Факты из жизни моряков «Seabulk Plover»: они попали в ад на земле

2013-01-28 08:47:58

Вступивший в свои права 2013 год уже успел «отметиться» добрым делом. Во всяком случае, для моряков «Seabulk Plover». После длительного и необоснованного ареста у берегов Индии они вернулись на родину.



Усилиям, которые для этого предпринимали
родственники, общественные организации, дипломаты, журналисты, несть
числа. Дело оказалось настолько серьезным, вернее, серьезно запутанным,
что его пришлось с огромным трудом решать на уровне внешнеполитических
ведомств двух государств.

 Капитан
и его старший помощник измотаны и только-только начинают приходить в
себя. Поэтому мы решили не беспокоить их лишний раз и восстановить
события по имеющимся фактам, комментариям и документам.

 Эта
история началась летом 2011 года, когда владелец греческой судоходной
компании «Minerva Maritime» нанял экипаж для работы на океанском
теплоходе-буксире «Seabulk Plover». В частности, заключил контракт на
отбуксировку судна «Wisdom» к индийской судоверфи Аланг, где это
изношенное плавсредство должны были утилизировать.

 Команду
«Seabulk Plover» возглавил опытный украинский капитан Вадим Щепинский,
его правой рукой стал старший помощник Сергей Губатый. В составе экипажа
были еще двенадцать моряков — граждан Ганы.

 Буксировочная операция успешно началась, но тут разыгрался шторм.

 «11
июня 2011 года из-за крайне плохих погодных условий произошел обрыв
троса, дрейф и последующая посадка на мель буксируемого объекта. Ни
люди, ни экология в результате произошедшего не пострадали: буксируемое
судно не получило пробоин, и в момент посадки на мель на побережье было
безлюдно», — будут писать в своих обращениях в различные инстанции
родственники украинских моряков.

 Капитан
и старпом, узнав накануне о неблагоприятном метеопрогнозе, сразу же
запросили береговые службы, в частности капитанию порта Мумбаи, с
просьбой предоставить штормовое убежище. В силу непонятных причин им
отказали. Во время сильнейшего шторма ураганный ветер сорвал трос, и
проржавевшее судно понесло по волнам…

 Когда ЧП
все же произошло, тамошние «ответственные лица» обвинили капитана и
старпома в «преступной халатности при судовождении». Однако кому-то
этого показалось мало.

 По словам Дмитрия, сына
шестидесятишестилетнего капитана Щепинского, индийские власти попытались
обвинить одесситов в… подготовке террористического акта в интересах
соседней Шри-Ланки. При этом выстраивали предположения о том, что могло
бы произойти, если бы, к примеру, буксируемое судно попало на судоходную
линию и произошло столкновение с другим плавсредством. Тогда, дескать,
были бы большие человеческие жертвы, а это уже можно квалифицировать как
теракт. Словом, дело дошло до абсурда…

 «Seabulk
Plover» и его экипаж арестовали, насильно удерживали на рейде порта
Мумбаи в ожидании вердикта индийского правосудия. Впрочем, суд никуда не
спешил — заседания постоянно переносили под самыми разными предлогами.
Процесс затянулся на долгие полтора года.

 «Все
допросы проводились без переводчика, адвоката, без представителя
посольства, — комментировал те события сорокасемилетний Сергей Губатый. —
Нанятого адвоката мы видели один-единственный раз за год. Я хорошо
помню, как офицер индийской полиции сказал мне: «Ты мне не нравишься,
поэтому ты виноват». Правда, затруднился объяснить: в чем же конкретно
виноват?».

 «Мы столкнулись с полным равнодушием
компании-оператора, — рассказывали родные и близкие наших моряков. —
Многочисленные запросы и обращения в адрес «Minerva Maritime» с
просьбами обеспечить экипаж хотя бы минимально необходимым для
нормального существования остались безответными. Судно не снабжали
топливом, не оплачивали вывоз с его борта бытовых отходов, которые
экипаж был вынужден сжигать прямо на палубе, чтобы избежать
антисанитарии…».

