Итоги пресс-конференции Д.Демидовича и Ю.Васькова по вопросам портовой реформы (Видео, Аудио, Фото) (обновлено)



В мероприятии приняли участие замминистра инфраструктуры Украины Дмитрий Демидович, и.о. главы Администрации морских портов Украины, начальник Одесского порта Юрий Васьков, председатель ПРМТУ Михаил Киреев, эксперт «PwC» Энди Кузич и другие.

Среди приглашенных СМИ превалировали пресс-службы предприятий морской отрасли.

Дмитрий Демидович выступил с презентацией "Реформа портовой отрасли: цели, основные задачи и ожидаемые результаты", основные тезисы этого выступления уже звучали 5 марта 2013 года на Коллегии Мининфраструктуры.

Вступительное слово Д.Демидовича (ВИДЕО).

Презентация "Реформа портовой отрасли: цели, основные задачи и ожидаемые результаты".
Полное выступление.

Тезисы

«Мы не делаем исключения по одному порту. Портовая реформа касается в целом отрасли и каждого государственного порта как представителя этой отрасли. Основная идея реформы – привлечение частных инвесторов, в том числе и для тех портов, которые сегодня менее эффективны с финансовой точки зрения и с точки зрения производственных возможностей. Реформа для них также будет в значительной степени полезна », – заместитель министра.

Важными составляющими построения
действительно эффективной и конкурентной работы портовой отрасли Украины
является ее реформирование и модернизация согласно мировых практик,
качественное стратегическое планирование развития отрасли на кратко-,
долго- и среднесрочную перспективу, а также создание четкого и
прозрачного поля для реализации проектов государственно-частного
партнерства.

Что касается стратегического планирования, то сейчас
Мининфраструктуры уже вынесена на публичное общественное обсуждение
Стратегия развития морских портов Украины.

По словам Д.Демидовича, разработчики заложили в документ те
стратегические цели и методы их реализации, которые должны обеспечить
повышение конкурентоспособности отрасли. Кроме того, среди базовых
параметров документа – технологическое развитие портовой отрасли,
привлечения частных инвестиций, а также создание кластеров по обработке
грузов.

Второй важный вопрос – о необходимости привлечения частных инвестиций
в государственные морские порты путем развития различных форм
государственно-частного партнерства. По оценкам Мининфраструктуры, для
того, чтобы должным образом реагировать на вызовы рынка, отечественная
портовая отрасль нуждается в инвестициях как минимум в 25
млрд. грн. Учитывая размер годовой чистой
прибыли 18 государственных портов, эти предприятия могут реализовать за
свой счет программу собственной модернизации не раньше чем за 10 лет.
Отрасль не может столько ждать. Ей нужны ресурсы уже сегодня. Иначе с
каждым годом она будет отставать от конкурентов. Именно поэтому для
развития терминальных мощностей, в соответствии с мировой практикой,
привлекается частный инвестор.

Выступление Юрия Васькова.

Представители СМИ успели задать буквально несколько вопросов участникам мероприятия.

"Моряк Украины": Некоторые
коллективы проявили беспокойство, как будут сохранятся рабочие места и
создаваться новые. Поясните ситуацию, пожалуйста.

Д. Демидович: "Реорганизация касается каждого сотрудника,
каждого предприятия. 5го числа в Министерстве была коллегия, посвященная
реформе портовой отрасли. По заявлению нашего Министра – и это наша рабочая
позиция – реорганизация, это не инструмент оптимизации численности персонала,
это инструмент оптимизации формы.

Никаких сокращений в государственных
портах не будет. Нам нужно думать как привлекать грузопотоки, нам нужно думать
о совместных проектах государственно-частного партнерства и тогда тех рабочих
мест, что есть в портах, будет мало и мы сможем создать до 10 тысяч рабочих
мест в долгосрочной перспективе."

М.Киреев: "В 18 портах укр работает более 30 тыс. работников,
и реформа волнует каждого, поскольку реформа предполагает некоторые изменения, недостаток
информации волновал людей.

Накануне было несколько совещаний
с участием профсоюзных комитетов, где четко был представлен Закон, пути реформ
в портах, и я думаю, что после этих совещаний люди успокоились и стали спокойно
относиться к реформам.

