2013-03-27 16:50:52
С 20 августа часть украинских крюинговых компаний могут прекратить свое существование. Такое мнение выразил первый заместитель председателя Профсоюза работников морского транспорта Украины Олег Григорюк.
С указанной даты вступит в силу Международная конвенция о труде в
морском судоходстве. Чтобы документ начал действовать, его должны
ратифицировать 30 членов Международной организации труда – государств,
чья общая доля в мировом валовом регистровом тоннаже судов составляет
33%. Это условие уже выполнено.
Вместе с тем Украина до сих пор не приняла меры по ратификации
Конвенции. «С 20 августа уже станет не важно – ратифицировали мы ее или
нет. Документ будет обязательным для исполнения и в нашей стране», –
подчеркнул О. Григорюк.
По его словам, считается, что в государствах, подписавших
конвенцию, деятельность крюинговых фирм априори соответствует ее
требованиям. В Украине же компаниям, занимающимся трудоустройством
моряков, придется индивидуально проходить сертификацию по стандартам MLC
и подтвердить свое право поставлять квалифицированных украинских
моряков на международный рынок труда. Пройти сертификацию можно будет в
классификационных обществах. Это, например, Российский морской регистр,
Ллойд, Бюро Веритас.
Агентствам, которые не пройдут сертификацию, придется прекратить
свою деятельность. Причем, по мнению профсоюзного лидера, на
определенном этапе это сыграет положительную роль, поскольку уберет с
рынка тех, кто не хочет или не может работать в соответствии с высокими
требованиями Конвенции. В частности, она запрещает брать деньги с
моряков при трудоустройстве, что до сих пор делает ряд компаний, судя по
обращениям членов профсоюза.
Международная конвенция о труде в морском судоходстве (принята в
2006 году Международной организацией труда) – глобальный документ,
обобщающий порядка 58 конвенций, все стандарты и условия труда на море.
«Это – «человеческая» конвенция, первая, говорящая о таких важных
вопросах как достойный и безопасный труд, определенный минимум
заработной платы, который должен быть установлен для всех в мире, кто
занимается морским бизнесом», – утверждает специалист.
«Поэтому наш профсоюз всегда поддерживал конвенцию, был, наверное,
единственным в Украине идеологом и локомотивом ее ратификации», –
добавил О. Григорюк. ПРМТУ с 2009 года начал мониторинг ситуации и
оповещение морской общественности Украины о необходимости ратификации
документа. Был проведен ряд семинаров, «круглых столов» с участием
коллег из других стран, представителей МОТ.
Вместе с тем госорганы до сих пор не проявляли особого интереса к
конвенции. Еще в 2010 году принят Закон, подписанный Премьер-министром
Николаем Азаровым: о необходимости ратификации документа. Ответственными
были назначены министерства транспорта и связи (сейчас –
инфраструктуры), иностранных дел, труда и социальной политики. «Но ни
одно из этих ведомств, к великому сожалению, не проявило должного
интереса к конвенции, не проводило анализ, не собирало данные, не
занималось этим вопросом», – сетуют в профсоюзе.
ПРМТУ провел в Одессе большой международный семинар, на который
были приглашены представители крюинговых компаний. Участники подписали
петицию, названную «Одесский аккорд». Ее направили в Министерство
соцполитики. Это дало толчок к развитию ситуации.
«Подписание Украиной указанной конвенции – мощный шаг в сторону
европейской интеграции. Мы готовы консультировать министерства,
предоставить всю необходимую информацию и аналитику, обеспечим
международную поддержку», – заявил О. Григорюк.
Он отметил, что частному бизнесу – будущим концессионерам, которые в
соответствии с новым законодательством придут в украинские порты, также
придется проявить инициативу, чтобы общими усилиями провести
ратификацию конвенции.