2013-02-07 11:10:24
Предлагаем Вам интервью с гендиректором Херсонского судостроительного завода В.В.Фединым о перспективах украинских судостроителей и итогах 2012 года. Пока готовился этот материал, В.В.Федин был назначен президентом судостроительного завода “Океан”. МБНУ желает Василию Викторовичу достичь еще больших успехов на новом месте.
МБНУ: Василий Викторович, летом 2012 года в СМИ была информация,
что вы разработали программу "Южная дуга" по развитию конкурентоспособности
украинских судостроителей, каковы
основные положения этого документа?
Федин В.В.: Если вкратце, программа "Южная дуга"
представляет собой список тех изменений, которые нужно принять в
законодательных документах, чтобы на Украине появился внутренний рынок
судостроения и заработали
судостроительные предприятия.
Свои предложения мы отправили в
Камбин и Президенту. Остается открытым вопрос: что из наших предложений примут.
В ближайшее время наши предложения будут также рассматриваться на совещании по
вопросу развития судостроения под председательством Премьер-министра Украины,
Н.Я.Азарова.
Самый главный барьер, который
снижает конкурентоспособность украинских производителей, и который уже давно
требует решения – беспошлинный ввоз технологического оборудования
(комплектующих) для судостроения. Ситуация парадоксальная: налог, который не
приносит никаких поступлений в бюджет и не дает украинским судостроителям
предлагать конкурентные цены на строительство полнокомплектных суден уже много
лет не могут отменить.
Второй блок вопросов условно
можно назвать направленными на развитие внутреннего рынка Украины. Это
преференции, которые бы стимулировали судовладельцев заказывать суда на
украинских верфях.
Среди мероприятий, которые мы предлагаем,
можно отметить наше предложение принять новую тарифную политику в отношении
канального сбора. В частности, для судов
река-море построенных на украинских верфях после 2011 года ввести скидку на
канальный сбор в размере 100 процентов. По нашему мнению, это будет
стимулировать судовладельцев зазывать суда на украинских верфях.
Кроме отмены канального сбора
Украине нечего предложить судовладельцам, так давайте сделаем хоть это.
Также необходимо создание
государственной лизинговой компании, которая бы внедрила лизинговые схемы для
украинских судовладельцев. Такая компания должна выдавать кредиты под
европейский процент. Хотя сегодня есть механизм компенсации процентной ставки,
за восемь лет мы смогли воспользоваться этим механизмом всего один раз из-за усложненной процедуры
получения: пока мы проходим с пакетом документов по всем министерствам, пока
нас включают в бюджет, пока все наши документы рассмотрят, мы успеваем подать
документы только за декабрь…
Это не должно делаться через
министерство. Мы предлагаем делать это через какой либо государственный банк,
как это делается сегодня в России. В России действует такая же норма. Хотя там
действует целый пакет льгот и преференций не все эти мероприятия можно
реализовать на Украине.
Также, в законе об экономическом
эксперименте в судостроительной отрасли, есть пункт о выдаче государственных
гарантий по международным кредитам. Механизм выдачи государственных гарантий
есть давно, но нет простого, рабочего механизма. Мы предлагаем разработать
упрощенный механизм получения госгарантий и критерии для их получения
судостроительными предприятиями.
Также мы предлагаем внести
изменения в налоговый кодекс по НДС, единому социальному взносу.
И третий блок вопросов – снижение
затратной части украинских судостроительных заводов.
Среди мероприятий, которые мы
предлагаем: освободить ввоз оборудования и запасных частей от оплаты НДС, сохранить
льготу по налогу на землю и нулевую ставку арендной платы, в т.ч. по водной
акватории.
Сегодня значительно изменились
подходы по формированию цены на землю, если сейчас, например, Херсонский
судостроительный завод, будет платить за землю то у нас за год будет 27 млн.грн.
Судостроительное предприятие такую сумму никогда не сможет заплатить, при том,
что наша рентабельность традиционно на уровне 3-4 процентов. Это просто привет
к тому, что все судостроительные предприятия закроются.
МБНУ: В законе про эксперимент в судостроительной отрасли есть пункт о
повышении уровня государственных заказов, но нет прописанного механизма, как вы
относитесь к тому, чтобы государственные предприятия, такие как государственные
порты, "Дельта-лоцман", Черноморнефтегаз и другие заключали
судостроительные контракты только на украинских верфях?
Федин В.В.: Если сравнивать
государственную политику России и Украины, то украинские судостроители
предоставлены сами себе. Это заметно даже на международных выставках, в которых
мы участвуем – российские судостроители находятся под протекторатом
министерства иностранных дел, в то время как мы предоставлены сами себе.