Последнее отраслевое соглашение
составляется при переговорах с Федерацией работодателей Украины, все пункты соглашения
согласованы и в ближайшее время будут подписаны.

Стоит задача – сохранить
социальные гарантии для работников в Администрации морских портов, государственных
предприятиях и, возможно, в частных стивидорных компаниях.

Я предложил, чтобы до принятия
нового отраслевого соглашения коллективный договор предприятия распространялся
и на стивидорные компании. Я думаю, что это даст людям гарантии для спокойной
работы.

В ближайшее время мы планируем
подписать меморандум с Федерацией работодателей Украины о дружбе и
взаимопомощи."

Д.Демидович: "Чтобы снять напряжение мы приняли решение, чтобы
юридическое уведомление людей о реорганизации проводить после того как будет зарегистрированы
юридически организации морских администраций, разработаны штатные расписания.

Только после этого переводить людей
на новые места, не сейчас, когда мы только готовимся, а когда каждый сотрудник
порта себя увидит на новом рабочем месте в Администрации портов."

МБНУ. То что реформа полезна для таких портов как Николаев, Одесса,
Южный никто не оспаривает, все эту реформу давно ждали. Но как реформа будет
отражаться на убыточных предприятиях, которые испытывают трудности, такие как
Измаильский порт, порт Рени, Феодосия, Скадовск и другие? Вы рассказывали, что концессия
это хороший механизм для решения проблем таких предприятий, есть ли какое-то
видение, как реформа будет отражаться на этих предприятиях?

Д.Демидович: "Мы не делаем исключений
или предпочтений в отношении какого-либо порта, портовая реформа касается
каждого порта.

Суть реформы – это привлечение
частных инвесторов. Для тех портов, которые сегодня являются менее эффективны,
портовая реформа будет не менее полезна.

Если вернуться к проблеме
дунайского региона, то мы, как и жители этого региона, ощущаем на себе эту
проблематику.

Мы приняли несколько решений,
которые позволят в среднесрочной перспективе в значительной мере поправить
ситуацию.

Например, Министерства приняло
решение об определенных скидках для портов Дуная, в отношении такой продукции
как ЖРК, химия. По нашим оценкам, это позволит привлечь дополнительный грузопоток
в порт Измаил в размере 20 тыс.тонн. ежемесячно.

Сейчас в Министерстве разрабатывается
постановление Кабмина о дополнительных преференциях для данного региона в части
ставок железной дороги и в части портовых сборов. Этот шаг в значительной
степени улучшит конкурентоспособность этого региона.

Порт Измаил в феврале-марте
обработал около 200 тыс.тонн, в прошлом году они отработали хуже. Порт Рении выходит
на 150 тыс.тонн ежемесячно. Это тот объем, который позволяет им более-менее
стабильно вести хозяйственную деятельность.

С точки зрения интереса инвесторов
к этим портам я думаю, что пусть не сегодня, не завтра, может послезавтра, но
найдутся инвесторы, которые захотят связать свою жизнь и судьбу с этими
предприятиями и этим регионом."

Ю.Васьков: "Такой инвестиционный
подход, который заложен в реформе, необходим прежде всего тем портам, которые
сегодня переживают кризис, чем тем которые сегодня на подъеме. Давайте
посмотрим так – какие перспективы у этих портов, если не привлекать инвестора? Их
нет.

Я абсолютно уверен, если бы 20
лет назад, когда в порту Рении был инвестор, и если бы его пустили на
предприятие, то сегодня не было бы порта Джурджулешты.

То же самое порт Скадовск. На
предприятии работало около 1000 человек. Сегодня 120. Была возможность отдать
порт Скадовск турецким паромным операторам и сохранить 1000 рабочих мест."

Д.Демидович: "Мы хотим построить
ту организацию работы, что есть сегодня в одесском порту, где есть хорошие
примеры государственно-частного партнерства. Если в Одессе есть 11 стивидорных
компаний, которые инвестировали в регион, то почему такие же отношения не
построить в остальных портах? Это очень правильно. И Закон дает нам возможность
придать этому форму.