 Не хватало продуктов, питьевой воды. Здоровье моряков ухудшалось с каждым днем, они держались из последних сил.

 Из
письма Сергея Губатого третьему секретарю посольства Украины в Индии:
«…Не хочется лишний раз жаловаться и унижаться, но нет выхода. Здоровье
мое полностью разрушено, и я чувствую, что осталось мне недолго… Желудок
не работает, постоянная рвота, боли в печени и почках. За два последних
месяца я похудел на двадцать килограммов и продолжаю терять вес.
Извините за подробности — мочусь с кровью. Я оглох на левое ухо, кроме
того, три—четыре раза в день случаются обмороки. А в телефонном
разговоре с нашими родственниками вы убеждаете их, что ситуация под
контролем и нам ничего не угрожает.

 16 мая 2012
года нас с капитаном вывезли на представление, которое «гуманные» индусы
называют судом. Так вот, наш так называемый адвокат, которого мы
увидели первый раз за двенадцать месяцев, заявил на понятном английском,
что ему не хочется летальных исходов в этом деле. Поэтому он
настаивает, чтобы нас отправили домой под ваучер. Судья не возражал. Что
же мешает оформить этот ваучер?

 Последняя
просьба. Мне необходимо написать завещание. Пожалуйста, организуйте
встречу, чтобы я оформил этот документ и он имел юридическую силу».

 «Их
довели до отчаяния, смотреть на них больно — ходячие скелеты, — сказала
супруга капитана Мария Щепинская. — На этой фотографии Вадим, вернее,
его жалкая тень — то, что от мужа осталось после первого года нахождения
под арестом в Индии. Он доведен «до ручки». Из-за невыносимых условий у
мужа стали отниматься ноги. Моряков лишили медицинской помощи, не
позволяют даже сойти на берег.

 Вадим сказал, что
вскроет вены или повесится, чтобы обратили внимание на этот беспредел,
чтобы хоть кто-то понес наказание за их мучения…».

 Отчаявшиеся
жены и дети моряков обивали пороги всевозможных инстанций, однако
понимание находили далеко не везде. А вот благотворительный «Фонд помощи
морякам «Ассоль» активно взялся содействовать возвращению на родину
наших соотечественников. Сотрудники этого фонда направили многочисленные
запросы, письма, требуя от компании «Minerva Maritime» и иностранного
судовладельца обеспечить моряков хотя бы минимальными средствами для
нормального существования. Обращались и в греческую ассоциацию
судовладельцев, в Международный Красный Крест, в посольство Греции и
посольство Индии в Украине…

 В мае прошлого года в
Мумбаи находился советник посольства Украины в Индии С.Белогуб. Он
встретился с адвокатом Рамамбхадраном, представлявшим в суде интересы
украинских капитана и старпома, побывал в магистратском суде Мумбаи, на
судне «Seabulk Plover», пообщался с Вадимом Щепинским и Сергеем Губатым.

 В
письме, направленном в благотворительный «Фонд помощи морякам «Ассоль»,
временный поверенный в делах Украины в Индии Алексей Степанов сообщил:

 «Общая
картина условий жизни граждан Украины на борту «Seabulk Plover»
выглядит абсолютно неудовлетворительной, а их внешний вид
свидетельствует о чрезвычайной истощенности. Требует немедленного
разрешения вопрос о переводе моряков на берег, где бы они имели
возможность до конца проведения судебного следствия (которое, по словам
адвоката, продолжится от одного до двух месяцев) получать нормальное
питание, медпомощь и обеспечивать потребности личной гигиены. Согласно
уже принятому постановлению суда города Мумбаи, граждане Украины могут
временно проживать в городе, что предполагает их явку на очередные
заседания суда. При этом агент судовладельца должен только информировать
об их месте проживания.

 Ситуация осложняется
тем, что судовладелец Морайтис не исполняет своих обязательств перед
нашими гражданами, которым он задолжал значительную денежную сумму.
Агент, в свою очередь, отказывается нести расходы по содержанию наших
моряков на берегу, мотивируя это непоступлением денег от судовладельца.
Одновременно Морайтис не направляет замену украинским капитану и
старпому, что также значительно осложняет вопрос их перевода на берег
(согласно морским правилам, судно не разрешается оставлять без
назначения на него командного состава)».

