Промо-тур Таможенного союза для судостроителей в Николаеве (ФОТО)

2013-01-31 08:24:57

Вчера Николаев посетила с визитом делегация российских чиновников, чтобы принять участие в круглом столе «Возможности восстановления и развития на рыночной основе российско-украинской экономической интеграции в судостроительном производственном комплексе».



Мероприятие было организовано всеукраинским общественным движением "Украинский выбор".

Организаторы предполагали, что участники  круглого стола оценят выгоды для судостроительной отрасли Украины от вступления в Единый Таможенный Союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, и в общем, докладчики с цифрами и фактами доказывали аудитории перспективность этого "украинского выбора".

К сожалению, когда речь заходила о судостроении, эти выгоды были не так очевидны.
Сегодня доля Украинского судостроения в импорте России составляет около 3%, от общего объема судостроительного импорта в 1,3 миллиарда долларов. Речь идет не столько о судостроении, сколько о комплектующих, например, турбинах завода "Зоря-Машпроект", т.е. тех позиций по которым россияне не могут найти заменители. Как сообщил заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук,  А.А.Широв, эта цифра может вырасти до 7% при условии вступления Украины в Таможенный союз. При условии соответствующего роста судостроения в России.
Судостроительные заводы России сегодня загружены, но размещать заказы на Украине российские судовладельцы не спешат. Причин можно назвать много, но главной является экономическая  – экономический эффект от 1 рубля вложенного в судостроение приносит смежным отраслям 1,7 рублей.
И хотя сегодня судостроительные возможности России ограничены, в частности, нет возможности строить суда водоизмещением больше 100 тыс. тонн и нет сухих доков, есть инвестиционная программа по строительству верфей на Дальнем Востоке, которые смогут строить суда водоизмещением до 200 тыс.тонн.
Приходится признать, что продукция украинских судостроителей просто не выдерживает конкуренции с корейскими и китайскими судостроителями. Без существенных инвестиций и серьезной государственной программы по модернизации судостроительной отрасли наши верфи не заработают. И Таможенный союз в этом вопросе вряд ли поможет Украине.
Что касается военного судостроения, то, как было озвучено представителем департамента судостроительной промышленности и морской техники РФ, А.В.Давидовым, то у России нет планов по существенной модернизации Черноморского флота, этому мешает и законодательство Украины, и ценовая политика украинских верфей. И хотя у России есть планы по строительству авианосца, вероятно, предполагается эти планы реализовывать на новых верфях на Дальнем Востоке.

Некоторые выступления и комментарии участников этого мероприятия мы сегодня опубликуем по мере готовности на "Морских бизнес-новостях Украины".