу, Таможенный кодекс предусматривает ответственность. То есть таможня должна возмещать убытки, которые понес грузополучатель в результате надуманных и безрезультатных досмотров. Однако для взимания ущерба пока нет механизма. И когда появится, неизвестно. Он должен быть разработан Кабмином и утвержден Верховной Радой.
"Однако таможенным органам ничто не мешает проанализировать такого рода досмотры и привлечь инспекторов к ответственности за надуманные безрезультатные проверки, — говорит Берестенко. — Мы не раз просили об этом руководство Южной таможни. Реакции — ноль. Далее. Мы просим установить временные рамки для оформления грузов в пунктах пропуска через границу, ограничив их двумя часами. Тогда у инспектора не останется времени для надуманных досмотров". Так что же мешает это сделать?
…или Когда же грянет буря?
Судя по заявлениям министра доходов и сборов, для борьбы с коррупцией приняты жесткие меры, и они носят системный характер. Сегодня действует автоматизированная система анализа и управления рисками. Именно она указывает инспектору, какой контейнер досматривать. Тогда почему бизнес в это мало верит? Сегодня экспедиторы и брокеры могут со своими жалобами звонить на круглосуточную телефонную линию интерактивного сервиса "Пульс". Однако обращений кот наплакал. Видимо, потому, что инспектор, к которому экспедитор или брокер придет на следующий день, его по головке не погладит. В лучшем случае, это может вылиться жалобщику в кругленькую сумму, в худшем — обернуться потерей работы. Кому нужен экспедитор, который не может быстро оформить груз?
Словом, сегодня Миндоходов и сборов увидело первые результаты борьба с коррупцией, а бизнес — непробиваемую стену. Министерство сообщает об увеличении объемов таможенных платежей, а бизнес — о суммах поборов. Нет понимания между бизнесом и властью. Не говоря уже о диалоге, который напоминает разговор глухого с немым. Может поэтому нынче на морской границе — гробовая тишина. Внешне все довольны, все спокойно. Как сказал один бизнесмен, достигнут "баланс интересов": одни дают, другие берут, и все "довольны". Иными словами, система взяток отлажена, отшлифована, контролируема и работает в штатном режиме. Поборы любят тишину. И этим все сказано.
Нина Перстнева