Первый в мире подводный минный заградитель “Краб” был построен в Николаеве 100 лет назад

2012-12-19 14:38:45

Летом 1912 года в «Николаевской газете» появилась короткая заметка: «В конце текущего месяца на заводе «Общества судостроительных заводов и верфей» предстоит маленькое торжество. В присутствии градоначальника контр-адмирала А. И. Мязговского состоится спуск сооружавшейся в течение ряда лет подводной лодки системы инженера Налетова.



Торжество предполагается обставить весьма скромно. Кроме лиц высшего командного состава г. Николаева, на торжестве никого не будет. На подводной лодке идут заключительные работы по установке механизмов и окраске корпуса». Это был первый в мире подводный минный заградитель «Краб». Но прошло еще несколько лет напряженного труда по совершенствованию заградителя, прежде чем он вышел в свое первое боевое плавание.

Что же из себя представлял «Краб»? Прочный корпус заградителя – сигарообразное, геометрически правильное тело – был построен из высококачественного металла. Водоизмещение надводное – 533 т, подводное – 736,7 т, длина – 52,8 м, ширина – 4,3 м, осадка – 4,0 м. Дальность плавания полным ходом – 1236 миль, скорость надводная – 11,78 узла. На заградителе были установлены 2 торпедных аппарата, расположенных в носовой части лодки, а также 4 торпеды. Шестьдесят мин специального типа находились на «Крабе» симметрично диаметральной плоскости лодки в 2-х каналах надстройки. Согласно первоначальному проекту, на нем артиллерийское вооружение не предусматривалось, но к первому боевому походу на нем установили одно 37-миллиметровое орудие и 2 пулемета. Во время Первой мировой войны он успешно выполнял сложные боевые задания.

Автором проекта минного заградителя был Михаил Петрович Налетов – техник путей сообщения. Родился он в 1869 г. в семье служащего пароходства «Кавказ и Меркурий». Детство провел в Астрахани, а среднее образование получил в Петербурге. Затем Налетов поступил в Технологический институт, но позже перешел в Горный институт.

Способности и любовь к технике проявились у Михаила в ранние годы. Он изобрел велосипед оригинальной конструкции, для увеличения скорости которого нужно было работать ногами и руками.

Завершить образование Налетову помешала смерть отца – необходимо было содержать мать и малолетнего брата. Позже он сдал экзамены на звание техника путей сообщения.

Перед Русско-японской войной Налетов работал на строительстве порта Дальний, во время военных действий находился в Порт-Артуре. И так распорядилась судьба, что он стал свидетелем гибели броненосца «Петропавловск», на борту которого был командующий Тихоокеанской эскадрой, талантливейший адмирал русского флота Степан Осипович Макаров. Как и все патриоты своей державы, М. П. Налетов тяжело переживал эти печальные события. Он задумывается над тем, как ликвидировать численное превосходство японского флота над русской Тихоокеанской эскадрой. Вот как он писал об этом: «Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели (31 марта) броненосца «Петропавловск», взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был.

Взрыв 2-х японских броненосцев («Хатцузе» и «Яшима») 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля – подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели».

М. П. Налетов был очень общительным и добрым человеком, обладавшим мягким характером. В летнее время (1908 – 1914 гг.) он приезжал в Нижний Новгород к родственникам Золотницким и привозил детям игрушки, которые конструировал сам. Однажды он привез совсем удивительную игрушку – подводную лодку. Сантиметров 30 длиной, сигарообразная, похожая на современную подводную лодку, с небольшой башней и коротким перископом – лодка имела герметически закрытый корпус, движитель – винт с пружиной.

Когда лодку пускали в воду, она метров 5 плыла по поверхности, затем погружалась и метров пять плыла под водой, выставив только «перископ», затем снова выходила на поверхность, и погружение чередовалось, пока не выйдет весь завод.

Идея Налетова была чрезвычайно заманчива в тех условиях – подводный заградитель мог бы ставить мины у неприятельских берегов и тогда, когда русский флот не господствовал на море.

Подводный заградитель М. Налетов начал строить в Порт-Артуре. Начинание талантливого инженера не нашло поддержки у местного начальства. Но все же ему отвели место в мастерских на полуострове Тигровый и разрешили пользоваться свободными станками. Со свойственной ему энергией Михаил Петрович начал работу на свои скромные сбережения.

Был построен минный заградитель водоизмещением 25 т, вооруженный четырьмя минами и двумя торпедами Шварцкопфа. Осенью М. П. Налетов приступил к испытаниям своего детища. Но Порт-Артур доживал последние дни. Изобретатель должен был взорвать заградитель, чтобы он не попал в руки врага. Положительным было то, что контр-адмирал Григорович (командир Порт-Артура) выдал Налетову удостоверение об отличных результатах на испытаниях лодки и награждение Георгиевским крестом за активное участие в обороне Порт-Артура.

Михаил Петрович не оставляет свою идею, он подает на имя председателя Морского технического комитета прошение, в котором предлагает проект подводной лодки. Указывая на трудности постановки мин у неприятельских берегов с надводных минных заградителей и миноносцев, он отмечает преимущество в этом отношении подводных заградителей: «Подводный… минный заградитель, как и всякая подводная лодка, в обладании …морем не нуждается».

Налетовым было разработано четыре варианта подводного заградителя с учетом замечаний ведущих специалистов того времени. В специальном докладе на имя товарища морского министра относительно проекта минного заградителя М. П. Налетова указывалось, что комитет «на основании предварительных расчетов и проверки чертежей нашел возможным признать проект осуществимым».

