Украина – страна (на)стоящих мастодонтов!, – эксперт о портах и автотранспорте

2013-01-29 09:59:04

Грузовики стоят везде: по трассам, на таможнях, в портах, под постами ГАИ, брошенными в снежных завалах…

Не так давно появилось чудное распоряжение Одесского мэра (в дальнейшем – мейер) №39-01р від 25.01.2013р. “Про тимчасову заборону в’їзду вантажного транспорту до міста Одеси під час негативних погодних умов”… Из перлов распоряжения: “Відділу ДАІ ОМУ ГУМВС України в Одеській області тимчасово заборонити в’їзд вантажного транспорту до міста Одеси під час погіршення погодних умов.”…



А вот мне интересно, откуда этот мейер вообще вылез и что он понимает в транспортных делах в своей мейерии? Он понимает, что движение транспорта – кровь экономики! Что Одесса – тупиковый пункт нескольких траспортных коридоров, движение в которых нельзя останавливать мейерским приказом?

Что тысячи водителей-дальнобоев после этого “распоряжения” вынуждены будут бросать свои машины-мастодонты на подъездах к городу на произвол и пытаться или добраться домой пешком, или жить в кабинах сутками, в связи с этим запретом мейера? А что у них есть обязательства перед таможнями по сдаче грузов строго в обозначенный срок, что потом у этих водителей высчитают из зарплаты за простой машины, или за “сверхнормативное использование контейнера” на прицепе, или за элементарное воровство груза в вынуждено брошенной машине?

Или мейер понимает, что за 2-3 дня в тягаче закончится топливо и в мороз завести тягач будет вообще проблематично? Мейер понимает, что у водителей есть семьи, которые живут не на полном государственном обеспечении, как “прожигает” сам мейер, а на совсем скромную зарплату водителя-кормильца, которую кормилец и вовсе не получит из-за этого запрета мейера? Или мейер понимает, что через 2-3 дня в городе не будет хватать элементарных потребительских предметов, которые подвозятся постоянно и регулярно, т.к. этого требуют элементарные законы функционирования экономики перемещения товаров от места их производства к месту их потребления?

Отношение к авто-транспорту в стране Украина – отвратительное! Почему я делаю такие выводы ? Еще примеры, кроме мейерского.

Я лично присутствовал на совещании несколько лет назад, которое проводили тогдашний министр транспорта Винский, тогдашний начальник таможни Хорошковский, различные генералы от ГАИ. На этом совещании бывший член команды такого же мейера от г.Киева Д.Басс сладким голосом увещевал, что в Киеве нет другой возможности решить проблему пробок, кроме как запретить движение дальнобоев в дневное время суток! И запретили! Развесили знаков и запретили!

Запретили законопослушным водителям, которые не едут под знаки, а всем остальным, как обычно. Абсурдность запрета в любой нормальной стране совершенно очевидна, удар по транспортной отрасли “ниже пояса” и запрет вызвал бы сразу отставку “распорядившихся”. Но не в нашей стране…

Когда-то, 20 лет назад, я начинал свой бизнес с того, что машины-дальнобои делали по 2, а иногда по 2,5 ходки в неделю на маршруте Одесский порт-Киев. Тяжело, но можно: движение ночью, выгрузка днем и опять и опять… Под 10 тыс.км машина-дальнобой спокойно “наматывали” в этом графике. А для наших реалий – это даже хорошо.

Напомню, что для Европы это в 2 раза больше, для Америки в 3 раза больше.
Но затем запрет “а-ля Д.Басс” внес свои коррективы. А т.к. Киев – крупнейший транзитный узел нашей страны, которому просто нет альтернативы, то удар “ниже пояса” получили все автотранспортники страны! Этой несчастной страны, где простои мастодонтов-дальнобоев везде и по  любому поводу не считается проблемой. Стоящие на подходах к Киеву со всех направлениях мастодонты – визитная карточка столицы теперь… Давайте, мейер, и Одесской визитной карточкой это же сделаем !

Проблема простоев автоконтейнеровозов в портах. Это – отдельная история, которая тянется уже скоро как 10 лет. Когда экспедиторы (а не порт !!!) привлекли грузы для своей работы и для загрузки порта заодно, вместо удовлетворения и заработков получили проблемы. А порты, оказываются, у нас вообще не умеют работать с большой интенсивностью. А нормы обработки автоконтейнеровозов вообще в портах и не предусмотрены ни в законах, ни в правилах портов. Простои сотен мастодонтов по одесским улицам до въезда в
порт помнятся многим одесситам. По 3-4 суток под воротами порта просто чтобы забрать контейнер, выехать на трассу и начать зарабатывать для своей семьи – это была норма. Норма 2-3 дневного прогрева двигателей сутками под окнами одесситов зимой… А затем столько же надо было стоять, чтобы сдать в порт пустой контейнер.

Опять норма… И все это под увещевания руководства порта: “Вы сами виноваты! У Вас машины в нашем порту ремонтируются! Водителям спать в порту безопаснее!…”. Доходило до того, что транспортники привлекали экспертов Торгово-Промышленной Палаты для описания простоев перед каждой калиткой в порту. Подействовало! Но как?

