2012-12-13 12:10:46
Заявление президента Украины Виктора Януковича в интервью индийскому изданию The Hindu о том, что Украина становится соперником России на рынке вооружений Индии, вызвало огромный резонанс. Украинские и российские средства массовой информации взорвались заголовками вроде «Украина обещает прервать гегемонию России на рынке вооружений Индии!» или «Украина станет соперником России на рынке вооружений».
Ранее в отдельных тендерах третьих стран, действительно,
украинские и российские «оборонщики» выступали конкурентами, правда,
бывало такое крайне редко (из более-менее существенных тендеров можно
упомянуть разве что «проигрыш» в 2011 году в Таиланде российского танка
Т-90 украинскому Т-84 «Оплот» – контракт оценивается в 230 миллионов
долларов). Но чтобы высокий украинский политик, а тем более первое лицо
державы заявляли о том, что Киев готовится стать соперником Москвы на
ее традиционных рынках вооружений – такого прежде не бывало.
Заявление,
действительно, резонансное, если учесть, что по объемам продажи
вооружений и военной техники Россия ежегодно занимает одно из двух
первых мест уже на протяжении многих лет, тогда как Украина постоянно
балансирует на грани вылета из первой «десятки» мировых экспортеров. Что
касается индийского рынка, то это, как известно, давние партнеры
российских производителей оружия, и ничто не говорит о существовании
каких-либо планов прерывать это сотрудничество.
В
частности, в период с 2007 по 2011 год Индия импортировала оружия в
целом на сумму в 15,7 миллиарда долларов, при этом 80% этого объема
приходятся на поставки из России. А в 2012 году объем российских
поставок продукции военного назначения в Индию, по данным российского
ЦАМТО, оценивается в 7,34 миллиарда долларов. На данный момент
Российская Федерация имеет долгосрочные оружейные контракты с индийскими
военными на сумму около 11 миллиардов долларов, прогнозируемый объем
поставок на четыре года составляет в общей сложности 14,6 миллиарда
долларов, построено несколько крупных совместных предприятий. То есть на
основании существующих договоренностей можно смело утверждать, что
российские «оружейники» уходить с индийского рынка не собираются. Более
того, в 2011 году отношения между двумя странами получили статус
«специального и привилегированного стратегического сотрудничества».
Что
касается Украины, то Индия в списке покупателей ее оружия появилась
лишь в 2011 году. Если не говорить о более ранних несущественных
контрактах на ремонт авиатехники. На протяжении последних лет главными
импортерами украинского оружия оставались страны Африки (затем, с
2009-2010 гг., на арену украинского оружейного бизнеса вышли Таиланд и
Ирак), при этом большая часть продаваемых изделий была спроектирована и
произведена еще в СССР. Как указывается в отчете Службы государственного
экспортного контроля Украины «Об объемах международной передачи
отдельных категорий вооружений, осуществленной Украиной в 2011 году», за
минувший год получателями в основном отремонтированной и
модернизированной военной техники стали Судан, Эфиопия, Таиланд, Ирак,
Центральноафриканская Республика, Чад, Азербайджан, Армения, Пакистан,
Туркменистан. При этом по сравнению с 2010 годом структура украинского
экспорта вооружений практически не изменилась, правда, крупнейшим
потребителем украинского оружия тогда выступила Демократическая
Республика Конго.
Что
касается Индии, то на сегодня в активе украинских «оборонщиков» лишь
два контракта. Первый – многолетний контракт на модернизацию партии 105
военно-транспортных самолетов еще советского производства Ан-32 на общую
сумму 400 миллионов долларов (был подписан в 2009 году, первая партия в
5 самолетов передана в 2011 году). Второй – на поставку в 2012-2013
годах ракет средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27 на сумму $246
миллионов долларов (был заключен весной 2012 года). Оба
контракта на приличную сумму, но если учесть, что их исполнение
растягивается на несколько лет, то в год они дают не такую уж большую
прибыль украинским производителям, – по крайней мере, просто
несопоставимую с объемами вооружений, идущих в Индию из России.