Заказ на постройку заградителя получило «Общество судостроительных, механических и литейных заводов г. Николаева» и был подписан контракт 19 сентября 1908 г. Общество должно было закончить постройку заградителя и подготовить к испытательным работам через 22 месяца после заключения контракта, причем испытания должны быть закончены в течение двух месяцев.

Очевидно, что ни сам изобретатель, ни завод не представляли, с какими трудностями придется столкнуться во время постройки заградителя! Дело было новое, неизведанное. Сам Налетов в итоге будет отстранен от постройки судна. Но, тем не менее, благодаря титаническим усилиям рабочих и инженеров, а также поддержке проекта Морским генеральным штабом минный заградитель был построен. Взамен контракта от 19 сентября 1908 г. Обществом николаевских заводов и верфей 11 августа 1912 г. был заключен новый со сроком окончания постройки к 1 июля 1913 г. 9 августа 1912 г. приказом по Морскому ведомству № 226 было объявлено, что «по высочайшему повелению «строящуюся в Николаеве на стапеле Общества николаевских заводов и верфей подводную лодку в 500 тонн водоизмещением зачислить в списки судов флота в класс подводных лодок и присвоить ей наименование «Краб». Испытания подводного минного заградителя «Краб» проводились в г. Севастополе.

В личный состав «Краба» до 1913 г. входили два офицера: старший лейтенант А. А. Андреев и инженер-механик И. И. Крутиков.

Еще не был подписан акт Постоянной комиссией для испытания судов Военного флота, как подводный заградитель был отправлен для выполнения важного боевого задания. Что же это было за задание? Летом 1915 г. в г. Николаеве был построен дредноут «Императрица Мария». Для того, чтобы обеспечить переход корабля в Севастополь, нужно было исключить его встречу с германским линейным крейсером «Гебен». Остановить вражеский корабль могло лишь минное заграждение у Босфора, поставить которое способен был лишь «Краб».

Поход оказался тяжелым. Выявились технические недостатки: сложность системы погружения, загроможденность лодки механизмами, высокая температура во время работы керосиномоторов. Но экипаж с честью справился с поставленными задачами благодаря профессионализму и сообразительности. Офицеры «Краба» были повышены в чине и отмечены наградами за «…точное и смелое исполнение поручений и умелое управление лодкой» наградили также матросов, унтер-офицеров и кондукторов.

Хотя неприятель и обнаружил поставленные мины, на одной из них подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса Рейс». Минное заграждение отвлекло и внимание, и силы противника. «Императрица Мария» в конце июля благополучно прибыла в Севастополь.

Впоследствии подводный заградитель участвовал еще в нескольких операциях. 18 июля 1916 г. у Босфора он успешно поставил 60 мин. Но поход опять-таки оказался очень трудным. Постоянно отказывали керосиномоторы, лопались троса, атмосфера насыщалась парами керосина. Но люди проявляли чудеса героизма и выносливости, самоотверженно преодолевая все препятствия. По итогам похода 26 человек были отмечены орденами и медалями.

Подводный заградитель «Краб» участвовал в постановке мин под Варной. Кроме обычных поломок добавились еще нападения гидросамолетов. Вот как описал одно из них капитан 2-го ранга А. П. Лукин: «Над городом парила эскадрилья германских авионов. О погружении нечего было и думать… Аппараты, увидев лодку, закружились над ней. Одна за другой отделялись от них черные точки. Бомбы! Они рвались вокруг лодки, среди гавани, не причиняя вреда». К счастью, «Краб» не пострадал.

Последнюю минную постановку «Краба» командующий Черноморским флотом назвал «…исключительно выдающимся подвигом». Надо сказать, что служба на «Крабе» стала хорошей школой для моряков, воспитала талантливых офицеров-подводников. В их числе последний командир «Краба» капитан 2-го ранга М. В. Паруцкий, исполняющий обязанности старшего офицера лейтенант Н. А. Монастырев, начальник подводной бригады капитан 1-го ранга В. Е. Клочковский (служил в подводном плавании с 1907 г.). Они затем служили в белом флоте, оказались в эмиграции.

26 апреля 1919 г. англичане вывели на внешний рейд Севастополя 12 подводных лодок и затопили, в их числе был и «Краб».

В 1923 г. была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), которая занималась подъемом затонувших кораблей. Работы по подъему «Краба» начались летом 1935 г. Его создатель Михаил Петрович Налетов жил в то время в Ленинграде. Он предложил проект его восстановления, но надобность в устаревшем «Крабе» отпала. Н. А. Монастырев так писал о «Крабе»: «Если он и обладал многими… недостатками, то это было следствием первого опыта, а не самой идеи, которая была совершенна».

Первый в мире минный заградитель был построен в начале прошлого века николаевскими корабелами и являлся оригинальным, принципиально новым судном, чем засвидетельствовал приоритет отечественной конструкторской мысли. В экспозиции николаевского Музея судостроения и флота представлены предметы, рассказывающие о событиях того времени: модель подводного минного заградителя «Краб», раритетная книга Н. Залесского «Краб» – первый в мире подводный заградитель», фотографии создателя «Краба» инженера М. П. Налетова, фотографии спуска «Краба» на воду.

В наше время ни один военный флот не обходится без подводных лодок. Идеи М. П. Налетова живут и развиваются.

Л. ШИНКАРЕНКО,
научный сотрудник Музея судостроения и флота;
И. ЛУЦИВА,
ст. научный сотрудник Музея судостроенияи флота.

http://www.up.mk.ua