Что касается заказов на
украинских верфях – я в принципе не понимаю, почему государственные предприятия
заказывают, например, какие то товары в Сингапуре. Любой из этих заказов можно
было сделать на Черноморском судостроительном заводе или "Океане",
если даже мы что то не можем сделать сами – это можно решить путем создания
совместного предприятия.
МБНУ: В октябре 2012 года ХСЗ спустил судно проекта RST27, которое
стало первым полнокомплектным танкером, построенным на Украине. Как идет работа
над этим заказом?
Федин В.В.: Судно спустили
на воду, сейчас оно проходит ходовые испытания, 20 марта сдаем заказчику. Все
три судна мы заложили одномоментно. Потом закладную секцию второго судна перевезли
на "Океан", они сделали корпус. Корпус мы привезли на ХСЗ. Второй
заказ спускаем весной (сдача в июне). Третий спускаем еще через месяц (сдача в
августе). Все работы идут по плану, по первому даже с опережением.
У нас огромная потребность в
кадрах, штатная численность увеличилась только на 50 человек, поэтому вынуждены
прибегать к подрядчикам.
МБНУ: Каковы итоги 2012 года для Херсонского судостроительного
завода?
Федин В.В.: Товарная
продукция за 2012 год составила 414,9 млн.грн. За год мы отремонтировали и
модернизировали 23 судна. Реализовали шесть самовсасывающихся якорей. В
строительстве находятся 3 полнокомплектных судна проекта RST-27. Инвестиции в
предприятие за год составили 2,7 млн.грн.
МБНУ: Какой удельный вес судостроительных заказов в доходах
предприятия?
Федин В.В.: На судоремонт
пришлось 8,5%, примерно 2% – на портовую деятельность и 85,5 процентов на
судостроение, остальное на прочие услуги.
Выросли объемы по судостроению и
судоремонту. За последние 7 лет мы модернизировали много судов, которые, по
сути, были полнокомплектными.
Мы ожидали, что при строительстве
полнокомплектных судов могут возникнуть какие-то проблемы, но их не было. Последний
полнокомплектный танкер на ХСЗ был сдан в 98-м году. Также неоднократно на ХСЗ
за последние годы выполнялись проекты глубокой модернизации судов, которые, по
сути, были полнокомплектным судостроением. Технологии значительно не
изменились, кадры сохранились и работы по первому судну идут впереди графика.
МБНУ: На какие работы привлекались подрядные организации?
Федин В.В.: Почти все работы
мы сделали сами: корпусные, трубные, монтажные, достроечные… Проще перечислить,
что мы не делали. Это электротехнические работы, которые делает николаевское
предприятие "Эра", изготовление мебели, изоляционные работы,
автоматика. Т.е. те направления, по которым всегда привлекали подрядчика.
МБНУ: Есть ли на сегодняшний специализация и кооперация между
судостроительными предприятиями, входящими в Smart Maritime?
Федин В.В.: Специализация
заложена еще при проектировании наших судостроительных предприятий. Хотя
сегодня мы беремся за все в судостроении, что приносит деньги.
Но, например, на ХСЗ есть
ограничения связанные с доковой камерой (24м), глубиной Днепра и проч. Мы
изначально были спроектированы, чтобы принимать суда-тридцатитысячники.
Черноморский судостроительный завод
рассчитан на более крупные суда. Сегодня у него вырисовывается специализация по
военному кораблестроению.
Кооперация в судостроении вообще
широко используется, в частности, николаевский Машзавод делает для ХСЗ
определенные детали, рабочие судостроительного завода "Океан" делали
второй корпус для проекта RST-27.
МБНУ: Как вы оцениваете конкурентоспособность украинских
судостроителей?
Федин В.В.: Основные наши
конкуренты это Корея и Китай, с которыми нам сложно конкурировать по цене, но
мы вполне можем конкурировать по качеству.
Развитие судостроительной отрасли
Украины на протяжении многих лет очень сдерживает ряд законов и нормативных
актов. Об этом мы уже говорили ранее. Надеюсь, эту ситуацию удастся исправить.
Что касается качества нашей
продукции, то любая украинская верфь сегодня производит качественный продукт,
это отмечают все: и заказчики и конкуренты. При этом цены у нас дешевле, если
сравнивать с той же Россией. Сложно нас сравнивать с судостроительными
предприятиями той же Турции. Если говорить о качестве – то мы не уступаем. Но у
них другой сегмент рынка – это внутренний рынок и Европа. Среди наших
заказчиков в последние годы судовладельцы Мальты, Норвегии, Голландии.
Если же говорить о Херсонском
судостроительном заводе, то наше преимущество в том, что мы единственные, кто сегодня
строит полнокомплектные суда на Украине.
Беседовал А.Диордиев