М.Кирее: "Я бы хотел прояснить ситуацию по
Измаильскому порту. Есть информация что происходят пикетирование и митинги, и выступления
профсоюза "Защита справедливости", который как бы стал на защиту
портовиков…

Поверьте что ситуация на контроле.
Те вопросы, которые связаны с заявлениями министра о мораторий на сокращения в
порту – и происходящие сокращения никак не связаны. Это остаточные явления.
Процесс начался 3 месяца назад, были предупреждены профсоюзы, за 2 месяца были
предупреждены работники и потом уже начали проводить сокращения. Те 145 человек
которые сейчас сокращаются – это остаточные явления

С завтрашнего дня никаких
сокращений не будет. Докеры не сокращались, сокращался только административный
персонал. Были выплаты задолженности по зарплате, по погашению кредита. Я бы
хотел, чтобы вы поняли, что это не результат этим митингов. Это результат
давних решений. Повторюсь, ни одного докера не сократили."

"Голос Украины": В какой перспективе можно ожидать создание
10 тыс. мест.?

Ю.Васьков: "Прежде всего,
необходимо остановить негативные тенденции. В течении года можно остановить
спад и получить "точки роста" будущих показателей портовой отрасли. В
течении двух лет может начаться создание рабочих мест. Если говорить о 10 тыс.рабочих
мест, то это вполне реально в ближайшие 3-5 лет."

МБНУ: В связи с присоединением ГП "Дельта лоцман" к Администрации
морских портов Украины не потеряет ли город Николаев налоговые поступления и
какова судьба инфраструктурных проектов, которыми занималось это предприятие, в
частности, ГСХ "Дунай-Черное море"?

Ю.Васьков: "Что касается
инфраструктурных проектов, то все они будут поддержаны и продолжены морской
администрацией, таких проектов должно стать в несколько раз больше.

Было принято решение, что "Дельта лоцман" сохраняет статус
обособленного подразделения, со своей структурой, дислокацией, названием,
традициями и материально технической базой. Предприятие будет размещаться В Николаеве.

Что касается налогов, то есть
возможность значительную часть оставить по месту регистрации обособленных
структурных подразделений, кроме налога на добавленную стоимость."


28 марта т.г. в Одесском порту состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам проводимой в Украине реформы предприятий морского транспорта.



В мероприятии приняли участие замминистра инфраструктуры Украины Дмитрий Демидович, и.о. главы Администрации морских портов Украины, начальник Одесского порта Юрий Васьков, председатель ПРМТУ Михаил Киреев, эксперт «PwC» Энди Кузич и другие.

Среди приглашенных СМИ превалировали пресс-службы предприятий морской отрасли.

Дмитрий Демидович выступил с презентацией "Реформа портовой отрасли: цели, основные задачи и ожидаемые результаты", основные тезисы этого выступления уже звучали 5 марта 2013 года на Коллегии Мининфраструктуры.

Вступительное слово Д.Демидовича (ВИДЕО).

Презентация "Реформа портовой отрасли: цели, основные задачи и ожидаемые результаты".
Полное выступление.

Тезисы

«Мы не делаем исключения по одному порту. Портовая реформа касается в целом отрасли и каждого государственного порта как представителя этой отрасли. Основная идея реформы – привлечение частных инвесторов, в том числе и для тех портов, которые сегодня менее эффективны с финансовой точки зрения и с точки зрения производственных возможностей. Реформа для них также будет в значительной степени полезна », – заместитель министра.

Важными составляющими построения
действительно эффективной и конкурентной работы портовой отрасли Украины
является ее реформирование и модернизация согласно мировых практик,
качественное стратегическое планирование развития отрасли на кратко-,
долго- и среднесрочную перспективу, а также создание четкого и
прозрачного поля для реализации проектов государственно-частного
партнерства.

Что касается стратегического планирования, то сейчас
Мининфраструктуры уже вынесена на публичное общественное обсуждение
Стратегия развития морских портов Украины.

По словам Д.Демидовича, разработчики заложили в документ те
стратегические цели и методы их реализации, которые должны обеспечить
повышение конкурентоспособности отрасли. Кроме того, среди базовых
параметров документа – технологическое развитие портовой отрасли,
привлечения частных инвестиций, а также создание кластеров по обработке
грузов.

