2013-02-27 17:19:02

Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии закончили 2012-ый год с неоднозначными результатами. Если в предыдущие годы после кризиса эти страны показывали стабильно высокие темпы роста, то в 2012-м ситуация изменилась.



Объемы Черноморского региона, TEU

11111

Общий грузооборот 2012-ого года по пяти странам Черного Моря составил
2 411 449
TEU, включая порожние контейнера, что на 3,13% больше, чем в 2011-ом. Для
сравнения общий рост по 2011-ому году в сравнении с 2010-ым составил 23,99%.

Общие объемы по странам, TEU

Страна
(порт)
*

2012 TEU

2011 TEU

Рост, %

Украина (Одесса, Ильичевск, Южный)

751 292

745 857

0,73%

Россия (Новороссийск)

651 140

634 959

2,55%

Румыния (Констанца)

482 459

505 901

-4,63%

Грузия (Поти, Батуми)

357 111

299 287

19,32%

Болгария (Варна, Бургас)

169 447

152 369

11,21%

Всего

2 411 449

2 338 373

3,13%

*включая порожние контейнера, не включая
трансшипмент

Для более детального рассмотрения ситуации рассмотрим показатели только
груженых контейнеров, не включая трансшипмент. В замедлении темпов роста
основную роль сыграло снижение объемов в Румынии и на Украине. Снижение темпов
роста Новороссийских объемов обусловлено загруженностью его контейнерных
терминалов. Лидером по росту контейнерооборота в 2012-ом году стала Грузия,
хотя сам этот показатель в два раза ниже, чем в предыдущем году.

Темпы роста объема груженых контейнеров
по странам

Страна
(порт)*

Рост 2012 к
2011

Рост 2011 к
2010

Россия (Новороссийск)

7,69%

40,33%

Украина (Одесса, Ильичевск, Южный)

3,50%

8,95%

Румыния (Констанца)

-3,52%

19,80%

Грузия (Поти, Батуми)

16,18%

35,53%

Болгария (Варна, Бургас)

6,70%

25,87%

Всего

4,73%

22,77%

*только груженые контейнера, не
включая трансшипмент

Таким образом, доли стран
по переработке груженых контейнеров в 2012-ом году перераспределились следующим
образом: Украина – 32,66%, Россия – 26,67%, Румыния – 20,24%, Грузия – 12,34%,
Болгария – 8,10%.

Доли стран Черноморского региона в общем
объеме груженых

cantry

Черноморский регион традиционно является регионом, где импорт преобладает
над экспортом, кроме Румынии и Болгарии, которые стали менять эту тенденцию еще
в 2011-ом году. Среди общего объема груженых контейнеров в 2012-ом году 64%
составляет импорт, 36% – экспорт. В
2012-ом году увеличить объем груженого экспорта удалось также России и Украине
– на 24,84% и 22,15% соответственно.

Темпы роста объема импорта/экспорта
груженых контейнеров

Страна
(порт)*

Рост
импорта груженых 2012 к 2011

Рост экспорта
груженых 2012 к 2011

Россия (Новороссийск)

1,93%

24,84%

Украина (Одесса, Ильичевск, Южный)

-1,20%

22,15%

Румыния (Констанца)

-10,63%

1,63%

Грузия (Поти, Батуми)

18,42%

1,61%

Болгария (Варна, Бургас)

-2,96%

17,81%

Всего

1,16%

13,46%

*только груженые
контейнера, не включая трансшипмент

В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние в
2012-ом году оценивается как 69% к 31%. В 2012-ом году коэффициент
использования стандартного оборудования повысился по всем типам контейнеров и
странам, кроме 20-ти футовых контейнеров по России и 20-ти /40-ка футовых
контейнеров по Грузии. В Румынию и Болгарию репозиционировались порожние 40-ка футовые и 20-ти футовые контейнера
соответственно, поэтому коэффициенты использования там самые высокие. Наиболее низкий
коэффициент использования наблюдался в Грузии по 40-ка футовым контейнерам. Украина
пока может использовать под загрузку экспортом чуть более половины 20-ти
футовых контейнеров, приходящих в страну с импортом, по 40-ка футовым этот
показатель еще ниже.

Коэффициент использования
оборудования по годам и странам*

Страна
(порт)*

2012

2011

20’

40’

20’

40’

Россия (Новороссийск)

91,71%

30,90%

94,85%

21,10%

Украина (Одесса, Ильичевск)

56,11%

42,02%

50,40%

30,33%

Румыния (Констанца)

46,50%

224,24%

43,76%

197,25%

Грузия (Поти)

29,93%

7,77%

32,70%

9,76%

Болгария (Варна)

132,52%

88,58%

112,40%

70,98%

Всего

64,79%

53,50%

62,68%

46,67%

*Коэффициент использования оборудования показывает какое количество
контейнеров груженых экспортом
процентах) приходится на общее количество контейнеров, груженых импортом.

В 2012-ом году не изменилась пятерка контейнерных терминалов-лидеров: DPW (Констанца), ГПК
Украина (Одесса), Поти, Новорослесэкспорт (Новороссийск), КТИ (Ильичевск). По
сравнению с 2011ым годом изменился рейтинг терминалов-лидеров – контейнерный терминал Поти по объемам
обогнал Новорослесэкспорт и КТИ, заняв третье место в 2012-м, тогда как в
2011-ом он занимал пятое место.

Доли Черноморских Терминалов 2012

2222

Что касается линейных операторов на Черном Море, то в 2012-ом году ZIM потеснил позиции CMA CGM, показав наибольший рост среди глобальных
операторов. В целом, первые четыре
глобальных оператора контролируют на Черном Море 66,97% рынка, тогда как в
2011-ом году они занимали долю равную 67,09%.

Объемы линий по Черноморскому
региону,
TEU

Линия

2012 TEU

груженые

2011 TEU

груженые

Рост, %

MSC

400 958

410 883

-2,42%

MAERSK

336 657

314 046

7,20%

ZIM

191 594

159 765

19,92%

CMA CGM

179 765

170 512

5,43%

ARKAS

123 155

88 697

38,85%

В 2012-ом году с началом
сервиса
G6 все
его участники (
APL, Hapag-Lloyd, Hyundai, MOL, NYK, OOCL) значительно увеличили свои объемы
по Черному Морю.

Прогноз контейнерооборота Черного
Моря (Украина, Россия, Румыния, Грузия, Болгария)*

forecast

*включая порожние

Прогноз объемов по
Черному Морю на 2013-ый год базируется на зависимости контейнерооборота от ВВП
в каждой отдельно взятой стране, а также на уровне текущей контейнеризации и
прогнозе экономического роста. Более подробную информацию Вы можете найти в
исследованиях, подготовленных компанией
Informall BG.