2013-02-22 11:25:43
2012 год можно смело назвать годом “больших обещаний” для судостроительной отрасли Украины, но были и достижения, которые “Морские бизнес-новости Украины” решили отметить этой статьей.
В то время как в других странах власти приходится придумывать разнообразные формы поддержки судостроительной отрасли, дабы обеспечить судостроителей работой, украинские корабелы продолжают работать "вопреки" всем действиям власти.
Оценивать результаты деятельности украинских верфей сложно по нескольким причинам.
Во-первых, бухгалтерская прибыль иногда показывается в отчетах в надежде получить определенные преференции. Хотя традиционно рентабельность в судостроении составляет около 2,5 процентов, в 2012 году мы наблюдали по некоторым предприятиям как превышение этого показателя, так и откровенное занижение. Т.е. прибыль не может служить критерием оценки.
Во-вторых, многие судостроительные и судоремонтные предприятия вынуждены заниматься прочими видами деятельности, например, портовой деятельностью или же изготовлением бронетехники, что усложняет оценку их успехов именно в судостроении, но позволяет предприятию оставаться в отрасли, сохраняя свой производственный потенциал.
В-третьих, многие предприятия проходят процедуру банкротства. В одних случаях это сделано, чтобы защититься от рейдерских атак, в других, чтобы вывести на другие юридические лица некоторые активы. Значительная часть долгов судостроительных предприятий, например, долги судостроительного завода им.61 коммунара греческому судовладельцу Ласкаридису, или долги по контрактам бывшего менеджмента судостроительного завода "Океан", носят весьма сомнительный характер, и предсказать, будут ли они когда-либо погашены, сегодня не возьмется никто.
Поэтому, не мудрствуя лукаво, мы положили в основу нашего рейтинга как основной критерий – выпуск товарной продукции в 2012 году.
Таким образом, размер убытковприбыли, долговые обязательства, юридические процедуры и прочее мы оставляем за скобками.
Представьте себе, что на каждом судостроительном заводе есть рабочие, они приходят на работу, одевают робы и начинают стучать молотком по куску металла. Это Альфа и Омега судостроения и именно это мы оцениваем в нашем рейтинге судостроительных заводов Украины.
10-е место. ГП «Керченский судоремонтный завод»
ГП «Керченский судоремонтный завод» (ГП «КСРЗ»), последние три года работало себе в убыток. Общая сумма убытков за период с июля 2010 по июнь 2012 год составила 11, млн. гривен, в том числе за 2010 год – 1315,0 тыс. грн, за 2011 год – 8100,0 тыс. грн и за I полугодие 2012 года – 1960,0 тыс. гривен. Задолженность перед работниками завода составляет 6 млн. 939 тыс.
В сентябре 2012 года прошел аукцион по продаже Керченского СРЗ. Определен победитель. Это украинское производственно-коммерческое предприятие «Мерлин-2», которое входит в украинскую финансовую группу. Начальная стоимость пакета акций предприятия составляла 31,314 млн. грн, в том числе НДС – 5,2 млн.грн.
9-е место. Судоверфь «Украина»
17 миллионов гривен заработали ремонтники Судоверфи «Украина» Одесского порта в 2012-м году. Этот показатель почти в 3 раза превышает показатель 2011 года.
8-е место. ЗАО "Киевский судостроительно-судоремонтный завод"
Выручка за 2011 год – 20 млн.грн., убыток 10 млн. В 2012 году предприятием проводился ремонт теплоходов, барж (в т.ч.несамоходных), несамоходных понтонов и кранов (11 единиц на 3.09.2012). В 2012 году предприятия изготовляло детали для Полтавского ГОКа.
7-е место. Государственное предприятие "Судостроительный завод им. 61 коммунара"
В 2012 году задолженность по заработной плате на предприятии была не только одной из самых высоких в судостроительной отрасли, но и в целом по стране. По данным Министерства социальной политики Украины, предприятие занимало 8-е место в рейтинге по задолженности по заработной плате. На декабрь 2012 года задолженность по заработной плате составляла 11,7 млн.грн.
К достижениям предприятия можно отнести погашение в 2012 году значительной суммы задолженности (более 12 млн.грн.) по заработной плате и списание пoчти 46 миллиoнoв нaлoгoвoгo дoлгa, что стало возможным благодаря принятию Зaкoнa Укpaины «O внeceнии измeнeний в Haлoгoвый кoдeкc Укpaины oтнocитeльнo нaлoгooблoжeния пpeдпpиятий oбopoннo-пpoмышлeннoгo кoмплeкca» oт 02.10.2012 № 5414.
Таким образом, 2013 год предприятие начинает почти "с чистого листа".
6-е место. ПАО "Севастопольский морской завод"
В 2010-м году доход предприятия составил 32 млн.грн., в 2011-м – 53 млн.грн., был задекларирован убыток в размере 13,9 млн.грн.
В 2012 году Севастопольский морской завод в 3 раза увеличил объем производства по судоремонту.
Предприятие не сообщило результаты своей деятельности в 2012-м году, ссылаясь на крайнюю занятость, но можно предположить, что доход не превысил 50 млн.грн. Именно эту цифру озвучивал руководитель предприятия, Константин Картошкин, как перспективу роста на 2013-й год.
