Обыкновенные герои: как моряки «Гранита» одесскую нефтегавань спасли

2012-12-11 09:43:09

Команда одесского буксира «Гранит» во время памятной бури начала декабря спасла нефтегавань нашего порта от катастрофы, остановив сорвавшийся с якоря плавучий док. «Думская» побывала на борту героического плавсредства, пообщалась с моряками и даже совершила один боевой выход в море.



«Гранит», утверждают портовики, — судно необычное во всех смыслах. По красоте, скорости и мощи оно даст фору любому другому из 15-ти буксиров ОМТП. Шутка ли, пять тысяч лошадиных сил, собранных в один кулак! Буксир способен выполнять функции ледокола и бороться с пожарами.

В Одессу этот удалец проекта «Плутон» попал в 1982-м году, а построили его в финском городе Раума, где до сих пор делают лучшие в мире буксиры.

Длина 30-летнего ветерана — примерно 40 метров, ширина – 12,5 м, высота борта – семь метров. Скорость – 14,2 узла (26 км/ч). Мест для экипажа 12, но управлять «Гранитом» при необходимости могут всего четыре человека.

Старпом буксира Александр Томашевский рассказывает, что влюбился в судно с первого взгляда, когда 18 лет назад пришел работать на него простым матросом.

«Сейчас я знаю на «Граните» каждый винтик и каждую царапинку — и на палубе, и в машинном отделении. Он – мой второй дом», — говорит Александр Владимирович.

«Гранит» в порту видно издалека – железный силач, увешанный тракторными шинами, которые используются в качестве кранцев, возвышается над другими судами. Несмотря на 30-летний возраст, внутри буксир — как новенький. Ни пятнышка ржавчины – краска везде свежая, а что должно блестеть – сверкает. Вот что значит заботливый уход!

Мозг судна – капитанский мостик — из-за панорамных иллюминаторов больше похож на стеклянную галерею. Перед каждым выходом в море Александр Томашевский трижды крестит штурвал и повторяет, словно заклинание, слова: «Поехали, мой кормилец». Моряки – народ суеверный.

Спускаемся в камбуз. Это — владения кока Ирины Ватан. Потомственная морячка, она не верит в старую морскую примету о том, что женщина на корабле – к беде. «Наоборот, мы приносим счастье», — улыбается Ирина, переворачивая жарящуюся на медленном огне печенку. Повариха рассказывает, что после бури 3 декабря на нервах взяла швабру и вымыла весь «Гранит» от клотика до трюма — нужно было как-то успокоиться: «Самое интересное, что когда бросились наперерез доку, страха не было, он пришел только тогда, когда причалили».

Сегодняшняя задача «Гранита» — вывести в открытое море 260-метровый сухогруз. Приняв сигнал по рации от лоцмана, наш старпом приступает к операции «на укол». Так, на морском сленге, портовики называют действия, когда буксир толкает судно, упираясь ему носом в борт. Час работы – и «Гранит» выводит громадину сухогруза из акватории порта, после чего разворачивается и удовлетворенно идет в родную гавань. Все расслабляются. Боцман показывает мне на большое судно, которое покачивается у причала: «Видишь, газовоз стоит. Слава Богу, его не было тогда, в бурю, а то Бог его знает, чем бы эта канитель закончилась».

На «Граните» рассказывают, что первым о надвигающемся разгуле стихии узнал судовой кот. За два дня до природного катаклизма хвостатый любимец команды сбежал.

«А по морской примете, если кот ушел – жди беды», — говорит Томашевский.

Кошачий «прогноз» сбылся. С раннего утра 3 декабря моряки увидели, что сильнейший ветер гонит в гавань четырехметровые волны. Диспетчер предупредил, что погодные условия будут только ухудшаться.

«Вышел я на крыло мостика и вижу: огромный док сносит ветром на нефтегавань. Пару секунд понадобилось, чтобы сообразить: это не плановая операция, а внештатная ситуация. А значит, надо реагировать. Дал команду запустить двигатели и идти на перехват», — рассказывает старпом.

В этот день моряки «Гранита» поставили своеобразный рекорд, собравшись всего за 5 минут (обычно процесс подготовки судна к выходу в море занимает от 10 до 15 мин).

«Когда мы отчалили, док уже набрал скорость, — продолжает Томашевский. — Пришлось его догонять. Втиснулись, встали по центру и самыми полными ходами начали тормозить эту дуру. Потом подскочили другие буксиры и подсобили. Сработали вовремя, еще бы чуть-чуть – и быть беде».

На борту плавдока были люди, которые, не прояви команда «Гранита» профессионализм и самообладание, обязательно погибли бы. Ну и конечно, нефтегавань рисковала получить колоссальные разрушения.

Коллеги оценивают действия команды буксира на пять с плюсом: «Это — работа мастера высокого класса. Скорость дока была очень большой, он мог запросто снести буксир, который оказался бы между молотом и наковальней. И так броситься спасать положение могли только люди с железными нервами и высокой выучкой», — отмечает посетитель одного из морских форумов.

Впрочем, сами моряки утверждают, что ничего героического в их поступке не было: «Это наша работа, мы ее выполнили. Опыт у нас есть – в порту часто проходят тренировки. Но хотелось бы, конечно, чтобы учениями все и ограничивалось», — признается старший помощник.

Тем не менее, администрация порта обещает, что команда «Гранита» получит награду: «За 5 минут подключить такое количество механизмов и систем, выйти в море и успеть сориентироваться – это действительно подвиг», — говорит и.о. первого замначальника порта и начальник службы портофлота Геннадий Жуков.

К слову, для экипажа «Гранита» работа в экстремальных ситуациях – не в новинку. В прошлом году буксиру пришлось спасать обесточенное финское судно, попавшее в сильный шторм.

Автор – Надежда Маркевич, http://dumskaya.net