 По
мнению старшего помощника капитана Сергея Губатого, судебные слушания
постоянно затягивались из-за действий местной полиции. Именно полиция не
направляла в суд свидетелей обвинения. Адвокат наших моряков также
всячески тормозил процесс. Более того — выдвигал обвинения капитану.
После того как Щепинский все опроверг и заявил, что легко докажет свою
невиновность, если адвокат не будет ему мешать, тот отказался общаться с
капитаном.

 Моряки пришли к выводу: хозяину судна
Морайтису невыгодно, чтобы адвокат ходатайствовал о прекращении дела.
Ведь в таком случае судовладельцу придется выдать экипажу заработную
плату и оплатить репатриацию на родину.

 Судебный
процесс тянулся почти полтора года, при этом, по словам родственников
моряков, индийский адвокат занял странную позицию. «Из защитника он
превратился в обвинителя украинской стороны, — считает жена капитана
Мария Щепинская. — Вместо того чтобы ставить вопрос о прекращении дела
по причине неоднократной неявки стороны обвинения, он обвинял капитана, а
также консульство Украины в плохой работе. Хотя, по имеющейся
информации, сотруднику нашего консульства с трудом удалось попасть на
судно, поскольку индийские власти препятствовали любым контактам
дипломатов с моряками».

 Юристы в области морского
права утверждают: действия Индии по отношению к морякам буксира
являются неправомерными. Согласно Конвенции «О труде в морском
судоходстве» от 2006 года, государство не может проводить следствие в
отношении экипажа судна, если во время инцидента на море не было
пострадавших граждан этой страны. Нарушает закон и фирма-судовладелец. В
конвенции написано, что судовладелец обязан регулярно, в соответствии с
трудовым договором, выплачивать заработную плату морякам с
предоставлением специального ежемесячного отчета. Кроме того,
государство, которому принадлежит судно, должно обеспечивать снабжение
экипажа продуктами питания и питьевой водой.

 Добавим,
согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, утерю
буксируемого объекта в территориальных водах нельзя считать
правонарушением. А статья двадцать пятая Всеобщей декларации прав
человека гласит: каждый имеет право наобеспечение пищей и на медицинский
уход.

 «Украинский МИД направил индийским властям
ноту, в которой требовал, в частности, разрешить нашим морякам сойти на
берег, позволив им нормально питаться и иметь крышу над головой, —
говорит сын капитана Щепинского (как поясняют дипломаты, свои действия
они направили на то, чтобы заставить полицию Мумбаи и портовую
администрацию выполнить постановление магистратского суда, согласно
которому граждане Украины могут временно проживать в городе. — Авт.). — С
трудом удалось добиться согласия местных чиновников».

 «Долгое
время члены экипажа находились под так называемым домашним арестом, —
рассказали в благотворительном «Фонде помощи морякам «Ассоль». — То есть
постоянно находились на борту — в замкнутой металлической коробке.
Удалось добиться основного: капитану Вадиму Щепинскому и старпому Сергею
Губатому разрешили покинуть арестованное судно и временно жить в
гостинице. Моряки обязаны были соблюдать определенные правила:
перемещаться около гостиницы и по трем маршрутам — в суд, полицейский
участок и больницу.

 Тогда же наши дипломаты
высказали мнение, что перевод украинцев на берег станет предпоследним
шагом на пути к завершению судебного следствия и освобождению моряков.
Они оказались правы.

 В соответствии с решением
магистратского суда района Биллард Пор города Мумбаи от 29 декабря 2012
года по делу №19/PS/2012 все обвинения, выдвинутые в отношении
украинских моряков, были сняты, сообщил на брифинге заместитель
директора департамента информационной политики МИД Украины Василий
Зварич: «После оглашения судебного решения и завершения всех
формальностей граждане Украины в январе этого года вернулись на родину».

Александр ЛЕВИТ // yug.odessa.ua