2013-03-15 09:39:17
Руководство Одесского морпорта, облгосадминистрации, представители предприятий и эксперты транспортной отрасли в ходе круглого стола 14 марта, пришли к выводу о необходимости возрождения специальных (свободных) экономических зон в регионе.
Начальник Одесского морского порта Юрий Васьков заявил, что порт инициировал проект Закона о воссоздании СЭЗ.
При этом руководство ГП "Одесский морской торговый порт" считает, что возможности нынешней территории СЭЗ «Порто франко» себя исчерпали, и предлагает расширить ее за счет 19 гектаров намытых площадей Карантинного мола и депрессивной территории на окраине Одессы, т.н. «Полей фильтрации».
В 1990-е годы в Украине были созданы 11 СЭЗ, в том числе – СЭЗ "Порто-Франко" в Одесском порту. C 2005 года действие льготных режимов в этих зонах упразднили на законодательном уровне.
В своем выступлении Юрий Васьков отметил, что, несмотря на краткий срок действия СЭЗ «Порто-Франко», она показала свою эффективность для привлечения инвестиций и увеличения поступлений в бюджет.
– СЭЗ «Порто франко» является наименьшей (площадь всего 4 га) из всех свободных зон, но в то же время эффективной. Реализовано 5 инвестиционных проектов общей стоимостью 26,9 млн. долларов , – считает начальник ГП «ОМТП». – К сожалению, СЭЗ в Одесском порту просуществовала всего три года (2000-2003 гг.) Для инвесторов неоднократно менялись правила игры, что недопустимо с точки зрения международного опыта. Сначала была изменена процедура согласования договоров, потом в 2005 году и вовсе были отменены льготы. Несмотря на это, объем инвестированных средств в рамках СЭЗ составил почти 60 млн. долларов. При этом льготы субъектов СЭЗ составили всего 19 млн. грн., А отчисления в госбюджет – почти 250 млн. грн. Сегодня, несмотря на отмену льгот, на предприятиях свободной экономической зоны функционируют около 700 рабочих мест.
В ходе дальнейшей дискуссии обсуждалось предложение администрации Одесского порта о создании СЭЗ в Одессе, Ильичевске и Южном – трех городах областного значения, в которых расположены крупнейшие морские порты страны. Одним из перспективных вариантов СЭЗ, по мнению участников «круглого стола», могла бы стать т.н. «Одесская агломерация», охватившей бы три вышеупомянутых порта, а также прилегающие районы области – Овидиопольский, Коминтерновский и Беляевский. В этом случае Одесса могла бы выполнять роль интеллектуального, административного, экономического, транспортного и культурного центра агломерации.
Участники совещания отметили, что сегодня инвесторов интересуют не столько налоговые льготы, сколько льготы по регистрации, таможенному оформлению груза при отсутствии ввоза на таможенную территорию Украины и другие формы либрализации разрешительных процедур.
Организатором круглого стола выступил Региональный филиал Национального института стратегических исследований в г. Одессе. В заседании приняли участие народный депутат Украины Сергей Гриневецкий, зам. председателя Одесской облгосадминистрации Александр Малин, начальник ГП «ОМТП» Юрий Васьков, почетный президент Одесского порта Николай Павлюк, председатель правления объединения организаций работодателей Одесской области Леонид Шемякин, ученые отраслевых НИИ и специалисты морского транспорта.