Отметим, что надежды работников "Севморзавода" на получение контрактов на ремонт кораблей Черноморского флота РФ, не оправдались.
5-е место. Открытое акционерное общество "Вадан Ярдс Океан"
В недавнем прошлом флагман украинского судостроения, который показывал миллиардные обороты, переживает не лучшие времена. В 2011 году выручка предприятия сократилась почти в 2 раза в сравнении с 2010 годом и составила 79 млн.грн., убыток предприятия вырос до 110 млн.грн.
В 2012 году объем производства составил 66 млн.грн, в том числе судостроение – 20 млн.грн., судоремонт – 32 млн.грн., портовая деятельность, гарантийное обслуживание и разовая продукция – 13 млн. грн.(5,9 млн.грн составил доход от портовой деятельности).
Убыток предприятия вырос еще на 34 млн.грн. и в 2012 году составил 144 млн.грн.
4-е место. ПАО "Черноморский судостроительный завод" (холдинг Smart Maritime)
В 2010-м году доход предприятия составил 85 млн.грн., в 2011-м вырос почти вдвое – до 150 млн.грн., что позволило предприятию задекларировать прибыль за 2011 год в размере 1,2 млн.грн.
С учетом очередных обещаний государства выделить средства на финансирование проекта "Украинский корвет" перспективы предприятия в 2012 году выглядели если не радужно, то, по-крайней мере, не уныло. Эти расчеты не оправдались – финансирование проекта было сорвано.
В 2012 году объем производства составил 73,2 млн.грн., размер прибыли пока не известен. Удельный вес судоремонта, судостроения в объеме производства предприятия – 63%.
Всего за 2012-й год на ЧСЗ отремонтировано 14 единиц судов, а также построено два универсальных судна со степенью готовности до 70% для голландской компании Damen Shipyards Bergum.
Основным достижением предприятия в 2012 году можно назвать строительство полнокомплектного судна – большого морозильного траулера-рыбозавода «Генерал Трошев».
3-е место. ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море"
2010 год судостроители из Феодосии закончили с чистым убытком в размере 22,35 млн. гривен. Однако в 2011 ФСК «Море» получило заказ на строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке для армии Китая.
В 2011 году доход предприятия составил 139 млн.грн., (11 млн.прибыли), а в 2012-м году –
129 млн.грн., что позволило предприятию закончить год с 8,4 млн.грн. прибыли.
На судостроение пришлось 46,1 %, реализованной продукции., на судоремонт – 3,5%. Более 50% выручки (41,2 млн.грн.) пришлось на строительство катера "Орлан" для отряда Морской охраны Государственной пограничной службы.
Планируется строительство серии из восьми катеров "Орлан".
2-е место. АО «Судостроительный завод «Залив»
В 2010 году предприятие задекларировало 15,8 млн.грн. прибыли. В 2011 году доход составил 268 млн.грн., что позволило задекларировать 712 тыс.грн прибыли. Таким образом, предприятие начало 2012 год с небольшого, но плюса.
По данным финансовой отчетности за 2012 г., по сравнению с предыдущим годом, АО «Судостроительный завод «Залив» увеличил объем производства до 322,5 млн. грн.
В разрезе видов производств показатели объемов производства следующие:
Судостроение – 306,2 млн. грн. (сдано заказчику 5 единиц корпусов судов обслуживания оффшорных платформ, 1 плавучий док)
Судоремонт – 9,5 млн. грн. (отремонтировано 28 единиц судов).
Прочая продукция (работы, услуги) – 6,7 млн. грн.
Доход от реализации продукции, работ и услуг по итогам 2012 г составил – 312,6 млн. грн., что на 45,8 млн. грн. больше уровня 2011 года.
Финансовый результат по итогам 2012 года – прибыль в размере 5,6 млн. грн.
1-е место. ПАО "Херсонский судостроительный завод" (холдинг Smart Maritime)
Доход предприятия в 2010-м году ставил 360 млн.грн., в 2011 году доходы предприятия сократились почти вдвое, до 184 млн., грн., что не помешало предприятию задекларировать 15 млн.грн. прибыли на начало 2012 года.
Товарная продукция за 2012 год составила 414,9 млн.грн.
Как сообщил В.Федин в интервью "МБНУ", за год предприятие отремонтировало и модернизировало 23 судна. Реализовано шесть самовсасывающихся якорей. В строительстве находятся 3 полнокомплектных судна проекта RST-27.
На судоремонт пришлось 8,5%, примерно 2% – на портовую деятельность и 85,5 процентов на судостроение, остальное на прочие услуги. В 2012 году был спущен на воду полнокомплектный танкер проекта RST-27 – SVL Liberty. Таким образом, на предприятиях холдинга Smart Maritime в 2012м году было построено два полнокомплектных судна.
Инвестиции в предприятие за год составили 2,7 млн.грн.
Размер прибыли не назывался, но при традиционной рентабельности в судостроении в 2,5 процента, можно предположить, что прибыль ПАО "ХСЗ" в 2012 году составила больше 10 млн.грн.