А потому не совсем понятно, что имел в виду Виктор Янукович (а точнее,
его консультанты, готовящие соответствующие справки), говоря о какой-то
серьезной конкуренции между украинскими и российскими оружейниками на
индийском рынке.
При
этом и относительно существующих контрактов есть нюансы. Так,
упомянутые ракеты Р-27, производимые украинской Государственной
акционерной холдинговой компанией «Артем», собираются с использованием
российских комплектующих (а сами эти ракеты были в свое время
разработаны в российском КБ «Вымпел», ныне ОАО «Государственное
машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова»). А
значит, от этого украинско-индийского контракта российский оборонно-промышленный комплекс имеет свою прибыль.
Именно поэтому, согласно данным российских средств массовой информации,
при заключении контракта Украины с Индией российская сторона не только
не возражала, а, наоборот, на разных этапах торопила украинских
«оборонщиков» (2). О какой же конкуренции украинских и российских производителей тут можно говорить?
Более
того, в сентябре 2012 года стало известно, что ГАХК «Артем» как
единственный на территории СНГ изготовитель управляемых ракет средней
дальности класса «воздух-воздух» Р-27 разных модификаций, которые
применяются для вооружения всех модификаций самолетов МиГ-29, Су-27,
Су-30 российского производства, готовится интегрироваться в российскую
«Корпорацию “Тактическое ракетное вооружение”». То есть «индийский ракетный контракт» будет выполнять, по сути, не украинское, а украинско-российское предприятие. А
самими этими ракетами будут оснащаться индийские Су-30МКИ опять-таки
российского производства – индийцы сейчас делают ставку на обновление
своего парка истребителей за счет закупки и лицензионного производства
этих самолетов, причем в перспективе количество Су-30МКИ в составе
индийских ВВС должно составить 230 единиц.
Может
быть, Киев собрался штурмовать индийский рынок какими-либо иными
вооружениями, где как раз и составит конкуренцию российским
производителям?
На этом предположении стоит остановиться подробнее.
В
области авиационной техники Киев, понимая перспективность индийских
заказов, уже пытался сделать прорыв, предложив Нью-Дели весной 2010 года
начать совместную разработку военно-транспортного самолета средней
грузоподъемности. По данным индийских военных, военно-транспортный
самолет мог бы быть разработан на базе ближнемагистрального
пассажирского лайнера Ан-148. Предположительно, грузоподъемность нового
транспортного самолета составит 10-12 тонн, и он мог бы заменить
устаревшие Ан-32, грузоподъемность которых составляет 7,5 тонн.
Однако
уже очень скоро стало ясно, что эти планы едва ли имеют перспективу: на
вооружении Индии сейчас находятся советские военно-транспортные
самолеты Ил-76 и Ан-32, которые начинают заменяться на американские
Boeing C-17 Globemaster III грузоподъемностью 77 тонн. В частности,
между американским правительством и Министерством обороны Индии в 2011
году было заключено предварительное соглашение на поставку 10 самолетов
С-17 военно-транспортного назначения, и уже в начале 2013 года первый
«транспортник», собранный авиастроительным концерном Boeing, поступит в
распоряжение индийских военных. При этом Индия уже выразила готовность
закупить еще 6-8 таких машин сверх объемов контракта. Также в рамках
обновления парка военно-транспортной авиации в 2010-2011 годах Индия
закупила 6 американских Lockhed Martin C-130J Super Hercules (контракт
был заключен в 2008 году), а в июле 2012 года власти США приняли решение
о продаже Министерству обороны Индии дополнительно 6
военно-транспортных самолетов C-130.
В
то же время Россия и Индия договорились о совместном производстве 205
многоцелевых военных транспортников MTA (Multi-Role Transport Aircraft).
Конечно, реальную конкуренцию американским машинам мог бы составить
украинско-российский Ан-70, но будущее этой машины, как известно,
туманно, тогда как Индия обновляет парк своих ВВС уже сегодня. Но и в
этом случае речь шла бы об украинско-российском, а не сугубо украинском
контракте с Индией.