Второй важный вопрос – о необходимости привлечения частных инвестиций
в государственные морские порты путем развития различных форм
государственно-частного партнерства. По оценкам Мининфраструктуры, для
того, чтобы должным образом реагировать на вызовы рынка, отечественная
портовая отрасль нуждается в инвестициях как минимум в 25
млрд. грн. Учитывая размер годовой чистой
прибыли 18 государственных портов, эти предприятия могут реализовать за
свой счет программу собственной модернизации не раньше чем за 10 лет.
Отрасль не может столько ждать. Ей нужны ресурсы уже сегодня. Иначе с
каждым годом она будет отставать от конкурентов. Именно поэтому для
развития терминальных мощностей, в соответствии с мировой практикой,
привлекается частный инвестор.

Выступление Юрия Васькова.

Представители СМИ успели задать буквально несколько вопросов участникам мероприятия.

"Моряк Украины": Некоторые
коллективы проявили беспокойство, как будут сохранятся рабочие места и
создаваться новые. Поясните ситуацию, пожалуйста.

Д. Демидович: "Реорганизация касается каждого сотрудника,
каждого предприятия. 5го числа в Министерстве была коллегия, посвященная
реформе портовой отрасли. По заявлению нашего Министра – и это наша рабочая
позиция – реорганизация, это не инструмент оптимизации численности персонала,
это инструмент оптимизации формы.

Никаких сокращений в государственных
портах не будет. Нам нужно думать как привлекать грузопотоки, нам нужно думать
о совместных проектах государственно-частного партнерства и тогда тех рабочих
мест, что есть в портах, будет мало и мы сможем создать до 10 тысяч рабочих
мест в долгосрочной перспективе."

М.Киреев: "В 18 портах укр работает более 30 тыс. работников,
и реформа волнует каждого, поскольку реформа предполагает некоторые изменения, недостаток
информации волновал людей.

Накануне было несколько совещаний
с участием профсоюзных комитетов, где четко был представлен Закон, пути реформ
в портах, и я думаю, что после этих совещаний люди успокоились и стали спокойно
относиться к реформам.

Последнее отраслевое соглашение
составляется при переговорах с Федерацией работодателей Украины, все пункты соглашения
согласованы и в ближайшее время будут подписаны.

Стоит задача – сохранить
социальные гарантии для работников в Администрации морских портов, государственных
предприятиях и, возможно, в частных стивидорных компаниях.

Я предложил, чтобы до принятия
нового отраслевого соглашения коллективный договор предприятия распространялся
и на стивидорные компании. Я думаю, что это даст людям гарантии для спокойной
работы.

В ближайшее время мы планируем
подписать меморандум с Федерацией работодателей Украины о дружбе и
взаимопомощи."

Д.Демидович: "Чтобы снять напряжение мы приняли решение, чтобы
юридическое уведомление людей о реорганизации проводить после того как будет зарегистрированы
юридически организации морских администраций, разработаны штатные расписания.

Только после этого переводить людей
на новые места, не сейчас, когда мы только готовимся, а когда каждый сотрудник
порта себя увидит на новом рабочем месте в Администрации портов."

МБНУ. То что реформа полезна для таких портов как Николаев, Одесса,
Южный никто не оспаривает, все эту реформу давно ждали. Но как реформа будет
отражаться на убыточных предприятиях, которые испытывают трудности, такие как
Измаильский порт, порт Рени, Феодосия, Скадовск и другие? Вы рассказывали, что концессия
это хороший механизм для решения проблем таких предприятий, есть ли какое-то
видение, как реформа будет отражаться на этих предприятиях?

Д.Демидович: "Мы не делаем исключений
или предпочтений в отношении какого-либо порта, портовая реформа касается
каждого порта.

Суть реформы – это привлечение
частных инвесторов. Для тех портов, которые сегодня являются менее эффективны,
портовая реформа будет не менее полезна.

Если вернуться к проблеме
дунайского региона, то мы, как и жители этого региона, ощущаем на себе эту
проблематику.

Мы приняли несколько решений,
которые позволят в среднесрочной перспективе в значительной мере поправить
ситуацию.