Одесский порт создал специальный платный отстойник за пределами порта и городских улиц. Назвал его Евротерминалом! Мастодонты начали стоять за плату, но зато не улицах. Началось за 30 грв. в сутки и за несколько лет оплата за проезд-отстой превратилась в более, чем 200 грв.. Комфорт отстоя улучшился оказывается?! Или что добавилось в комфорте? А Одесский порт вообще знает о том, чтобы попасть в порт за грузом, надо отдать еще 25 долл.? Просто за право проезда в порт ! Справедливости ради надо признать, что на этом отстойнике грузовики почти уже не стоят, но без уплаты 200 грн. авансом их туда никто и не запустит! Просто чтобы проехать через ворота отстегни.

Естественный вопрос : “Но, наверное, можно заехать в Одесский порт и через другие ворота? Зачем обязательно через отстойный Евротерминал?”. Разочарую. Нельзя. Нельзя забрать контейнер-груз в государственном Одесском порту, не проехав через негосударственный Евротерминал…
А почему транспортники не обращались в Антимонопольный комитет, например? Обращались.

Несколько лет тому назад. Даже дело было заведено! Из года в год транспортники писали с просьбой сообщить результат расследования, но… Не для этого же у нас работают гос.органы и гос.предприятия, чтобы простым транспортникам писать. Так ничего и не удалось доказать тогда. Хотя, если вспомнить, кто был тогда председателем Антимонопольного комитета Украины (так это же – нынешний одесский мейер!), сразу становится понятным традиция хамского отношения к автотранспортникам. А ведь даже я несколько раз лично
общался на различных форумах с этим нынешним мейером, пытаясь его заинтересовать “мастодонтной проблемой”… Куда там… “Оне стратегиями занимаются…”. И тут мейер вспомнил про дальнобоев, когда стало понятно, что к зиме, к уборке снега город не готов… “А тогда давайте расставим мастодонтов на подъездах к городу, пусть мерзнут без семей в кабинах, пусть жрут колбасу в отстоях… Я же –  народно избранный мейер! должен распоряжаться !”. А о том, что еще думать должен не доложили, похоже, перед распоряжениям…

Мне могут посетовать, зачем я так. Зачем, ведь всегда так было… Нет. Не всегда. Мне повезло работать еще в советские времена в Одесском порту. Так, тем, кто не знает, сообщаю, что в порту была специальная группа расследующая простои транспорта более часа сверх нормы! Два часа – обычная норма на грузовик, вагон. А сверх того, 20 копеек заплати виновный, что задержал, не освободил вовремя. Я сам приносил домой эти расчеты. Когда рубль, когда рубль и 20 копеек из зарплаты в 98 рублей недополучал…

Но тогда транспорт весь был государственный. И в прокуратуру вызывали, если долго машины под обработкой стояли. А сейчас государственные порты и, оказывается, их напрочь не интересует, что рядом на частных машинах-мастодонтах работают тоже транспортные рабочие. Причем, им машины-мастодонты достались не даром, как досталось имущество нынешним украинским портам, а большинство было взято в кредит, под залог семейного благополучия и желания что-то делать в этой стране, как-то жить и обеспечивать свою семью куском хлеба. А для того, чтобы что-то зарабатывать, надо чтобы машины-мастодонты ездили, а не стояли. За отстой денег никто не
платит. Знают ли об этом наши руководители? Должна ли быть у нашего мейера, у руководителя государственного порта хоть доля соучастия в судьбах постоянно стоящих в портах дальнобоев ? По логике – да. А на деле – напрочь не замечается.

Еще примеры: 27-12-12 было отправлено из Одесского порта 50 машин с транзитными контейнерами. Среднее время оформления (погрузка отдельно и в этот расчет не входит) – 17,5 часа. 24-01-13 было отправлено из Одесского порта 33 машин с транзитными контейнерами. Среднее время оформления – 15,5 часа….

Таких примеров десятки, почти каждые сутки можно приводить. В общем среднее время оформления в портах редко меньше 8-9 часов!
На элементарной простой операции: оформить документы на проходящий мимо контейнер затрачивают десяток часов! Столько же сколько в Киев довезти и в Днепропетровск мастодонтом. И это-негласная норма отстоя дальнобоя-мастодонта в порту ! Это при том, что нынешний Президент перед выборами подписал соглашение с транспортниками, о 4-х часах и не более, при том, что нынешний Премьер неоднократно давал указания “опуститься до 4-х часов” и не мурыжить водил бестолку в портах дегенеративными процедурами.

Ничего не помогает. И СБУ своих ищеек по портам на рампы расставляло, и по 2-4 досмотра с 3-мя перевешиваниями на частных весах устраивали… Можно задать вопрос: а может быть автоконтейнеровозы-мастодонты сразу дустом посыпать? Чтобы не мешали под ногами гос-предприятий и гос-органов…

Более года назад я написал прокурору области о “кричащем” простое десятка мастодонтов в Ильичевском порту. Почти месяц тогда простояли водилы с загруженными контейнерами. Просто так простояли в порту, никакого решения, никакого протокола, ничего не было предъявлено!!! За это время я звонил на прямую линии правительства и ГТСУ, лично несколько раз был на приеме у начальника таможни, лично был на приеме у зам.начальника ГТСУ, обращался во все возможные администрации… Ровно через месяц получил ответ от прокурора: “типа, вы же через месяц простоя свои машины освободили… Так чего уж там нам реагировать… Не морочьте голову, у нас стратегии…”. Вот так.

А Вы спрашивате, зачем я так резко… Стратегии у них… А у нас? Когда будут стратегиями заниматься ?

Александ Захаров