Правда,
совсем недавно, в конце ноября 2012 года Индия объявила тендер на
поставку 56 военно-транспортных самолетов для замены устаревших
британских транспортников Hawker Siddeley HS-748М, изготовленных по
лицензии компанией Hindustan Aeronautics Limited. Возможная сделка
оценивается в серьезную сумму – 2,5-3 миллиарда долларов. При этом
первые 16 самолетов Индия планирует купить у изготовителя, а остальные
40 предполагается собрать в Индии по лицензии. Вот здесь, казалось бы, и
могут столкнуться интересы Украины и России, ибо в качестве возможных
конкурсантов в этом тендере рассматриваются российские Ил-114,
украинские Ан-148, транспортники Casa C-295 европейского концерна EADS, а
также итальянские C-27J Spartan (3). Однако на самом
деле и в этой ситуации нельзя однозначно говорить о прямой конкуренции
украинских и российских «оборонщиков». Ведь, как известно, самолет
Ан-148 спроектирован киевским АНТК им. Антонова, однако серийно будет
выпускаться совместно Украиной и Россией. В программе производства
задействованы украинский завод «Авиант» и российское «Воронежское
акционерное самолетостроительное общество».
Что
касается индийского бронетанкового рынка, то здесь, казалось бы, у
Украины есть перспективы. Еще зимой 2010 года Киев и Нью-Дели
подтвердили взаимную готовность к началу сотрудничества в модернизации
парка боевых машин пехоты БМП-2 в составе сухопутных войск Индии. Затем в
феврале 2011 года в ходе проходившей в Бангалоре (Индия) Международной
авиакосмической выставки AeroIndia-2011 дочернее предприятие
государственной компании «Укрспецэкспорт» — ГХВП «Спецтехноэкспорт» и
Индийская организация оборонных исследований и разработок (DRDO)
подписали контракт на поставку индийской стороне пробной партии
украинских двигателей 3ТД-2 для индийской бронетехники. После совместных
испытаний украинского двигателя в Индии должно было быть принято
окончательное решение о масштабе и формате налаживаемого сотрудничества,
не исключалось даже создание совместного предприятия. При этом,
согласно предварительным данным, общая потребность Индии в
модернизированных двигателях для БМП-2 оценивалась примерно в 2 тысячи
штук.
Однако
на сегодня, спустя почти два года, нет никаких данных о реализации
этого проекта. Да и получи он «зеленый свет», модернизацией, похоже,
Украине пришлось бы и ограничиться. На танковый рынок Индии украинским
танкостроителям точно ходу нет – здесь реализовываются старые контракты с
Россией, а также собственная программа производства танка Arjun. Первые
310 российских танков Т-90 Индия заказала в 2001 году, из них 186
танков были собраны на машиностроительном заводе вблизи города Мадрас, а
с 2009 года индийцы начали производить российские танки по лицензии.
Впрочем, Украина могла бы попытаться выйти на индийский рынок со своими
боевыми бронированными машинами (ББМ) типа БТР-3Е и БТР-4 и семейством
различных «боевых» модификаций на базе гусеничного МТ-ЛБ. Однако к этой
украинской технике интерес у индийцев пока не наблюдается.
Такая
же ситуация в сфере военного судостроения. В плане поставки надводных
кораблей (сегодня реализовываются контракты по поставкам фрегатов и
авианосца) Индия также традиционно ориентируется на Россию и говорить о
каких-то серьезных перспективах украинских судостроителей на индийском
рынке пока не приходится.
По
остальным направлениям структура российского экспорта оружия в Индию
такова, что украинским «оборонщикам» при всем желании трудно составить
конкуренцию своим российским коллегам. Это истребители и вертолеты,
противокорабельные ракеты, подводные лодки… В общем, все то, чего
Украина не производит.
Таким
образом, можно констатировать: по объемам оружейных контрактов с Индией
нахождение Украины в первой тройке экспортеров даже гипотетически
представить сложно. За второе место (после России) сегодня активно
соперничают США и Израиль (4). И что именно имел в виду президент
Украины Виктор Янукович, амбициозно заявляя о намерении Киева составить
серьезную конкуренцию Москве в военно-техническом сотрудничестве с
индийцами (а главное – зачем вообще надо было делать подобное заявление)
– покрыто мраком тайны.