Например, Министерства приняло
решение об определенных скидках для портов Дуная, в отношении такой продукции
как ЖРК, химия. По нашим оценкам, это позволит привлечь дополнительный грузопоток
в порт Измаил в размере 20 тыс.тонн. ежемесячно.

Сейчас в Министерстве разрабатывается
постановление Кабмина о дополнительных преференциях для данного региона в части
ставок железной дороги и в части портовых сборов. Этот шаг в значительной
степени улучшит конкурентоспособность этого региона.

Порт Измаил в феврале-марте
обработал около 200 тыс.тонн, в прошлом году они отработали хуже. Порт Рении выходит
на 150 тыс.тонн ежемесячно. Это тот объем, который позволяет им более-менее
стабильно вести хозяйственную деятельность.

С точки зрения интереса инвесторов
к этим портам я думаю, что пусть не сегодня, не завтра, может послезавтра, но
найдутся инвесторы, которые захотят связать свою жизнь и судьбу с этими
предприятиями и этим регионом."

Ю.Васьков: "Такой инвестиционный
подход, который заложен в реформе, необходим прежде всего тем портам, которые
сегодня переживают кризис, чем тем которые сегодня на подъеме. Давайте
посмотрим так – какие перспективы у этих портов, если не привлекать инвестора? Их
нет.

Я абсолютно уверен, если бы 20
лет назад, когда в порту Рении был инвестор, и если бы его пустили на
предприятие, то сегодня не было бы порта Джурджулешты.

То же самое порт Скадовск. На
предприятии работало около 1000 человек. Сегодня 120. Была возможность отдать
порт Скадовск турецким паромным операторам и сохранить 1000 рабочих мест."

Д.Демидович: "Мы хотим построить
ту организацию работы, что есть сегодня в одесском порту, где есть хорошие
примеры государственно-частного партнерства. Если в Одессе есть 11 стивидорных
компаний, которые инвестировали в регион, то почему такие же отношения не
построить в остальных портах? Это очень правильно. И Закон дает нам возможность
придать этому форму.

М.Кирее: "Я бы хотел прояснить ситуацию по
Измаильскому порту. Есть информация что происходят пикетирование и митинги, и выступления
профсоюза "Защита справедливости", который как бы стал на защиту
портовиков…

Поверьте что ситуация на контроле.
Те вопросы, которые связаны с заявлениями министра о мораторий на сокращения в
порту – и происходящие сокращения никак не связаны. Это остаточные явления.
Процесс начался 3 месяца назад, были предупреждены профсоюзы, за 2 месяца были
предупреждены работники и потом уже начали проводить сокращения. Те 145 человек
которые сейчас сокращаются – это остаточные явления

С завтрашнего дня никаких
сокращений не будет. Докеры не сокращались, сокращался только административный
персонал. Были выплаты задолженности по зарплате, по погашению кредита. Я бы
хотел, чтобы вы поняли, что это не результат этим митингов. Это результат
давних решений. Повторюсь, ни одного докера не сократили."

"Голос Украины": В какой перспективе можно ожидать создание
10 тыс. мест.?

Ю.Васьков: "Прежде всего,
необходимо остановить негативные тенденции. В течении года можно остановить
спад и получить "точки роста" будущих показателей портовой отрасли. В
течении двух лет может начаться создание рабочих мест. Если говорить о 10 тыс.рабочих
мест, то это вполне реально в ближайшие 3-5 лет."

МБНУ: В связи с присоединением ГП "Дельта лоцман" к Администрации
морских портов Украины не потеряет ли город Николаев налоговые поступления и
какова судьба инфраструктурных проектов, которыми занималось это предприятие, в
частности, ГСХ "Дунай-Черное море"?

Ю.Васьков: "Что касается
инфраструктурных проектов, то все они будут поддержаны и продолжены морской
администрацией, таких проектов должно стать в несколько раз больше.

Было принято решение, что "Дельта лоцман" сохраняет статус
обособленного подразделения, со своей структурой, дислокацией, названием,
традициями и материально технической базой. Предприятие будет размещаться В Николаеве.

Что касается налогов, то есть
возможность значительную часть оставить по месту регистрации обособленных
структурных подразделений, кроме налога на добавленную стоимость."