2013-04-08 08:24:16
Украина создаёт новое воинское подразделение на Дунае – дивизион речных кораблей. Его задачи в Мин-обороны не раскрывают, журналистов на саму базу пока не пускают.
готова тратить колоссальные средства в период кризиса? Дунай – давняя
красная лента на карте экономических и политических интересов Украины и
Румынии. Тут сломано немало дипломатических копий. Лариса Задорожная
разбиралась в хитросплетениях скандальной дружбы на Дунае.
– Капитан говорит на капитанском мостике. Радио 4, "Дмитрий Калинин".
Загруженный рудой «Дмитрий Калинин» отправляется в Сербию. С заходом в Румынию.
Матрос достает флаг.
– Румынский вот флаг.
Его
"Дмитрий Калинин" поднимет в румынском порту. Вековые правила
предусмотрели всё, что касается корабельного этикета. Но вот, что делать
в случае нападения – ни один закон предусмотреть не может. Вот кадры,
как в румынском порту грабили теплоход "Звёздный". 17 тонн груза
перекочевали из трюмов на сушу.
Олег Заржицкий, капитан суда "Дмитрий Калинин":
– Когда возвращаемся, отсутствуют пломбы, троса, люки.
Пиратство
на Дунае – это лишь ниточка в большом морском узле, который Украина и
Румыния крепко завязали, но вот развязать не могут.
Дунай –
своего рода автобан – скоростная речная магистраль. Он соединяет реку и
Чёрное море. Выход в которое каждая страна хочет иметь – свой. В
эксклюзивном варианте. Ведь, как и за проезд по автобану, за проход по
Дунаю нужно платить деньги
Адриан Северин, депутат Европарламента от Румынии:
–
Дунай – очень чувствительный для нас вопрос. Румыния заинтересована
удерживать здесь контроль. Мы понимаем – такой же интерес есть и у
Киева…
Так выглядит расстановка сил на "дунайской
шахматной доске". Вот румынский судоходный канал. Вот украинский. В
2004-м мы разконсервировали устье Быстрое – самый короткий и скоростной
выход к морю.
– Как всегда в советском союзе. По нему могли ходить только военные суда.
Путь
по украинскому каналу – 10 километров, по румынскому – 80. Бухаресту
это не могло понравиться. И он сделал ход конём. Стал создавать
искусственные каналы и дамбы. Как бы ни странно это звучало, началась
битва за воду. Мы её пока проигрываем.
Борис Гартман, начальник центра регулирования судов:
–
Воды стало меньше. Канал румынский Сулима – поставили вроде
водотбойника, пускает больше в сулинский канал, а не в наше килийское
гирло.
В переводе с морского языка: если меньше воды, значит
здесь не могут ходить большие суда. Некоторые клиенты уже прекратили
заходить в украинские воды.
Александр Долгов, директор Украинского дунайского пароходства:
– Активность грузовых потоков смещается в сторону Румынии.
То,
что на картах выглядит как тоненькие линии, здесь на Дунае – понимаешь,
за что же идёт настоящая борьба. Теплоходы, баржи, катера проходят едва
ли не каждую минуту.
Игорь Подгородецкий, первый заместитель измаильского пограничного отряда:
– Лінія державного кордону проходить по судоходному каналу. Якраз зараз знаходимся посередині цього каналу.
Дунай
– это ещё и граница. Обозначенная во времена советского союза, она по
договорам проходит по фарватеру – самой глубокой части реки. Но 40 лет
назад никто даже не мог предположить: границе придётся вилять то влево,
то вправо.
40 километров вниз по дунаю находится остров Майкан.
Дикий и необитаемый. Он принадлежит Украине. Но вот уже 10 лет румыния
мечтает сделать его своим.
Румыния доказывает: русло, которое ближе к Украине, обмелело, фарватера там нет. А значит и границу надо сдвигать.
Теофил Бауэр, посол Украины в Румынии:
– Бухарест зацікавлений якнайбільше мати територіїї і в частині Дунаю також.
В середине апреля – очередное заседание пограничной комиссии.
Виталий Кулик, директор центра исследований проблем гражданского общества?
–
По Дунаю Румыния заняла очень жесткую позицию, и Украина отступила. Нам
не надо было отступать – что граница идет посередине реки и определить
экономические зоны. Сейчас Украина будет находиться в ситуации угрозы
судов, могут быть иски по острову Майкан.
Адриан Гошу, бывший советник главы МИДа Румынии, профессор Бухарестского университета:
–
Из-за экологических проблем иногда меняется русло Дуная. Бывает, что
нужно корректировать, а не то, чтобы территории. Нет населения на этих
островах, и я думаю, что это задуманый предлог споров между нашими
странами.
Украина уже проходила: и суды, и ноты протеста.
Проходила и показательные учения военного флота у себя под боком. В
момент обострения отношений. Румыния, говорят эксперты, играла
мускулами. Теперь – слово за Украиной. Она создаёт дунайскую флотилию.
После 20-летнего перерыва.
Теофил Бауэр, посол Украины в Румынии:
– Румунська держава на постійній основі має флотилію багато років на Дунаї, а ми мали відставання.
Александр Долгов, начальник Украинского дунайского пароходоства:
– Как говорят англичане, флит оф биинг. Само присутсвие флота уже влияет на мысли политиков
С той стороны Дуная всё видится иначе.
Адриан Северин, депутат европарламента от Республики Румыния:
– Нам лучше сотрудничать, а не выражать эмоции, связанные с потенциальными угрозами друг другу.
Адриан Гошу, бывший советник главы МИДа Румынии, профессор Бухарестского университета:
– У меня есть сомнения, что у Украины есть такие ресурсы. Киев просто хочет, чтобы играть в большой игре. И не больше.
В какую игру играет Украина, будет понятно уже летом. Тогда должны пройти первые учения речного дивизиона.
Кроме
того, в Киев должен приехать премьер Румынии. За 22 года независимости
его ноги ни разу не была в украинской столице. Настолько сложные были
отношения. Среди дипломатов бытует шутка: проблем у Румынии с соседями
нет только с Чёрным морем.
От редакции: Пока не известно, какие суда войдут в эскадру, ведется ли речь о строительстве новых судов и с каким вооружением. За последние годы Украина произвела несколько пограничных катеров, график строительства проекта "украинский корвет" сорван, поэтому вопрос комплектации дунайской "флотилии" под большим вопросом.
Есть конечно "запасной" вариант – установка вооружения на суда построенные в СССР. Как известно, при строительстве мирных судов иногда предусматривалась возможность установки на них вооружения.
Кто владелец этих судов сегодня и в каком они состоянии – еще один вопрос без ответа.