2013-02-27 17:19:02
Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии закончили 2012-ый год с неоднозначными результатами. Если в предыдущие годы после кризиса эти страны показывали стабильно высокие темпы роста, то в 2012-м ситуация изменилась.
Объемы Черноморского региона, TEU
Общий грузооборот 2012-ого года по пяти странам Черного Моря составил
2 411 449 TEU, включая порожние контейнера, что на 3,13% больше, чем в 2011-ом. Для
сравнения общий рост по 2011-ому году в сравнении с 2010-ым составил 23,99%.
Общие объемы по странам, TEU
Страна
|
2012 TEU |
2011 TEU |
Рост, % |
Украина (Одесса, Ильичевск, Южный) |
751 292 |
745 857 |
0,73% |
Россия (Новороссийск) |
651 140 |
634 959 |
2,55% |
Румыния (Констанца) |
482 459 |
505 901 |
-4,63% |
Грузия (Поти, Батуми) |
357 111 |
299 287 |
19,32% |
Болгария (Варна, Бургас) |
169 447 |
152 369 |
11,21% |
Всего |
2 411 449 |
2 338 373 |
3,13% |
*включая порожние контейнера, не включая
трансшипмент
Для более детального рассмотрения ситуации рассмотрим показатели только
груженых контейнеров, не включая трансшипмент. В замедлении темпов роста
основную роль сыграло снижение объемов в Румынии и на Украине. Снижение темпов
роста Новороссийских объемов обусловлено загруженностью его контейнерных
терминалов. Лидером по росту контейнерооборота в 2012-ом году стала Грузия,
хотя сам этот показатель в два раза ниже, чем в предыдущем году.
Темпы роста объема груженых контейнеров
по странам
Страна |
Рост 2012 к |
Рост 2011 к |
Россия (Новороссийск) |
7,69% |
40,33% |
Украина (Одесса, Ильичевск, Южный) |
3,50% |
8,95% |
Румыния (Констанца) |
-3,52% |
19,80% |
Грузия (Поти, Батуми) |
16,18% |
35,53% |
Болгария (Варна, Бургас) |
6,70% |
25,87% |
Всего |
4,73% |
22,77% |
*только груженые контейнера, не
включая трансшипмент
Таким образом, доли стран
по переработке груженых контейнеров в 2012-ом году перераспределились следующим
образом: Украина – 32,66%, Россия – 26,67%, Румыния – 20,24%, Грузия – 12,34%,
Болгария – 8,10%.
Доли стран Черноморского региона в общем
объеме груженых
Черноморский регион традиционно является регионом, где импорт преобладает
над экспортом, кроме Румынии и Болгарии, которые стали менять эту тенденцию еще
в 2011-ом году. Среди общего объема груженых контейнеров в 2012-ом году 64%
составляет импорт, 36% – экспорт. В
2012-ом году увеличить объем груженого экспорта удалось также России и Украине
– на 24,84% и 22,15% соответственно.
Темпы роста объема импорта/экспорта
груженых контейнеров
Страна |
Рост |
Рост экспорта |
Россия (Новороссийск) |
1,93% |
24,84% |
Украина (Одесса, Ильичевск, Южный) |
-1,20% |
22,15% |
Румыния (Констанца) |
-10,63% |
1,63% |
Грузия (Поти, Батуми) |
18,42% |
1,61% |
Болгария (Варна, Бургас) |
-2,96% |
17,81% |
Всего |
1,16% |
13,46% |
*только груженые
контейнера, не включая трансшипмент
В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние в
2012-ом году оценивается как 69% к 31%. В 2012-ом году коэффициент
использования стандартного оборудования повысился по всем типам контейнеров и
странам, кроме 20-ти футовых контейнеров по России и 20-ти /40-ка футовых
контейнеров по Грузии. В Румынию и Болгарию репозиционировались порожние 40-ка футовые и 20-ти футовые контейнера
соответственно, поэтому коэффициенты использования там самые высокие. Наиболее низкий
коэффициент использования наблюдался в Грузии по 40-ка футовым контейнерам. Украина
пока может использовать под загрузку экспортом чуть более половины 20-ти
футовых контейнеров, приходящих в страну с импортом, по 40-ка футовым этот
показатель еще ниже.
Коэффициент использования
оборудования по годам и странам*
Страна |
2012 |
2011 |
||
20’ |
40’ |
20’ |
40’ |
|
Россия (Новороссийск) |
91,71% |
30,90% |
94,85% |
21,10% |
Украина (Одесса, Ильичевск) |
56,11% |
42,02% |
50,40% |
30,33% |
Румыния (Констанца) |
46,50% |
224,24% |
43,76% |
197,25% |
Грузия (Поти) |
29,93% |
7,77% |
32,70% |
9,76% |
Болгария (Варна) |
132,52% |
88,58% |
112,40% |
70,98% |
Всего |
64,79% |
53,50% |
62,68% |
46,67% |
*Коэффициент использования оборудования показывает какое количество
контейнеров груженых экспортом (в
процентах) приходится на общее количество контейнеров, груженых импортом.
В 2012-ом году не изменилась пятерка контейнерных терминалов-лидеров: DPW (Констанца), ГПК
Украина (Одесса), Поти, Новорослесэкспорт (Новороссийск), КТИ (Ильичевск). По
сравнению с 2011ым годом изменился рейтинг терминалов-лидеров – контейнерный терминал Поти по объемам
обогнал Новорослесэкспорт и КТИ, заняв третье место в 2012-м, тогда как в
2011-ом он занимал пятое место.
Доли Черноморских Терминалов 2012
Что касается линейных операторов на Черном Море, то в 2012-ом году ZIM потеснил позиции CMA CGM, показав наибольший рост среди глобальных
операторов. В целом, первые четыре
глобальных оператора контролируют на Черном Море 66,97% рынка, тогда как в
2011-ом году они занимали долю равную 67,09%.
Объемы линий по Черноморскому
региону, TEU
Линия |
2012 TEU груженые |
2011 TEU груженые |
Рост, % |
MSC |
400 958 |
410 883 |
-2,42% |
MAERSK |
336 657 |
314 046 |
7,20% |
ZIM |
191 594 |
159 765 |
19,92% |
CMA CGM |
179 765 |
170 512 |
5,43% |
ARKAS |
123 155 |
88 697 |
38,85% |
В 2012-ом году с началом
сервиса G6 все
его участники (APL, Hapag-Lloyd, Hyundai, MOL, NYK, OOCL) значительно увеличили свои объемы
по Черному Морю.
Прогноз контейнерооборота Черного
Моря (Украина, Россия, Румыния, Грузия, Болгария)*
*включая порожние
Прогноз объемов по
Черному Морю на 2013-ый год базируется на зависимости контейнерооборота от ВВП
в каждой отдельно взятой стране, а также на уровне текущей контейнеризации и
прогнозе экономического роста. Более подробную информацию Вы можете найти в
исследованиях, подготовленных компанией Informall BG.